Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Еще одним из методов развития и продвижения в мировой туризм данного продукта должна стать активизация процесса межгосударственных переговоров, в том числе в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и создания единого экономического пространства, по решению вопросов взаимного признания туристских виз и введения в дальнейшем единой туристской визы для стран-участниц, данных организаций.
Следующим приоритетным направлением развития туристской привлекательности регионов является развитие пляжного и круизного туризма на Каспийском море.
В целях реализации этого проекта планируются создание условий для подготовки и организации международного круиза по Каспийскому морю: Актау - Астрахань (Россия) - Махачкала (Дагестан) - Баку (Азербайджан) - Энзели (Иран) - Туркменбаши (Туркменистан) – Актау.
Также одним из способов осуществления проекта развития пляжного и круизного туризма на Каспийском море является запланированное обустройство зоны отдыха Кендерли и проработка вопроса по созданию индустрии туризма и развлечений в городе Актау.
Государственной программой развития туризма на 2007-2011 годы запланировано развитие космического туризма в городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».
Реализация проекта
Перечисленные проекты являются основными и приоритетными на данное время. Осуществление запланированных мероприятий позволит Казахстану интегрировать национальный туристский продукт в мировой туризм, что, несомненно, окажет положительное влияние на привлекательность Казахстана с туристической, экономической и других точек зрения.
3.2 Эффективность туристического бизнеса в России и за рубежом
Индустрия туризма - одна из наиболее динамично развивающихся мировых отраслей хозяйства. Она входит в число трех крупнейших, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной. Туризм приносит больше половины национального дохода в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Греция, Голландия, Турция. Значение туризма как источника валютных поступлений для обеспечения занятости населения, расширения международных контрактов возрастает. Международный туризм в различных странах развит неодинаково, что объясняется разным уровнем их социально-экономического положения. На промышленные страны, где проживает 15% населения земли, приходится свыше 60% прибылей от иностранного туризма и 70-79% совершаемых в мире поездок. Причем около 40% прибытий туристов и валютных поступлений приходится на долю стран ЕЭС. Для многих стран туризм - существенный источник дохода и роста национальной экономики.
В России, как и в других странах СНГ, индустрия туризма в настоящее время является развивающейся отраслью. Однако в прошлом в нашей стране туризм был весьма развит, и в туристском движении участвовали десятки миллионов человек. До распада СССР международный и внутренний туризм был сосредоточен в основном в трех организациях: Госкоминтуристе, "Спутнике" (молодежный туризм), и в Центральном Совете по туризму и экскурсиям (профсоюзный туризм); частично туризмом занимались Министерство просвещения и Министерство обороны. На смену этим пяти организациям, централизованно управляющим туристской индустрией, пришли около 5 тыс. мелких и средних фирм, занимающихся туристской деятельностью. Таким образом, разрушение в 1990-1991 гг. союзных структур и ликвидация общесоюзных государственных органов управления в области туризма как в России, так и во всех независимых государствах, образовавшихся на базе бывших союзных республик, усиление тенденций к суверенизации, к переустройству границ, таможен, введение новых денежных единиц привели к резкому сокращению объемов в этой сфере деятельности между Россией и другими странами СНГ, а также станами - традиционными партнерами бывшего СССР. [6]
Туризм имеет огромное
значение в формировании представлений
о стране, однако в современной
России рост иностранного туризма сдерживается
неразвитостью инфраструктуры: недостаточное
количество гостиничных мест, их качество
и размещение, не соответствующее
структуре спроса. Крайне низок уровень
рекламной работы по созданию имиджа
отдельных туристских центров в
России, к тому же не сложилась система
управления этой отраслью в целом
по стране и отдельно по регионам, мелкие
фирмы работают разрозненно и
дезорганизовано. Фактически отсутствует
законодательство по туризму, комплексные
программы по его развитию разработаны
не во всех туристских центрах. Помимо
отечественных источников финансирования
туризма важное место должно отводиться
привлечению иностранных
Сфера услуг в России переходит на новые рыночные отношения, которые еще не вполне сложились. Коренные изменения в сфере организации туризма в России, быстрая ликвидация государственной системы управления туризмом, безлицензионное возникновение большого количества туристских предприятий привели не к росту объема иностранных туристов и поступлению валютных средств в бюджет, а к перераспределению их потоков и сбиванию цен за счет снижения качества обслуживания. Ущерб при этом наносится в целом всей отрасли, теряющей привлекательность для зарубежных туристов.
Но ситуация на российском туристском рынке все-таки постепенно стабилизируется. Исчезают мелкие фирмы, не выдерживающие конкуренции с более крупными, а иностранные компании и корпорации все увереннее захватывают наш рынок и используют элемент новизны заграничных поездок, не очень дорогих для российских туристов. Назрела необходимость решать основные проблемы отрасли. Так, в стране отсутствуют мелкие и крупные гостиничные корпорации, которые могли бы вести борьбу с иностранными фирмами за рынок услуг; оставляют желать лучшего материальная база и техническое оснащение инфраструктуры; нет единой компьютерной сети по бронированию мест и туров [14].
Кроме того, становление
рыночных отношений в России, одномоментное
открытие рынка для зарубежных фирм
привело к кардинальному
Расходы россиян по туризму
за рубежом в 1998 г. равнялись 6,2 млрд.
долларов и уменьшились против 1997
г. на 15%. Материальная база для туризма
в России ежегодно сужается. Так, в 1998
г. число гостиниц и мотелей уменьшилось
на 14%, санаторно-оздоровительных
В 1998 г. Россию посетили с целью туризма более чем из 70 стран 2885 тысяч иностранных граждан, и их число возросло по сравнению с 1994 г. в 3,1 раза, а против 1997 г. - на 26%. Увеличилось число туристов из Финляндии, Польши, Литвы, Китая, Латвии, Великобритании, Франции, Италии, Голландии и Израиля. Прогнозируется дальнейший рост числа прибытий туристов вследствие начала выхода России из экономического кризиса.Отмечено, что в 1998 г. Россия была самой быстро растущей страной по туристскому рынку (по сравнению с 1997 г. - рост на 26%). [13].
Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.
Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капитальных вложений.
Нынешнее состояние
быстрый возврат средств (4-8 лет);
увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат;
увеличение занятости населения;
увеличение поступления валюты.
Принятый Закон о туризме при всей его значимости - лишь законодательная база. А федеральная программа развития туризма в разделе инвестиций практически не выполняется. Таким образом, налицо отсутствие необходимой финансовой поддержки туризма как со стороны федеральных, так и со стороны местных властей. Более того, идет удушение национальных предпринимателей непомерными налогами, постоянным ростом стоимости коммунальных услуг, эмиссией стоимости земли и основных фондов.
Сокращение объемов
В условиях рыночной экономики крайне важно учитывать региональный аспект, т.е. естественный фон, на котором будет развиваться туристская деятельность.
Заключение
С началом государственной
независимости Республике Казахстан
туристская отрасль не получила принципиальных
структурных и содержательных изменений.
Не уделялось внимания комплексному
прогнозированию, долгосрочному планированию,
территориальной организации
За годы государственной независимости Казахстана, проведен ряд важнейших мероприятий по формированию национальной туристической индустрии республики, заключено 22 международных соглашения в области сотрудничества в сфере туризма, имеющих огромный потенциал социальной эффективности.
Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие из-за границы, предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах – деловых центрах страны.
Современная туристская индустрия,
базирующая на уникальном природном
и культурном потенциале Республики
Казахстан, является естественным системообразующим
фактором гибкой интеграции туризма
в систему мировых
На своевременном этапе необходимо было исследовать аттрактивность регионов республики. Проведенное исследование показало низкий уровень привлекательности отдельных регионов республики. Планомерное решение проблем увеличения привлекательности регионов республики для туристов, разработки и внедрения дополнительных программ развития туризма в регионах, их своевременное финансирование и модернизация действующей инфраструктуры позволит в будущем значительно увеличить привлекательность всех туристских регионов Казахстана.
К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.
В процессе проведения анализа современно состояния туристской отрасли Казахстана были выявлены следующие проблемы:
- преобладание малых туристических фирм, не имеющих кадровых и материально-технических ресурсов, не способствует развитию инвестиционных вложений в отрасль туризма;
- неразвитость транспортной инфраструктуры. Малое количество как регулярных, так и чартерных зарубежных авиарейсов. Развитие туризма ограничивается высокими транспортными издержками. Отсутствуют специализированные автотранспортные предприятия для туристской деятельности. Также не создана система электронного бронирования и планирования поездок;
- несоответствие статистического учета международным стандартам и отсутствие комплексного объективного учета экономического эффекта от туристской деятельности;