Риски в туристской отрасли: прогнозирование и оптимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Диплом, разрабатывающий вопросы оптимизации рисков в туристической индустрии, актуален и своевременен для Республики Саха (Якутия) по следующим причинам:
Во-первых, туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ РИСКОВ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
1.1. Риски как объект профессионально-управленческого анализа…………...8
1.2. Туризм как область рисков в управлении и производстве……………….13
1.3. Риски в управлении региональной турфирмой…………………………...17
1.4. Обеспечение безопасности как основная функция туроператора. …...…21
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ ООО ТСА «АЭРОПОРТ-СЕРВИС»
2.1. Производственно-экономическая характеристика турфирмы ООО ТСА «Аэропорт-Сервис»……………………………………………………………..28
2.2. Анализ рисков в работе турфирмы………………………………………..33
2.3. Программа оптимизации и минимизации рисков в деятельности турфирмы………………………………………………………………………...37
2.4. Рекомендации по прогнозированию и оптимизации в деятельности турфирмы и управлению персоналом………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….55

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-ТУРИЗМ.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)


Министерство науки  и образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский  гуманитарный университет профсоюзов

Якутский филиал

Факультет  культуры

Кафедра социокультурных технологий

 

 

                                      

 

                                                            ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 На тему:   «РИСКИ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ:

                 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ»

 

 

 

Допущена к защите: Дипломная работа

 

Зав. кафедрой СКД                                                           студентки СКД-04-с/с                                                                                            

                                                                                              Мордвиновой  О.Ю.

                                                                         

д.культурологии, проф.

Бирженюк Г.М.

Руководитель:

«      » __________2007г      д.культурологии, проф.                                                                        

Бирженюк Г.М.

Рецензент:      Работа защищена

  «         » декабря 2007 г.

  Протокол №

 С оценкой ________

 

           СПб, 2007

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ РИСКОВ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

1.1. Риски как объект профессионально-управленческого анализа…………...8

1.2. Туризм как область рисков в управлении и производстве……………….13

1.3. Риски в управлении региональной турфирмой…………………………...17

1.4. Обеспечение безопасности как основная функция туроператора. …...…21

ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ ООО ТСА «АЭРОПОРТ-СЕРВИС»

2.1. Производственно-экономическая характеристика турфирмы ООО ТСА «Аэропорт-Сервис»……………………………………………………………..28

2.2. Анализ рисков в работе турфирмы………………………………………..33

2.3. Программа оптимизации и минимизации рисков в деятельности турфирмы………………………………………………………………………...37

2.4. Рекомендации по прогнозированию и оптимизации в деятельности турфирмы и управлению персоналом………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….55

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………61

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Диплом, разрабатывающий вопросы оптимизации рисков в туристической индустрии, актуален и своевременен для Республики Саха (Якутия) по следующим причинам:

Во-первых, туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.

Введение института  предпринимательства и закона о  въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Формирование в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка (27,8%) вызвало оживление туристской отрасли, создало сотни новых организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК), тысяч рабочих мест.

       Во-вторых,   анализ    туристского   рынка   России    показывает, что в настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашенный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж валюты, что неблагоприятно сказывается на экономике страны.

      Ориентированные  на выездной туризм российские  туристы с более низкой, чем у представителей других стран платежеспособностью (лишь 21% населения РФ совершают путешествия), подвергаются более высокому уровню рисков, как связанных с недобросовестными туроператорами, незнанием особенностей оформления страховых документов, так и жизненными рисками.

Обострение конкурентной борьбы между организациями ГТК  приводит к тому, что объектом конкуренции  становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляющего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает возможность различного рода рисков – банковских, страховых, управленческих и др.

В-третьих, риск-менеджмент как инструмент управления привлекает все большее внимание специалистов, поскольку скорость и масштаб распространения рисков неуклонно увеличиваются (А.Я. Кибанов, В.А. Спивак, М.И. Магура, М.Б. Курбатов, В.И. Маслов, Т.Ю. Базаров, Т.А. Комиссарова и др.), анализирующих классификацию рисков, причины и источники. При этом основной причиной наиболее частых рисков в системе управления современной организацией служит «человеческий фактор, человеческий ресурс».

Управление рисками  и управление персоналом – тесно  взаимосвязанные понятия. Однако как в теории, так и в практике практически не изучаются вопросы, связанные с рисками управления человеческими ресурсами. Человеческие риски до сих пор очень сложно предугадать, равно как и сложно с ними бороться. Управление рисками представляет собой процесс опознания, оценки риска, и, в последующем, разработку стратегии управления им.

Следовательно, перед  каждой российской организацией индустрии  туризма встает проблема построения эффективной системы управления, которая сделала ее более конкурентоспособной в борьбе за клиента и минимизировали производственные и финансовые риски

Приемом и обслуживанием  иностранных туристов в Российской Федерации занимается несколько десятков российских туристских фирм, большая часть которых весьма ограничены в материальных, финансовых, людских и управленческих ресурсах. Поэтому различного рода производственные, страховые, финансовые, управленческие и организационные риски составляют естественную среду туристской индустрии, включая как потребителей туристских услуг, так и поставщиков.

В Республике Саха (Якутия) туроператоры не владеют профессиональными технологиями предотвращения различных видов риска, что делает избранную тему весьма актуальной.

Степень разработанности. Теоретические предпосылки дипломного исследования.   Концептуальные положения о туризме как социокультурной деятельности можно найти в трудах А.С.Запесоцкого, Г.М.Бирженюка, М.Я.Виленского, П.С.Гуревича, А.Н.Маркова, К.Д.Уткина, К.Купера, Ч. Лэнди, Д.Пирса и др. Социоэкономические проблемы развития туризма рассмотрены в работах В.И. Азара, Е.И. Богданова, М.Б. Биржакова, Ю.И. Блохина, В.А. Квартального, Г.А.Карповой и др.

Антропогенный и социокультурный аспект рисков анализируется Н.Н. Алексеевым, А.С.Ахиезером, Л.М. Дробижевой, И.М. Римашевской, Ю.М. Шором, И.Г.Яковенко.   Классификация риск-менеджмента, причины и источники рисков в производстве и отраслях индустрии досуга и туризма изучаются такими специалистами, как А.Я. Кибанов, В.А. Спивак, М.И. Магура, М.Б. Курбатов, В.И. Маслов, Т.Ю. Базаров, И.С.Шинкаренко и др.

Немногочисленные статьи  региональных ученых (И.Артамонов, С. Иванов, М.Присяжный, Л.Цой, К.Уткин, Н. Шкурко) ориентированы на проблемы изменения туристического имиджа республики, анализ туристского потенциала отдельных улусов, подготовку специалистов для индустрии туризма. На данное время в  РС(Я) еще нет ни одной монографии, капитального исследования, посвященного именно  изучению рисков в региональной индустрии туризма.

Противоречие  между сложившейся потребностью в разработке практических технологий по профилактике и предотвращению рисков, с одной стороны, и отсутствием целостной концепции рисков в деятельности турфирмы, с другой, определило проблему исследования и послужило основанием для дипломного исследования по теме « Риски в туристкой отрасли: прогнозирование и оптимизация».

Цель диссертационного исследования: управление рисками в практике турфирмы ООО ТСА «Аэропорт-Сервис» г. Якутска.

  Объект исследования – деятельность современной организации под воздействием негативных факторов в глобализирующемся мире бизнеса.

        Предмет – анализ рисков в отечественной индустрии туризма

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что при владении техникой риск-менеджмента турфирма может с помощью с помощью ряда эффективных мероприятий и нуждающихся в произведении разумных затрат уменьшить вероятность наступления нежелательных событий, избежать финансовых потерь или полного краха организации.

       Задачи исследования:

        1. Изучить социальноэкономическую, философско-культурологическую,  специализированную литературу по теме исследования, включая нормативы, стандарты и правовую документацию;

2. Выявить и обосновать виды рисков рисков в индустрии туризма;

3. Разработать и апробировать рекомендации по прогнозированию и оптимизации рисков, управления персоналом в турфирме ООО ТСА «Аэропорт-Сервис» (г. Якутск);

Методологической основой диплома послужили современные концепции по системному изучению проблем риск-менеджмента в управленческой деятельности, представленные в трудах зарубежных экономистов М. Армстронга, Ю. Вебера, Д. Нортона Т. Райхманна, Х. Фольмута, Д. Хана, П. Хорвата, Б. Шнайдера, а также отечественных исследователей А.Я. Кибанова, Ю.Г. Одегова, С.Г. Фалько, Н.Г. Данилочкиной, А.В.Михайловой, Э.А. Уткина и А.Д. Шеремета.

В процессе реализации поставленных задач использовались методы:  анализ первоисточников и нормативных документов, изучение передового опыта турфирм РС(Я), системный анализ теории и практики реализации различных концепций риска, тестирование и анкетирование турменеджеров- метод экспертных оценок.

При написании  диплома использовались материалы периодической печати, статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики ТО ФСГС по РС(Я), нормативно-регламентирующие документы ряда региональных турфирм РС(Я) – ООО «Хикари», ООО ТСА «Аэропорт-Сервис», ОАО «Мед-тур».

Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и разработке  практических рекомендаций по предотвращению рисков в условиях региональной турфирмы.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования содержащихся в ней результатов для уменьшения рисков в деятельности турфирмы, повышения эффективности управления персоналом на предприятиях любой формы собственности, функционирующих в туриндустрии.

Разработанные в дипломе практические рекомендации могут применяться в практике турфирм с целью понижения до минимума рисков, повышения эффективности принятия управленческих решений по профилактике рисков и конкурентоспособности организации в целом.

Структура диплома. Диплом общим объемом _____ страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из ___ наименований. Работа содержит ____ рисунков, ___ таблиц и ___ листов приложения.

 

ГЛАВА 1.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ РИСКОВ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

 

    1. Риски как объект профессионально-управленческого анализа

 

В силу  фундаментальных  обстоятельств, коренящихся в природе  бытия, - указывает И.Г.Яковенко, - риски  представляют собой неустранимый фон  человеческой жизни [    , c.9]. Концептуализируя понятие риска, социологи говорят об опасности (   ), которая есть угроза (    ) людям и тому, что они ценят. Тогда риски (    ) выступают как мера опасности (   ). Таким образом, риски возникают в связи с нежелательным, опасным для человека развитием событий и осознанием этих угроз. Риски связаны с неустранимой неопределенностью значимых параметров среды человеческого существования. Причем эти параметры полностью или частично неподконтрольны человеку.  Само природное пространство, в которое вписано общество, само по себе перманентно вносит элементы дезорганизации и порождает риски.

Человек существует «внутри» культуры и неотделим от нее –  такова точка зрения культурологов. Культура трактуется А.С.Ахиезером, Ю.М.Шором, А.Л.Юргановым как механизм, противостоящий неустранимым тенденциям хаотизации социокультурного пространства. В любой культуре формируются специальные формы и роды деятельности по устранению хаоса, выделяются профессии, формируется социальное пространство, создаются нормы и правила такой деятельности.

 И.Г.Яковенко специально  отмечает, что «сам феномен социальности  связан с проблемой рисков. Общественная, то есть коллективная, форма жизни людей есть одна из стратегий, решающих задачу страховки как отдельных членов, так и всего общества в целом от неизбежных и неустранимых рисков, вырастающих из факта бытия» [57, c.11]. Чем стабильнее общество (группа, предприятие, фирма), чем отлаженее и оптимальнее его культура, чем лучше оно вписано в природный контекст, тем меньше уровень рисков в устойчивых условиях.

Экономисты добавляют  к общему определению: риск – это  возможность отклонения фактического результата от планировавшегося [57, c.8]. Большинство практиков определяют риск как возможность того, что случится нечто нежелательное: кража, крах фирмы, появление нового конкурента, увечье, повреждение, обесценивание, смерть и многое др.  Возможность наступления особенно благоприятных событий – также является  риском.

Информация о работе Риски в туристской отрасли: прогнозирование и оптимизация