Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
2.4 Анализ прибыли и рентабельности ИБПиЭ
Целью данного вида анализа является выявление финансовых результатов деятельности и оценка на их основе эффективности хозяйствования предприятия.
Прибыль предприятия в 2006 году составила 8,1 тыс. рублей, что на 5,7 тыс. рублей меньше, чем в предыдущем году. Сокращение прибыли предприятия на 41,3% связано со снижением объема реализации услуг ИБПиЭ на 32,97% и одновременно с этим недостаточного сокращения в анализируемом периоде издержек предприятия.
Рентабельность услуг ИБПиЭ в 2000 году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 12,56% и составила 0,99%. То есть, предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг, имеет лишь 1 копейку прибыли. Кроме того, рентабельность продаж ИБПиЭ уменьшилась на 12,44% и в 2000 году составила 0,98%. Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности. В данном случае предприятие с каждого рубля продаж имеет 1 копейку прибыли.
2.5 Финансовый анализ ИБПиЭ
В рамках анализа хозяйственной деятельности был проведён финансовый анализ бухгалтером ИБПиЭ, результаты которого представлены ниже.
Наиболее общее представление
об имевших место качественных изменениях
в структуре средств и их источников,
а также в их динамике были получены
с помощью вертикального и
горизонтального анализа
По данным вертикального анализа баланса ИБПиЭ за 2006 год видно, что наибольший удельный вес в активе баланса занимают денежные средства. В течение года структура актива баланса практически не изменилась, за исключением незначительных структурных изменений в статьях «дебиторская задолженность» и «денежные средства» в пределах. В результате горизонтального анализа баланса ИБПиЭ было выявлено, что валюта баланса в течение 2006 года увеличилась на 233,4% и к концу года составила 213,1 тыс. рублей.
В целом, можно сказать, что
в статьях баланса произошли
следующие изменения: размер дебиторской
задолженности увеличился на 80%, денежные
средства предприятия увеличились
на 167,4%. Кроме того, к концу года
наблюдается значительное увеличение
суммы средств в разделе «
Произошедшие в структуре и динамике баланса ИБПиЭ изменения связаны в основном с особенностью и механизмами расчета предприятия с бюджетом, клиентами и поставщиками турпродукта.
Таким образом, с помощью
вертикального и
По результатам проведенного
анализа хозяйственной
ИБПиЭ работает в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских услуг. С каждым годом количество предприятий туризма увеличивается, расширяется спектр предлагаемых ими услуг, улучшается качество обслуживания клиентов, разрабатываются новые туристские маршруты, осваиваются и применяются новые информационные технологии в сфере туризма. Предприятию требуется новый, современный подход к обслуживанию и освоению новых рынков сбыта туристских услуг.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия показал снижение объемов реализации предлагаемых ИБПиЭ в 2005 году услуг по сравнению с предыдущим годом на 32,97%. Причем сокращение объёмов услуг во многом определилось общим состоянием экономики региона и платежеспособностью населения. Было установлено, что для ИБПиЭ основным туристским сезоном являются второй и третий кварталы. Поэтому предприятию следует работать в направлении расширения сезонности оказываемых услуг.
Анализ издержек фирмы показал общее их увеличение в отчетном году, а также превышение темпа роста издержек над аналогичным показателем объема реализации услуг фирмы на 0,1%, что свидетельствует о недостатках работы предприятия в направлении эффективного использования ресурсов.
Показатель выработки в 2006 году по предприятию составил лишь 67,03% от аналогичного показателя предыдущего года, что полностью связано с сокращением объема реализации услуг.
Таким образом, ИБПиЭ следует разрабатывать и применять меры по минимизации денежных и материальных затрат, информационных ресурсов и рабочей силы на единицу туристского продукта.
Вместе с тем, чтобы
оставаться конкурентоспособным
Предприятию необходим ряд решительных и действенных мер по улучшению своего финансового положения, а именно максимально возможное повышение объема реализации услуг, поддержка со стороны финансовых институтов и инвестиционные вложения капитала.
Для успешного функционирования ИБПиЭ на туристском рынке области, особенно в современных нестабильных рыночных условиях, в процессе своей деятельности фирме не достаточно лишь накопленного за продолжительный период работы в индустрии туризма опыта, налаженных связей и авторитета среди туристских фирм области. Следует обратить особое внимание на современные подходы к организации обслуживания туристов, маркетинговые приемы и способы привлечения клиентов, изучение туристских предпочтений и разработку новых программ обслуживания.
Накопленный за продолжительный период работы в индустрии туризма опыт и знания, прочные деловые связи, надежные партнеры и огромный потенциал Иркутской области в сфере туризма и путешествий дают реальную возможность ИБПиЭ занять достойное место среди основополагающих предприятий обслуживания нашего региона
6. Маркетинговое исследование туристических рынков
В основе анализа потенциальных туристических рынков, проведенного НПО «Эко-Алтай» в рамках Программы развития туризма ВКО, 2006 г., были использованы опыт туроператоров, работающих в данном регионе и ситуация на сопредельных территориях России и Китая, имеющих аналогичные условия: российская и китайская части Алтая.
Казахстан, внутренний рынок. Последние два года значительно возрос интерес у «среднего класса» граждан РК к путешествиям в Казахстане, и, в частности, в Восточном Казахстане. Это и «пляжный» туризм, и экотуры. Экотуры, в основном, проводятся на автомобилях с элементами треккинга, рафтинга и большой научно-познавательной составляющей, включая такие специализированные туры, как орнитологические («бёдвочеры»), энтомологические, этнографические, ботанические и др., которые в единичных количествах проводятся ТОО «Экосистем» и «Алтайские экспедиции» для любителей и профессионалов - ученых. Последнее время эта территория стала интересной для проведения научно-исследовательских и учебных работ зарубежными университетами. В т.ч. Пражским университетом.
Помимо этого, интеллектуальный уровень туристов, которые пользуются услугами туроператоров, весьма высок. Что и определяет интерес к истории, культуре и природе региона.
Преимущественно, это жители Алматы, Астаны, Павлодара, Атырау и других городов с высоким уровнем жизни. Такие путешествия неизменно получают высокую оценку в сравнении с зарубежными «классическими» курортами и туристическими центрами Турции, Болгарии, Испании и др.
Особо следует выделить весьма многочисленную группу потенциальных туристов, как экспатрианты. – Иностранные специалисты, работающие в Казахстане в иностранных фирмах. Они хорошо знакомы с нашими условиями. Особенно большое количество людей такой категории на нефтяных промыслах Западного Казахстана. Для них интересно будет познакомиться с природой и культурой страны, в которой они работают и живут. В этой ситуации будет быстро и просто организовать поездку к началу тура или на местный курорт. К ним можно отнести активные экологические туры, оздоровительные летние и зимние центры (Голубой Залив, Алаколь, горнолыжные центры).
Для привлечения этой группы туристов необходимо систематически проводить для персонала этих компаний презентации, предоставлять рекламу, организовать посредников в лице местных туристических фирм. Общее количество туристов может достичь к 2010 г. не менее 100 тыс. человек в год.
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
Среди проектов, направленных на повышение туристской привлекательности отдельных регионов республики особое место отводится созданию туристских центров в Щучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области, на побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области, развитию пляжного и круизного туризма на Каспийском море и созданию условий для развития космического туризма в городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты». Реализация данных проектов оживит развитие туризма и по казахстанскому отрезку Великого Шелкового пути.
Важное место в проектах развития туризма в регионах Казахстана занимает проект развития города Алматы и Алматинской области. С этой целью запланирован ряд мероприятий способствующих решению поставленной цели.
В первую очередь планируется скорейшее развитие инфраструктуры туризма и спорта в городе Алматы и Алматинской области в рамках генеральных планов развития и мастер-планов создания и развития туристского кластера.
Во вторых, запланирована
разработка технико-экономического обоснования
(ТЭО) и проектно-сметной
Также намечено создание условий для дальнейшего развития инфраструктуры при АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в целях формирования сферы сопутствующих услуг.
Следующим по степени важности является развитие города Астаны и Акмолинской области.
В рамках осуществления данного пункта программы развития туризма, предусмотрено создание условий для развития сферы сопутствующих услуг, включая индустрию развлечений в Щучинско-Боровской курортной зоне.
Определена необходимость развития инфраструктуры экологического туризма в национальном природном парке «Бурабай».
Запланировано строительство этнографического комплекса «Шебер ауылы» с выставочным центром «Дворец мастеров», призванного демонстрировать кочевой быт саков, их самобытную культуру и традиции по аналогии с Деревней фараонов (Египет), комплексом «От-бос» (Квебек, Канада), в селе Мартыновка Аршалынского района Акмолинской области (в 30-ти км от города Астаны).
Также, одним из приоритетных
направлений программы в
Конкурентное преимущество Казахстана по сравнению с Узбекистаном, в котором доминируют только культурные ценности, состоит в том, что казахстанская часть Шелкового пути представляется также комбинированными турами в сочетании с уникальными природными ландшафтами, эндемической флорой и фауной, памятниками историко-культурного наследия кочевников и культуры народов древних городов.
В рамках осуществления первого этапа проекта по организации международного туристского поезда «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту: Алматы - Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье - Алматы в 2007-2008 годы.
Далее прогнозируется проведение межгосударственных переговоров по осуществлению второго этапа проекта по организации международного туристского поезда «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту Алматы - Тегеран и подготовка к реализации третьего этапа, включающего продление маршрута через Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая до города Пекина к концу 2008 года.
Также для осуществления данного проекта запланировано создание дорожной карты от пограничных пунктов «Хоргос» и «Дружба» до города Туркестана Южно-Казахстанской области с указанием объектов придорожной инфраструктуры.
Развитие инфраструктуры
проекта планируется
Необходимо создание на базе
традиционной застройки городов
и поселений Шелкового пути инфраструктуры
туризма: предприятий сервисного обслуживания
и торговли, паломнических и туристских
комплексов, мастерских народных ремесел,
этнографических музеев и театров,
ритуально-культовых и