Разработка плана мероприятий по повышению эффективности государственного туристического бизнеса в условиях свободной зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
 исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
 проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
 выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ-турист бизнес госуд.docx

— 101.53 Кб (Скачать файл)

Еще одним из методов развития и продвижения в мировой туризм данного продукта должна стать активизация  процесса межгосударственных переговоров, в том числе в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и создания единого экономического пространства, по решению вопросов взаимного признания туристских виз и введения в дальнейшем единой туристской визы для стран-участниц, данных организаций.

Следующим приоритетным направлением развития туристской привлекательности  регионов является развитие пляжного и круизного туризма на Каспийском море.

В целях реализации этого  проекта планируются создание условий  для подготовки и организации  международного круиза по Каспийскому  морю: Актау - Астрахань (Россия) - Махачкала (Дагестан) - Баку (Азербайджан) - Энзели (Иран) - Туркменбаши (Туркменистан) – Актау.

Также одним из способов осуществления проекта развития пляжного и круизного туризма  на Каспийском море является запланированное  обустройство зоны отдыха Кендерли и проработка вопроса по созданию индустрии туризма и развлечений в городе Актау.

Государственной программой развития туризма на 2007-2011 годы запланировано  развитие космического туризма в  городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».

Реализация проекта предполагает проработку вопросов по строительству  туристского комплекса с индустрией развлечений возле города Байконыра с использованием новейших технологий (создание планетария, музея, мини-центра управления полетами, торгового центра по продаже сувениров и т.д.) до конца 2008 года.

Перечисленные проекты являются основными и приоритетными на данное время. Осуществление запланированных  мероприятий позволит Казахстану интегрировать  национальный туристский продукт в  мировой туризм, что, несомненно, окажет положительное влияние на привлекательность  Казахстана с туристической, экономической  и других точек зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Эффективность туристического  бизнеса в России и за рубежом

 

Индустрия туризма - одна из наиболее динамично развивающихся  мировых отраслей хозяйства. Она  входит в число трех крупнейших, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной. Туризм приносит больше половины национального дохода в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Греция, Голландия, Турция. Значение туризма как источника валютных поступлений для обеспечения занятости населения, расширения международных контрактов возрастает. Международный туризм в различных странах развит неодинаково, что объясняется разным уровнем их социально-экономического положения. На промышленные страны, где проживает 15% населения земли, приходится свыше 60% прибылей от иностранного туризма и 70-79% совершаемых в мире поездок. Причем около 40% прибытий туристов и валютных поступлений приходится на долю стран ЕЭС. Для многих стран туризм - существенный источник дохода и роста национальной экономики.

В России, как и в других странах СНГ, индустрия туризма  в настоящее время является развивающейся  отраслью. Однако в прошлом в нашей  стране туризм был весьма развит, и  в туристском движении участвовали  десятки миллионов человек. До распада  СССР международный и внутренний туризм был сосредоточен в основном в трех организациях: Госкоминтуристе, "Спутнике" (молодежный туризм), и в Центральном Совете по туризму и экскурсиям (профсоюзный туризм); частично туризмом занимались Министерство просвещения и Министерство обороны. На смену этим пяти организациям, централизованно управляющим туристской индустрией, пришли около 5 тыс. мелких и средних фирм, занимающихся туристской деятельностью. Таким образом, разрушение в 1990-1991 гг. союзных структур и ликвидация общесоюзных государственных органов управления в области туризма как в России, так и во всех независимых государствах, образовавшихся на базе бывших союзных республик, усиление тенденций к суверенизации, к переустройству границ, таможен, введение новых денежных единиц привели к резкому сокращению объемов в этой сфере деятельности между Россией и другими странами СНГ, а также станами - традиционными партнерами бывшего СССР. [6]

Туризм имеет огромное значение в формировании представлений  о стране, однако в современной  России рост иностранного туризма сдерживается неразвитостью инфраструктуры: недостаточное  количество гостиничных мест, их качество и размещение, не соответствующее  структуре спроса. Крайне низок уровень  рекламной работы по созданию имиджа отдельных туристских центров в  России, к тому же не сложилась система  управления этой отраслью в целом  по стране и отдельно по регионам, мелкие фирмы работают разрозненно и  дезорганизовано. Фактически отсутствует  законодательство по туризму, комплексные  программы по его развитию разработаны  не во всех туристских центрах. Помимо отечественных источников финансирования туризма важное место должно отводиться привлечению иностранных инвесторов. Необходимо создавать фонды развития туризма.

Сфера услуг в России переходит  на новые рыночные отношения, которые  еще не вполне сложились. Коренные изменения  в сфере организации туризма  в России, быстрая ликвидация государственной  системы управления туризмом, безлицензионное возникновение большого количества туристских предприятий привели не к росту объема иностранных туристов и поступлению валютных средств в бюджет, а к перераспределению их потоков и сбиванию цен за счет снижения качества обслуживания. Ущерб при этом наносится в целом всей отрасли, теряющей привлекательность для зарубежных туристов.

Но ситуация на российском туристском рынке все-таки постепенно стабилизируется. Исчезают мелкие фирмы, не выдерживающие конкуренции с  более крупными, а иностранные компании и корпорации все увереннее захватывают наш рынок и используют элемент новизны заграничных поездок, не очень дорогих для российских туристов. Назрела необходимость решать основные проблемы отрасли. Так, в стране отсутствуют мелкие и крупные гостиничные корпорации, которые могли бы вести борьбу с иностранными фирмами за рынок услуг; оставляют желать лучшего материальная база и техническое оснащение инфраструктуры; нет единой компьютерной сети по бронированию мест и туров [14].

Кроме того, становление  рыночных отношений в России, одномоментное  открытие рынка для зарубежных фирм привело к кардинальному изменению  соотношений экспортно-импортных  операций туризма и положения  страны в системе международного туризма. Россия превратилась в страну преимущественно выездного туризма  и стала ведущим рынком для  турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая основной объем  въездного туризма этих стран  и значительную часть их дохода от этого вида деятельности. Так, в 1998 г. по турпутевкам за границу выехало  свыше 3 млн. россиян, а их число по сравнению с 1994 г. возросло на 32%. При  этом выезд граждан превысил въезд  на 445 тыс. человек. Из-за финансового  кризиса в России выезд россиян  в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшился на 19%.

Расходы россиян по туризму  за рубежом в 1998 г. равнялись 6,2 млрд. долларов и уменьшились против 1997 г. на 15%. Материальная база для туризма  в России ежегодно сужается. Так, в 1998 г. число гостиниц и мотелей уменьшилось  на 14%, санаторно-оздоровительных организаций - на 20%.

В 1998 г. Россию посетили с  целью туризма более чем из 70 стран 2885 тысяч иностранных граждан, и их число возросло по сравнению  с 1994 г. в 3,1 раза, а против 1997 г. - на 26%. Увеличилось число туристов из Финляндии, Польши, Литвы, Китая, Латвии, Великобритании, Франции, Италии, Голландии и Израиля. Прогнозируется дальнейший рост числа  прибытий туристов вследствие начала выхода России из экономического кризиса.Отмечено, что в 1998 г. Россия была самой быстро растущей страной по туристскому рынку (по сравнению с 1997 г. - рост на 26%). [13].

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна  для основного сегмента отечественных  туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капитальных вложений.

Нынешнее состояние отечественных  предприятий турбизнеса свидетельствует  о том, что сами они пока не в  состоянии полностью финансировать  собственную модернизацию, реконструкцию  и расширение. В этих условиях остро  проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. Признание важности этого шага - не благородный жест в сторону туристской отрасли, а экономически выгодное решение, направленное к тому же на выполнение социальных задач. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

Ÿ быстрый возврат средств (4-8 лет);

Ÿ увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат;

Ÿ увеличение занятости населения;

Ÿ увеличение поступления валюты.

Принятый Закон о туризме  при всей его значимости - лишь законодательная  база. А федеральная программа  развития туризма в разделе инвестиций практически не выполняется. Таким  образом, налицо отсутствие необходимой  финансовой поддержки туризма как  со стороны федеральных, так и  со стороны местных властей. Более  того, идет удушение национальных предпринимателей непомерными налогами, постоянным ростом стоимости коммунальных услуг, эмиссией стоимости земли и основных фондов.

Сокращение объемов внутреннего  туризма и переориентация последнего на выездной уменьшает доходы, как российских производителей туристских услуг, так и государства, получающего доходы в виде налогов. В этих условиях важно и нужно финансировать развитие материально-технической базы отечественного туризма [4].

В условиях рыночной экономики  крайне важно учитывать региональный аспект, т.е. естественный фон, на котором  будет развиваться туристская деятельность.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С началом государственной  независимости Республике Казахстан  туристская отрасль не получила принципиальных структурных и содержательных изменений. Не уделялось внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма  и негосударственным туристским структурам. К тому же, на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказалась систематическая реорганизация органов государственного управления, отвечавших за развитие туризма и сокращение финансирования на их содержание. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

За годы государственной  независимости Казахстана, проведен ряд важнейших мероприятий по формированию национальной туристической  индустрии республики, заключено 22 международных соглашения в области  сотрудничества в сфере туризма, имеющих огромный потенциал социальной эффективности.

Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие  из-за границы, предпочитают останавливаться  в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах –  деловых центрах страны.

Современная туристская индустрия, базирующая на уникальном природном  и культурном потенциале Республики Казахстан, является естественным системообразующим  фактором гибкой интеграции туризма  в систему мировых хозяйственных  связей, одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал отраслью, несмотря на ее капиталоемкость.

На своевременном этапе  необходимо было исследовать аттрактивность регионов республики. Проведенное исследование показало низкий уровень привлекательности отдельных регионов республики. Планомерное решение проблем увеличения привлекательности регионов республики для туристов, разработки и внедрения дополнительных программ развития туризма в регионах, их своевременное финансирование и модернизация действующей инфраструктуры позволит в будущем значительно увеличить привлекательность всех туристских регионов Казахстана.

К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические  трудности, но и несовершенное налоговое  и туристское законодательство, в  частности, полное отсутствие необходимых  для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.

В процессе проведения анализа  современно состояния туристской отрасли  Казахстана были выявлены следующие  проблемы:

- преобладание малых туристических фирм, не имеющих кадровых и материально-технических ресурсов, не способствует развитию инвестиционных вложений в отрасль туризма;

- неразвитость транспортной инфраструктуры. Малое количество как регулярных, так и чартерных зарубежных авиарейсов. Развитие туризма ограничивается высокими транспортными издержками. Отсутствуют специализированные автотранспортные предприятия для туристской деятельности. Также не создана система электронного бронирования и планирования поездок;

- несоответствие статистического учета международным стандартам и отсутствие комплексного объективного учета экономического эффекта от туристской деятельности;

Информация о работе Разработка плана мероприятий по повышению эффективности государственного туристического бизнеса в условиях свободной зоны