Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:59, дипломная работа
Актуальность темы. Диплом, разрабатывающий вопросы оптимизации рисков в туристической индустрии, актуален и своевременен для Республики Саха (Якутия) по следующим причинам:
Во-первых, туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.
Введение ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ РИСКОВ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
1.1. Риски как объект профессионально-управленческого анализа…………...8
1.2. Туризм как область рисков в управлении и производстве……………….13
1.3. Риски в управлении региональной турфирмой…………………………...17
1.4. Обеспечение безопасности как основная функция туроператора. …...…21
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ ООО ТСА «АЭРОПОРТ-СЕРВИС»
2.1. Производственно-экономическая характеристика турфирмы ООО ТСА «Аэропорт-Сервис»……………………………………………………………..28
2.2. Анализ рисков в работе турфирмы………………………………………..33
2.3. Программа оптимизации и минимизации рисков в деятельности турфирмы………………………………………………………………………...37
2.4. Рекомендации по прогнозированию и оптимизации в деятельности турфирмы и управлению персоналом………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….55
При оценке рисков решений-расчетов на первый план выдвигаются опасности выбора правильной методики расчетов, определения необходимой и достаточной их точности, и, соответственно, приемлемой трудоемкости и стоимости работ.
При такой постановке вопроса первой задачей риск-менеджера, участвующего в процессе принятия управленческих решений, является общая диагностика фирмы с целью выяснения параметров общей ситуации и рассматриваемой перспективы[57, с.108].
Риск-менеджмент – это одна из всепроникающих функций управления. Она как учетно-отчетная функция связана практически со всеми другими функциями управления. Эти связи важны, так как на функциональные подразделения приходится значительная часть работ по разработке и выполнению программы управления рисками фирмы. В этих подразделениях возникают рисковые экспозиции, некоторые из которых могут быть опаснее для жизни фирмы, чем сбои на производственном участке.
Функция риск-менеджмента является ближайшим помощником функции стратегического управления турфирмы.
Служба управления производством должна быть в любой турфирме, так как при производстве услуг люди часто подвергаются опасностям, некоторые из которых чреваты серьезными опасностями их здоровью, и даже жизни.
Руководитель фирмы должен проинформировать своих сотрудников как своевременно проводить профилактику, заменить симптомы раннего оповещения о проблеме, проинформировать при этом туристов, при этом проконтролировать сотрудников.
Иначе говоря, управление производством в турфирме – это важнейший соратник управления рисками. Особое внимание уделяется поддержанию оптимального качества и безопасности пользователей продукцией фирмы, так как пренебрежение этими параметрами может быстро поставить фирму под фатальный риск потери конкурентоспособности и утраты рыночной ниши[57, с.112].
Потребность в повышении эффективности управления турфирмами требует развития все более комплексного понимания феномена экономической организованности. Соответствующего развития требует и представление рисков организаций. Сами риски представляют собой многомерный и многоаспектный объект, на формирование которого влияют три главный цикла, протекающих в организации: жизненный цикл самой фирмы, циклы развития ее рыночных ниш и жизненные циклы производимых фирмой продуктов и услуг. Эти компоненты многомерности показывают сложность проблемы, но не являются непреодолимым препятствием для исследования и выработки практических методик манипулирования рисками. Более того, каждая из этих осей многомерности поддается автономной структуризации[56, с.116].
Все эти компоненты сложности должны быть объединены в рамках
интегрального процесса принятия решений, ведущих к стратегическим целям организации. Этот процесс, который развивается в условиях неизбежной рискованности, должен быть поддержан службой целостного управления рисками, которая осуществляет одну из важнейших базовых функций управления организацией. Как базовая функция управления риск менеджмент должен быть согласован с другими функциями системы управления и других систем организации.
Кроме обеспечения процесса принятия решений, функция управления рисками должна обеспечить условия для выполнения этих решений, обеспечивая целесообразную границу между внутренней и внешней средой фирмы.
1.3. Риски в
управлении региональной
Возможности развития туризма, практически, не ограничены, особенно с учетом последних тенденций в России, а именно:
- во-первых, усиление региональных различий в развитии туристской инфраструктуры;
- во-вторых, сокращение емкости туристского рынка в части выездного туризма;
- в-третьих, создание гибких малых организаций, способных быстро реагировать на изменение ситуации на рынке и перепрофилировать свою деятельность;
- в-четвертых, преимущественное развитие внутреннего туризма;
- в-пятых, повышение интереса и попытки развивать въездной туризм и, наконец;
- в-шестых, повышения уровня привлечения западных инвестиций, а также российских финансовых институтов в сферу туризма[55, с.14].
Управление рисками – это та часть деятельности руководителей фирмы
(управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и от случайных обстоятельств, в конечном счете наносящий материальный ущерб фирме. Как и всякая управленческая деятельность, оно имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий). Управление такой всепроницающей компонентной, как риск, требует интеграции усилий свей организации. Соответственно, задачу управления рисками можно определить как процесс выработки и осуществления интегрированного решения, которое минимизирует широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете наносящих существенный материальный ущерб турфирме. При этом издержки по управлению рисками во всех случаях, кроме определенных законом или общественной моралью как обязательные, должны иметь эффективность не ниже других вложений фирмы[57, c.42].
Процесс управления рисками фирмы графически представлен на рисунке 2.
Как видно, это не примитивный процесс, который требует соответствующего обустройства внутри фирмы. Прежде всего, после принятия общей управленческой стратегии фирмы принимается стратегия отношений фирмы к рисками вообще и к каждому конкретному риску в отдельности. Для обеспечения рисковой стратегии создается программа интегрированного управления рисками фирмы. Если при разработке этой программы выявятся серьезные проблемы, то сама стратегия может быть подвергнута корректировке с соответствующей доработкой программы. После принятия программы к исполнению и внедрению на этой основе ведется мониторинг рисковой обстановки. В случае обнаружения отклонений от программы или серьезных рисков, ею не предусмотренных, производится корректировка рисковой стратегии и, соответственно, программы управления рисками. В тех неприятных случаях, когда приходится включать особое – ситуационное – управление фирмой, начинают работать особые структуры и логики, которые разрабатываются для каждой конкретной ситуации в отдельности. Особо опасные катастрофические ситуации тем и особенны, что предсказать их развитие в общей форме и достаточно конкретно очень трудно.
Общая стратегия управления фирмой |
/
Стратегия рискового поведения фирмы |
/
Программа управления рисками фирмы |
-----------Корректировка
/
Мониторинг рисковой обстановки |
/
Реализация ситуационных сценариев реагирования на симптомы и материализацию рисков |
/
Накопление и анализ опыта риск-менеджмента |
По итогам ситуационного управления и результатам осуществления программы управления рисками на данный период накопленный опыт анализируется, и под вновь принятую общую стратегию управления турфирмой разрабатывается новая программа управления рисками турфирмы.
Этапы жизни фирмы близко связаны с этапами жизни продукции. На разных этапах фирма, работающая с этим продуктом, имеет различные риски и финансовые потребности.
Успех управления рисками зависит от инструментария, которыми
располагает риск-менеджер в конкретной организационной среде.
Эмпирически арсенал риск-менеджера может быть представлен следующим перечнем:
1. предотвращение риска;
2. уклонение от риска;
3. охрана и физическая защита ценностей;
4. воздействие на источник риска;
5. сокращение времени нахождения времени в опасных зонах;
6. сознательное и неосознанное принятие риска;
7. дублирование операций, объектов и ресурсов;
8. сокращение опасного поведения;
9. сокращение величины потенциальных потерь;
10. сокращение величины фактических потерь;
11. мониторинг информации;
12. технический мониторинг ситуации;
13. распределение риска по разным агентам;
14. разукрепление или укрепление риска;
15. распределение экспозиций в пространстве;
16. разнос экспозиций во времени;
17. изоляция опасных синергетичных факторов друг от друга;
18. страховой перенос риска;
19. нестраховой перенос риска;
20. гарантирование;
21. сокращение вероятности
наступления нежелательных
22. сокращение длительности экспозиции;
23. диверсификация активов;
24. балансирование активов и обязательств;
25. финансовые инструменты хеджирования рисков;
26. финансовая инженерия;
27. инновации;
28. дезинформация;
29. маскировка;
30. развитие сети особых
отношений внутри и вне
31. харизматическое управление;
32. моральные ограничения;
33. гибкие технологии;
34. социально-психологические
35. развитие корпоративной и общенациональной культуры.
Риск чрезвычайно многообразен и все время развивается вместе с развитием общества, технологии и экономики. Каждый аспект риска может дать целый набор средств манипулирования рисковой позицией фирмы.
Предотвращение рисков турфирмы состоит из изучения каждого конкретного риска и принятия мер к тому, чтобы предотвратить развитие событий, ведущих к реализации угрозы и возникновению потерь[57, с.54].
1.4. Обеспечение безопасности как основная функция туроператора
Туроператор – туристическая организация, которая:
- занимается разработкой туристического продукта и комплектацией туров;
- обеспечивает их функционирование;
- организует рекламу и продвижение туристского продукта на рынке;
- определяет цены на туры;
- продает их турагентам для реализации по своим лицензиям[15, c.10].
Туроператоры играют особую важную роль в туризме. Они покупают услуги, связанные с туризмом (например, места в поездах, самолетах, номера в отелях и другие), а затем формируют пакеты туристских услуг и продают их различным пользователям (агентам) с целью получения прибыли. В то же время можно продавать услуги и раздельно. Это делается либо из
соображений прибыли, либо по необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует пакет услуг, он выступает в роли производителя и собственника туристского продукта. Даже в том случае, если услуги собираются использовать конкретно по назначению.
Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристических услуг. Это происходит в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета.
Туристский пакет – комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который предлагается в широкую продажу как серийный тур и в который, кроме транспорта, входят размещение, питание, услуги гида, экскурсовода и другое обслуживание.
Иногда отождествляют туристский пакет с программой пребывания. Это, неверно, поскольку туристский пакет – это продукт, с которым туроператор выходит на рынок, а программа пребывания – план мероприятий, реализуемых в месте отдыха для удовлетворения конкретных или специализированных запросов и интересов туристов в зависимости от целей их пребывания[18, c.20].
Некоторые туроператоры продают отдельные услуги другим операторам, которые хотят сформировать свой индивидуальный пакет. В этом случае туроператор продает услуги по оптовым ценам.
Следует заметить, что мастерство туроператора проявляется в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах туристических услуг, которые абсолютно необходимы для формирования туристических пакетов, хорошо сформированных и экономически доступных для туриста.
В целом же работа туроператора включает практически все экономические механизмы – от маркетинга до внутриэкономического анализа деятельности фирмы:
Информация о работе Риски в туристской отрасли: прогнозирование и оптимизация