Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:48, контрольная работа

Описание работы

Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации (далее – Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………

3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...

5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..


16
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………


45
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.

49
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..

49
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….


54
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...

58
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….

59
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..


62
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….

63
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..

64
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..

66
6. Федеральные целевые программы…………………………………

78
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………

85
Приложения…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

р2.docx

— 157.91 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран  в развитии туризма в 2006 году связаны  прежде всего с проведением крупных  международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие  как Зимние Олимпийские Игры в  Турине, чемпионат мира по футболу  в Германии, празднование 400-летия  со дня рождения Рембрандта, 250-летия  со дня рождения Моцарта, 125-летия  со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма  за 2006 год показывает, что мировой  туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил  их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 году.

Наиболее  характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время  являются  диверсификация туристского  продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности  туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом  ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили  на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6%  в  ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с  учетом мультипликативного эффекта, в  Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции  – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в  Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.

Таким образом, международный туризм, характерной  чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более  заметную роль в мировой экономике.

Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных  авиационных пассажирских перевозок  также вносит свой существенный вклад  в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных  туристских прибытий в Европу более  чем на 22 млн.

В последние  годы  в мире наблюдается тенденция  превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или  страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты  связывают  это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением  количества туристских поездок в  год в связи с разбивкой  отпусков. Эту тенденцию следует  учитывать при формировании и  проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также  политические и  социальные условия  развития.

Мировая туристская индустрия в последние  годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и  за его пределами. В первую очередь  на это указывают все более  широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении  своего туристского продукта на внешних  рынках. Кроме этого туристский спрос  и туристское предложение зависят  от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и  социальных изменений, развития инновационных  технологий.  Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского  спроса, так и на рынке туристского  предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

       Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:

  • появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
  • достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует  от стран, стремящихся сохранить  свою туристскую привлекательность, следующих  действий:

  • попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
  • осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
  • предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
  • обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все  более очевидными, отношение стран  к международному туризму становится все более лояльным и ведет  к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время  статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность  населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом  этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный  для так называемого «зрелого»  сегмента туристского рынка.

В последние  годы отчетливо прослеживается тенденция  к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется  сравнительно высокими стандартами  уровня жизни людей и уровня их образования. Эти  факторы объясняют  повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно  обсуждаются и принимаются решения  по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы  и животного мира и др. Этому  способствует  высокий уровень  внимания к данным проблемам со стороны  средств массовой информации. В большинстве  случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с  вопросами развития туризма, что  способствует привлечению особого  внимания правительств европейских  стран к вопросам так называемого  «устойчивого» развития туризма, охватывающего  проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной  взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

      Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет  более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

      Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки  относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди  туристов.

      В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.   

       Таким образом, общей  тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

При проведении государственной политики в сфере  туризма национальные туристские администрации  большинства стран учитывают  прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН  и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО  «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое (Приложение 5).

Прогноз показывает, что в 2010 г. число международных  туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд.чел., а к  2020г. – составить 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут  путешествовать в пределах своих  регионов  (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние  путешествия в другие регионы  мира. Однако в целом в течение  рассматриваемого периода дальние  поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия  внутри своих регионов. Соотношение  между внутрирегиональными и  межрегиональными путешествиями изменятся  от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается  следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет  оставаться за Европой – 717 млн.туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский  регион – 397 млн. туристов, третье  займет Америка – 282 млн.туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Международная практика показывает, что повышение  конкурентоспособности туристского  продукта любой страны на мировом  рынке может быть достигнуто при  условии выделения государственных  бюджетных средств, достаточных  для некоммерческого продвижения  туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. Несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн.евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке (Приложение 6), которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных  туристов, а, следовательно, и росту  поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью  увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие  основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

  • повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
  • обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
  • повышение роли государственной политики в сфере туризма;
  • усиление роли государственно-частных партнерств;
  • необходимость  государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

 

 

 

 

  1. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

           Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы  эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге  и других крупнейших городах  страны, создание отечественных  гостиничных цепочек. Резко увеличился  объем инвестиционных предложений  по гостиничному строительству  как со стороны иностранных,  так и со стороны отечественных  инвесторов. При этом основные  предложения направлены на развитие  гостиничного бизнеса в регионах  России. Особо следует отметить  успехи последних лет в развитии  курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору  нашей страны  при определении Сочи местом  проведения зимней Олимпиады  – 2014. Благодаря этому получили  всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но  и весь Краснодарский край  в целом, что обуславливает  долгосрочный бизнес-интерес к  развитию туристской инфраструктуры  данного региона и гарантию  того, что через несколько лет  Черноморское побережье станет  развитым курортным центром мирового  уровня.

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года