Разработка плана мероприятий по повышению эффективности государственного туристического бизнеса в условиях свободной зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
 исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
 проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
 выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТУРИСТКИЙ БИЗНЕС КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и экономическое содержание государственного туристического бизнеса
1.2 Государственное регулирование и потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в государстве.
1.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАТИНСКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Основные виды деятельности и характер предоставляемых услуг Иркутского Бюро Путешествий и Экскурсий
2.2 Анализ объема реализации услуг предприятия
2.3 Анализ издержек, пибыли и рентабельности Бюро
ГЛАВА 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯЪ СВОБОДНОЙ ЗОНЫ
3.1 Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов
3.3 Эффективность туристического бизнеса в Казахстане и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ-турист бизнес госуд.docx

— 101.53 Кб (Скачать файл)

- создать телефонную информационную службу помощи туристам в режиме «hot line» в областях и городах Астане и Алматы.

Наряду с прочими вопросами  развития туристской деятельности в  Казахстане, в Программе затронут вопрос о международном сотрудничестве в области туризма.

Важным аспектом международного сотрудничества признано взаимодействие с Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Казахстан активно участвует  в мероприятиях, проводимых ЮНВТО. Роль этой организации в развитии туризма  и установлении сотрудничества между  странами мирового туристского сообщества неоценима и важна для всех ее членов, тем более, когда ЮНВТО  стала специальным учреждением  Организации Объединенных Наций, что, в свою очередь, усиливает позиции  данной организации по активному  продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.

В рамках сотрудничества со Всемирной туристской организацией Казахстану была оказана техническая помощь в проведении предварительного исследования туристского потенциала страны в 1997 году, которое стало основой Программы развития туристской отрасли на 2003 – 2005 годы. В республике проведены региональные семинары ЮНВТО «Экологический туризм – инструмент устойчивого развития для переходной экономики стран СНГ, Китая и Монголии», «Тенденции и методики развития мирового туризма».

Главными направлениями  в развитии международного туризма  являются расширение международных  туристских связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.

При этом запланированы следующие  меры:

- обеспечение реализации ранее заключенных межправительственных соглашений в области туризма;

- проработка вопроса об открытии туристских представительств при посольствах РК в странах, генерирующих основные туристские потоки в республику;

- инициация и обеспечение проведения в Казахстане крупных международных форумов, саммитов, конференций и семинаров;

- проработка вопроса проведения XVIII сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Астане в 2009 году;

- проведение работы по организации совместных туристских маршрутов и введению упрощенных процедур приграничного и таможенного контроля для туристов в рамках приграничного сотрудничества с сопредельными государствами;

- развитие регионального сотрудничества с государствами Центральной Азии по развитию трансграничных туристских маршрутов и, в первую очередь, с Иссык-Кульским регионом Кыргызстана;

- реализация мер по выдвижению Казахстана в Исполнительный совет Всемирной туристской организации в 2007 году.

Также планируется повышение  конкурентоспособности туристского  продукта и индустрии туризма  путем кластерного развития которое должно помочь в ускорении процесса создания кластерных звеньев, улучшении их взаимодействие и осуществлении приоритетный плановых действий, представленных в виде республиканского мастер-плана. В рамках создания и развития туристского кластера в Казахстане планируется осуществление активной и жесткой маркетинговой политики в целях продвижения казахстанских туристских продуктов на мировой рынок.

Основными туристскими продуктами Казахстана для международных рынков определены комбинированные туры, предполагающие путешествие по маршруту «От бескрайних степей до заснеженных горных вершин», и степное сафари с использованием джипов и проживанием в юртах  либо трейлерах.

Для успешного позиционирования Казахстана на международном туристском рынке на 2007-2011 годы в рамках Программы  определены три приоритетных туристских рынка:

1. Россия, Германия, Великобритания, Южная Корея, Турция, Китай.

2. Франция, Япония.

3. США, страны Азиатско-Тихоокеанского  региона.

Таким образом, необходимо разработать  стратегию продвижения Казахстана как нового и привлекательного туристского  объекта в Центральной Азии и  Евразии.

Решение проблем современного туристического рынка Казахстана должно проводиться поэтапно, совместно  с представителями исполнительной власти на местах, в регионах, что  позволит значительно упростить  и ускорить процессы формирования туристской привлекательности республики на мировом  рынке туристических услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы в российском туризме особенно остро ощущалась  несовершенство и отсутствие необходимой  законодательной базы, регулирующей деятельность данной отрасли экономики.

В 1995 году был принят закон "Об основах туристской деятельности в РФ"[2]. В 1996 году он вступил в  силу, и вскоре после этого туристские фирмы обязали еще и получать лицензии на международную туристскую деятельность.

Развивать рынки въездного  и внутреннего туризма российской туристической администрации мешала хроническая нехватка денег. Суммы, которые государство выделяло на туризм в рамках федеральной программы, были поистине смехотворными. Так, на 2001 год отрасли дали 2,2 млн. рублей. Потом, правда, добавили еще 3 млн. - итого $ 180 тыс.

В то время как туристические  власти бились над решением насущных проблем, государственной политики в области туризма не существовало, и вырабатывать ее никто особенно не спешил. А после того как в  начале 2001 года были отменены льготы по уплате НДС на турагентские услуги и льготы по НДС на турпутевки, а  также введен четырехпроцентный  налог с продаж, туроператоры и  вовсе заговорили о фискальном прессинге  в отношении туристического бизнеса. [7].

Такое положение дел, естественно, совершенно не способствовало оздоровлению туристического рынка и развитию добросовестной конкуренции. По данным лицензионной палаты, в начале 2001 года выдавалось до 300 лицензий на осуществление  международной туристической деятельности. Причем людей, имевших опыт работы в  туризме, среди приходивших за лицензиями было меньшинство. Большая часть обращавшихся некогда не занималась туристическим бизнесом. Кроме того, за период 2000-2001 годов в адрес федеральных лицензирующих органов поступило 105 жалоб клиентов на турфирмы. В субъектах РФ за 2000 год было рассмотрено 3637 претензий граждан к турфирмам, а за январь 2001 года - 533.

Ситуация начала меняться лишь в 2000 году с приходом в руководство  отрасли нового заместителя министра экономического развития РФ, курирующего  департамент туризма. На это пост был назначен генеральный директор петербургской турфирмы "Нева" Владимир Стржалковский [6].

13.08.2001 года вступила в  силу новая редакция Федерального  Закона № 128 «О лицензировании  отдельных видов деятельности»[1]. Это не относящееся на первый  взгляд непосредственно к туристической  отрасли событие существенно  отразится на порядке лицензирования  деятельности туристических предприятий  и в целом на туристическом  бизнесе. Согласно внесенным в  данный норматив поправкам вводится  раздельное лицензирование существующих  видов деятельности – туроператорской,  турагентской деятельности по  оказанию услуг клубного отдыха (таймшер).

Говоря общедоступным  языком, лицензирование - это способ защиты потребителя от некачественных товаров либо плохого сервиса. Наличие  лицензии предполагает, что ее владелец вправе заниматься тем или иным видом  деятельности, так как он отвечает определенным базовым требованиям.

Следует отметить, что правом выдавать лицензии на туроператорскую  деятельность обладает лишь один государственный  орган - Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ. Считается, что централизация  полномочий позволит избежать перегибов  на местах - предъявления дополнительных требований к соискателям, лишних проверок. Самостоятельно лицензировать деятельность турагентов (по соглашению с Департаментом туризма) могут также региональные органы - комитеты и управления. [7].

После вступления в силу упомянутого закона и отмены действия прежних лицензий на международную  туристическую деятельность почти 9 тысяч работающих в России компаний могли бы оказаться вне закона. Чтобы этого не произошло, и турфирмы не были вынуждены прервать свою работу, государство предоставило им двухмесячную отсрочку. Срок действия прежних лицензий был продлен до 10 апреля. После  этой даты старые лицензии, даже выданные недавно, стали недействительными. Причем и новые бланки лицензий будут  в буквальном смысле таковыми - меняется не только название вида деятельности, но и внешний вид бланка.

Итак, начиная с 11 апреля 2002 г работа компаний без новых лицензий квалифицируется как незаконное предпринимательство. Если двери фирмы гостеприимно распахнуты, она функционирует и готова оформить путевку без новой лицензии, ее действия могут не без оснований попасть в поле зрения налоговой полиции или ОБЭП. Как ни печально, но подобная фирма нарушает закон, поскольку работает не имея разрешения государства.

Вопрос о том, какими должны быть лицензионные требования к турфирме, обсуждался на государственном уровне в общей сложности почти 6 лет. Итоги столь длительного процесса отражены в разработанных департаментом по туризму Министерства экономического развития РФ Приложениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, утвержденных во исполнение Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившего в силу 13.08.2001 года[1]. В связи с этим повышаются количественные и качественные требования к персоналу туристических компаний. При этом предполагается, что их ужесточение сделает рынок более цивилизованным.

Эти требования (объективные, как считают эксперты), могут способствовать росту профессионализма и качеству работы турфирм. С них и начинается реформирование российской туристической  индустрии.

 

В Восточном Казахстане первая программа развития туризма была подготовлена в 1992-1993 году областным  управлением по туризму, физической культуре и спорту с привлечением актива туристской общественности и  специалистов смежных областей знаний, информации туристских фирм. Были определены перспективные районы, объекты инфраструктуры, туристские и экскурсионные маршруты, а также мероприятия по подготовке кадров и совершенствованию управления туризмом. Однако преобладание в структуре  туристских потоков выездного туризма (шоп-туры) и отсутствие стимулов (прежде всего, финансовой поддержки) для развития въездного и внутреннего туризма сделали нереальной ее реализацию.

Ключевым событием для  казахстанского туризма явилось  его включение в число приоритетных направлений экономического развития страны (2005 г) и реализация кластерного  подхода при формировании туристской отрасли.

В рамках развития туристского  кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма: деловой, экологический, культурно-познавательный, а также приключенческие туры.

Показательно, что Восточно-Казахстанская  область занимает второе после г. Алматы место в республике по количеству действующих туристских фирм и объектов гостиничного хозяйства, опережая Карагандинскую и Алматинскую области, а также г. Астана.

По внутреннему туризму  область также находится в  тройке лидеров, наряду с гг. Астана и Алматы (таблица 2). На долю внутреннего  туризма приходится более 90% от всех реализованных путевок и около 50% их стоимости.

 

Таблица 2 – Количество посетителей  по видам туризма

  Количество обслуженных посетителей

по видам туризма

всего в том числе

въездной выездной внутренний

Республика Казахстан 1817402 304664 217961 1294777

Алматинская 152593 971 32080 119542

Восточно-Казахстанская 168320 8434 3200 156686

Карагандинская 161477 14387 14164 132926

г. Астана 251432 31900 31783 187749

г. Алматы 510281 171133 95361 243787

 

Говоря о перспективах развитии туризма региона, Госпрограмма обращает внимание на необходимость  создания условий для привлечения  инвестиций и частного капитала с  целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского  комплекса на Рахмановских ключах в  районе горы Белухи.

Учитывая недостаточное  развитие инфраструктуры туризма, а  также ограниченность финансовых средств, необходимо определить приоритеты первоочередного  строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов  у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма.

Согласно статистическим данным 2005 года, на территории области  действует 15 санаториев, пансионатов  с лечением и баз отдыха. Гостиничное  хозяйство насчитывает 38 гостиниц, из которых 5 – с ресторанами, 16 –  без ресторанов, и 17 мест кратковременного проживания, при этом наблюдается  увеличение количества объектов данного  типа и стабильность их загрузки.

Программой в пределах области определены несколько крупных  рекреационных зон: Бухтарминского побережья, Сибинских озер, озера Алаколь, Катон-Карагайского района и пригорода города Риддера. На этих территориях сосредоточены основные природные достопримечательности Рудного Алтая, которые привлекают многочисленных туристов не только СНГ, но и дальнего зарубежья.

Информация о работе Разработка плана мероприятий по повышению эффективности государственного туристического бизнеса в условиях свободной зоны