Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Анализируя рынок туристских услуг, можно отметить тенденцию увеличения предприятий сферы туризма в городе Иркутске и Иркутской области. Особенно заметное увеличение наблюдается в последние 5-7 лет. Среди фирм, оказывающих услуги по приему и экскурсионному обслуживанию туристов можно назвать следующие: ОАО "Иркутск-Интурист-Байкал", предприятие областного совета профсоюзов "ИркутскТурист", предприятие "Альпиндустрия-Байкал". Данные предприятия туризма являются основными конкурентами ИБПиЭ, так как предлагаемые ими набор услуг и виды обслуживания сходны с услугами анализируемого нами предприятия. Кроме того, на рынке туристских услуг в настоящее время действуют многочисленные туристические фирмы, организующие отправку российских туристов по России, а также реализующие путевки в страны ближнего и дальнего зарубежья. Среди таких туристских организаций можно назвать: турагентство "Россина", агентство воздушных сообщений "East Lane", турфирмы "Радиан-тур", Лавли-тур", "ИльямарТур", "ТСВ travel" и многие другие. Данные предприятия туризма также можно назвать конкурентами ИБПиЭ.
Что касается потребителей туристских услуг фирмы, то в целом можно сказать, что ИБПиЭ действует на следующих типах клиентурных рынках:
1. Потребительский рынок, где товары и услуги приобретаются для личного потребления. Здесь клиентами фирмы выступают частные лица, которые в качестве услуг ИБПиЭ в основном предпочитают семейный и индивидуальный туризм в страны дальнего, реже ближнего зарубежья, отдых на местных туристических и оздоровительных базах.
2. Рынок производителей, где услуги, в основном экскурсионные, приобретаются у ИБПиЭ туристскими организациями для их использования в процессе производства.
3. Рынок промежуточных продавцов, где услуги ИБПиЭ приобретаются с целью последующей перепродажи их с прибылью для себя. Здесь клиентами фирмы выступают, в основном, турагенты из Москвы и Санкт-Петербурга, реализующие туры ИБПиЭ за рубеж.
4. Рынок государственных учреждений, где услуги безвозмездно передаются тем, кто в них нуждается. Среди таких клиентов фирмы можно выделить Иркутский Государственный Технический Университет, Кировский комитет инвалидов и ветеранов, детские дома и школы города, Областной комитет охраны лесов, Банковская школа ЦБ РФ и некоторые другие. Вышеперечисленные клиенты в основном пользуются экскурсионными услугами, услугами баз отдыха, также с их стороны поступают заявки на групповые туры по России, странам дальнего и ближнего зарубежья.
5. Международный рынок. На данном типе рынка ИБПиЭ работает по приему и отправке туристов с такими странами как Япония, Китай, Бельгия, Англия, Франция, Турция, Германия, Швеция и др.
Для привлечения клиентов и борьбы с конкурентами ИБПиЭ применяет различные системы скидок. Так, в дни школьных каникул школьникам и студентам предоставляются скидки в размере 10% от стоимости тура, для постоянных клиентов бюро действует система накопительных скидок, определенными льготами пользуются владельцы пластиковых карт Count Down.
Следует отметить, что за последние 40 лет работы ИБПиЭ жалоб от клиентов на качество обслуживания не поступало. Со стороны же администрации города и области деятельность ИБПиЭ отмечена грамотами и благодарственными письмами. В частности, Областным Комитетом по туризму и спорту бюро награждено грамотами за развитие туризма в Иркутской области, а также за успехи в развитии экскурсионной работы получены благодарственные письма от областного совета профсоюзов.
2.2 Анализ объема реализации туристических и экскурсионных услуг
Существенно расширившаяся
открытость российской экономики привела
к значительному ужесточению
требований, предъявляемых к
В ходе анализа хозяйственной деятельности ИБПиЭ будет проведена оценка предприятия по следующим направлениям: анализ объема реализации услуг предприятия, анализ использования трудовых ресурсов предприятия, анализ издержек фирмы, а также анализ прибыли и рентабельности услуг и продаж ИБПиЭ.
Целью данного анализа является нахождение путей увеличения объема реализации услуг, улучшения их качества и резервов роста.
Задачами анализа реализации услуг являются:
анализ структуры и номенклатуры работ, услуг;
анализ сезонных колебаний объема реализации предоставляемых услуг;
анализ структуры и динамики услуг ИБПиЭ по приему.
Таблица 1 - Динамика объема реализации услуг ИБПиЭ
Вид услуг Объем реализации услуг, тыс. руб. Абс.откл., тыс.р. Темп прироста, проц.
2005 2006
Туристические услуги всего: 218,0 988,8 770,8 353,6
146,7 674,4 527,6 359,6
В том числе:
Прием:
- прием российских туристов 102,
- прием иностранных туристов 44,
Отправка 71,3 314,4 243,2 341,
Экскурсионные услуги всего: 68,9 320,9 252,0 365,7
В том числе: 45,1 214,0 169,0 375,0
- российские туристы
- иностранные туристы 23,8 106,
Всего услуг 286,9 1309,7 1022,8
На основании Таблицы
1 можно сделать вывод, что темп
прироста оказанных услуг увеличился.
Причинами такого увеличения, по-видимому,
является кризис 90-х годов. В этот
период спрос на туристские услуги
практически полностью
Также положительная динамика наблюдается в изменении объема экскурсионного обслуживания российских и иностранных туристов. По данным "Отчета о прибылях и убытках за 2006 год" ИБПиЭ для простоты учета выделяет в своей деятельности такие виды услуг, как туристическое и экскурсионное обслуживание. Наибольший удельный вес в структуре услуг ИБПиЭ занимают туристические услуги (76,0% в 2005 году и 75,5% в 2006 году)
На базе бухгалтерской отчетности ИБПиЭ проследим внутригодовые изменения объема реализации услуг. В таблице 2 представлены данные об объеме реализации туристских и экскурсионных услуг фирмы поквартально за 2005 - 2006 годы.
Таблица 2 - Поквартальный объем реализации услуг ИБПиЭ за 2005 – 2006 гг., тыс. р.
Виды услуг 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал
2005 2006 2005 2006 2005 2006
Туристские услуги 38,8 21,9
Экскурсионные услуги 12,2 7,1 15,6 145,1 32,
Всего услуг 51,0 29,0 65,1 592,3
Из таблицы 2 видно, что наибольший объем оказанных услуг приходится на второй квартал 2006 года – 592,3 тыс.р., как в целом, так и по отдельным видам: туристские услуги – 447,2 тыс.р., экскурсионные – 145,1 тыс.р. А наименьший – на четвертый квартал 2005 года и составил в общем объеме оказываемых услуг 36,2 тыс.р. По туристским и экскурсионным услугам наименьшее количество услуг было оказано в первом квартале 2006 года.
Если рассматривать отдельно по годам, то в 2005 году наибольший объем реализации был в третьем квартале и составил 134, 6 тыс.р. в целом по предприятию. Та же тенденция наблюдается по отдельным видам услуг: туристские и экскурсионные услуги соответственно. В 2006 году наибольшее увеличение наблюдается также во втором квартале.
Таким образом, проанализировав
внутригодовые изменения
В соответствии с рисунком 2 в 2006 году максимальное повышение анализируемого показателя наблюдается во втором квартале.
Явно выраженный сезонный характер объема реализованных услуг ИБПиЭ может быть обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.).
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.
Основываясь на проведенном анализе сезонности объема реализации услуг, главным туристским сезоном для ИБПиЭ, когда наблюдаются наибольшие значения таких показателей, как объем реализации услуг и коэффициент сезонности, являются второй и третий кварталы.
Далее проведем анализ деятельности ИБПиЭ по приему туристов за последние два года (2005 – 2006 гг.). Так, исходя из имеющихся по ИБПиЭ данных известно, что общее число туристов, обратившихся в фирму в предыдущем году, составило 845 человека. Из которых 254 человека - иностранные туристы, 591 человек - российские.
По данным таблицы можно сделать вывод о значительном увеличении количества принятых туристов в 2006 году как иностранных, так и российских. Чем и объясняется значительное увеличение объема оказанных туристско-экскурсионных услуг.
Таблица 3 - Динамика приема туристов за 2005 - 2006 годы
Показатель 2005 2006
чел. проц.
Прием иностранных туристов,
чел. 254,00 596,00 342,00 134,
Прием российских туристов,
чел. 591,00 969,00 378,00 63,
Итого прием: 845,00 1565,00 720,00
По данным таблицы 3 можно проследить следующие изменения в деятельности фирмы по приему туристов за два предыдущие года работы ИБПиЭ. В целом за два года прием туристов ИБПиЭ увеличился на 85,21% или за туристскими услугами по приему в организацию в 2006 году обратилось на 720 человек больше, чем в 2005 году. Причем следует отметить значительное увеличение числа прибытия в наш регион российских туристов.
Также наблюдается увеличение
числа прибытия иностранных туристов.
Что является положительным явлением
в развитии туризма. Таким образом,
наибольшее увеличение наблюдается
в приеме иностранных туристов по
сравнению с увеличением
Следует отметить, что по данным ИБПиЭ средняя продолжительность пребывания в регионе иностранных туристов - 3 дня, российских туристов - 6 дней. Таким образом, можно определить, что средняя продолжительность пребывания общего числа туристов в регионе равно 5-ти дням.
2.3 Анализ издержек ИБПиЭ
Целю данного вида анализа является определение уровня издержек фирмы и установление резерва их снижения для повышения эффективности хозяйствования предприятия. Задачей анализа является анализ динамики издержек.
Для анализа издержек предприятия
исследуем изменение общей
Таблица 4 - Структура издержек ИБПиЭ за 2005 – 2006 гг.
Наименование показателя 2005
Материальные затраты, тыс. р. - - - -
Затраты на оплату труда, тыс. р. 111,6 241,2 129,6 116,1
Отчисления на социальные нужды, 35,8%, тыс. р. 40,0 86,3 46,4 116,1
Амортизация, тыс. р. - - - -
Прочие затраты, тыс. р. 93,4 784,3 690,9 739,7
в том числе: аренда здания, тыс. р. 18,3 29,6 11,3 61,7
коммунальные платежи, тыс. р. 10,1 16,3 6,2 61,4
услуги сторонних организаций, тыс. р. 65,0 734,1 669,1 1029,4
прочие, тыс. р. - 4,3 4,3 -
Итого по элементам затрат, тыс. р. 245,0 1111,8 866,8 353,8
Основываясь на данных таблицы
4 можно сделать следующие