Визовый кодекс ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:50, доклад

Описание работы

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 810/2009 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс)

Настоящий Регламент является законодательным актом ЕС кодифицирующего характера, в котором со дня его вступления в силу (5 апреля 2010 г.) объединены и систематизированы основные правила ЕС по вопросам:
1)«единой (Шенгенской) визы» (визы для однократного, двукратного или многократного въезда в целях пребывания во всем Шенгенском пространстве максимум три месяца в полугодие, включая транзит),

Файлы: 1 файл

Визовый Кодекс ЕС.docx

— 132.08 Кб (Скачать файл)

Визовый кодекс ЕС

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 810/2009 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс)  

 

Настоящий Регламент является законодательным актом ЕС кодифицирующего  характера, в котором со дня его  вступления в силу (5 апреля 2010 г.) объединены и систематизированы основные правила  ЕС по вопросам:

1)«единой (Шенгенской) визы» (визы для однократного, двукратного или многократного въезда в целях пребывания во всем Шенгенском пространстве максимум три месяца в полугодие, включая транзит),

а также

2)«визы с ограниченным  территориальным действием» (выдается лицам, не отвечающим всем условиям для получения Шенгенской визы; действительна, как правило, только для одного, реже, для нескольких Шенгенских государств) и

3)«визы для  транзита через аэропорт» (действительна только для пребывания в международной транзитной зоне аэропортов Шенгенских государств при международном авиарейсе с пересадками; требуется от граждан отдельных третьих стран, в число которых не входит Россия).

Изданный в форме «регламента», Кодекс Сообщества о визах (Визовый  кодекс) 2009 г. обладает прямым действием, то есть не нуждается в какой-либо ратификации или трансформации в национальное законодательство. Нормы Кодекса, в том числе содержащиеся в его приложениях, непосредственно наделяют правами и возлагают обязанности на физических лиц при получении и использовании ими виз.

Визовый кодекс 2009 г. в полном объеме имеет юридически обязательную силу и распространяет действие на все Шенгенское пространство, которое охватывает как государства-члены Европейского Союза, так и некоторые ассоциированные государства: Исландию, Норвегию, Швейцарию и, в дальнейшем, Лихтенштейн (см. пункты 32 – 35 преамбулы). Упомянутые страны официально обозначаются (в том числе в визах) термином «Шенгенские государства».

В силу специальных изъятий, предоставленных учредительными документами  ЕС отдельным государствам-членам, положения Визового кодекса имеют  рекомендательную силу для Дании, которая является Шенгенским государством (см. пункт 31 преамбулы), и не распространяют силы на Великобританию и Ирландию, которые остаются за рамками Шенгенского пространства (см. пункты 36 – 37 преамбулы).

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  ЕС о единой (Шенгенской) визе, включая  отмененные положения Шенгенской конвенции 1990 г. – Конвенции от 19 июня 1990 г. о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. (см. статью 56 «Отмены»), Визовый кодекс 2009 г. предусматривает ряд существенных юридических новелл, в том числе направленных на более эффективную защиту интересов граждан России и других третьих стран, ходатайствующих о предоставлении визы. К ним относятся, например, отмена транзитной визы как особого типа Шенгенских виз (бывшая виза «В») и создание в рамках ЕС единого Интернет-сайта, специально посвященного Шенгенским визам (см. пункт 23 преамбулы и статью 53 «Сообщения).

Особого упоминания заслуживают  впервые предусмотренные Визовым  кодексом 2009 г. обязанность мотивировать отказы в визе и предоставление заинтересованным иностранцам права обжаловать подобные решения в компетентных органах Шенгенских государств (статья 32 «Отказ в визе»).

В своем толковании и применении Визовый кодекс 2009 г. тесно связан с другими законодательными актами ЕС по вопросам общей визовой политики и режима пересечения границ, прежде всего:

– Шенгенским кодексом о границах 2006 г., устанавливающим единые правила пересечения всеми людьми как внутренних, так и внешних границ Шенгенского пространства;

– законодательством ЕС о специальных информационных системах в визовой и правоохранительной сферах: Шенгенской информационной системе – СИС (SIS), куда заносятся, в частности, «информационные запросы в целях недопуска» (гражданам России и другим иностранцам – объектам подобного запроса запрещена выдача Шенгенской визы), и Визовой информационной системе – ВИС (VIS), куда включаются биометрические данные (отпечатки пальцев и фотография) иностранцев, обратившихся за выдачей визы;

– законодательством ЕС, устанавливающим единообразный формат визы и перечни третьих стран, граждане которых подлежат обязанности иметь визу или освобождаются от этой обязанностипри въезде в Шенгенское пространство (см. параграф 2 статьи 1 «Предмет и сфера применения» и пункт 6 статьи 2 «Определения»).

При ознакомлении с Визовым  кодексом 2009 г. также важно иметь  в виду, что он не применяется к «визам для долгосрочного пребывания», то есть визам для пребывания свыше трех месяцев в полугодие. В силу особенностей компетенции ЕС подобные визы служат объектом не визовой, а иммиграционной политики Европейского Союза.

До принятия в будущем  специального законодательства Европейским  парламентом и Советом Европейского Союза визы для долгосрочного  пребывания продолжат оставаться национальными  визами, то есть визами, действительными  только в государствах-членах, их выдавших (см. отдел 2 «Визы для долгосрочного  пребывания» главы 3 «Визы» раздела II Конвенции о применении Шенгенского соглашения).

Нормы Визового кодекса применяются  к гражданам России с учетом Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза, подписанного 25 мая 2006 г. в г. Сочи. Нормы Соглашения в ряде случаев предусматривают для отечественных граждан более благоприятные положения, которые, при случае, имеют приоритет над общими правилами Визового кодекса (см. пункт 26 преамбулы и примечания к документу).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И  СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Руководствуясь Договором  об учреждении Европейского сообщества и, в частности, подпунктом «а» и  подпунктом «b (ii)» пункта 2 его статьи 62,

На основании предложения  Комиссии,

Постановляя в соответствии с процедурой, предусмотренной в  статье 251 Договора,

Принимая во внимание нижеследующее:

(1) В соответствии со  статьей 61 Договора создание пространства  свободного передвижения лиц  должно сопровождаться мерами  в отношении контроля внешних  границ, предоставления убежища  и иммиграции.

(2) Согласно пункту 2 статьи 62 Договора меры, относящиеся к  пересечению внешних границ государств-членов, должны установить правила о  визах для предполагаемых пребываний  продолжительностью не более  трех месяцев, в том числе  процедуры и условия выдачи  виз государствами-членами.

(3) В том, что касается  визовой политики, установление  «общего свода» законодательства, в частности, посредством консолидации  и развития достижений (уместных  положений Конвенции о применении  Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. и Общей консульской инструкции), является одним из существенных компонентов «дальнейшего развития общей визовой политики как части многоуровневой системы, призванной способствовать поездкам, совершаемым на законных основаниях, и противодействовать нелегальной иммиграции путем все большей гармонизации национальных законодательств и условий выдачи виз в консульских представительствах на местах», как она определена в Гаагской программе: укрепление свободы, безопасности и правосудия в Европейском Союзе.

(4) Государства-члены должны  присутствовать или быть представленными  в целях выдачи виз во всех  третьих странах, чьи граждане  подлежат обязанности иметь визу. Государства-члены, которые не  имеют собственного консульства  в какой-либо третьей стране  или в какой-либо части третьей  страны, должны прилагать усилия  по заключению соглашений о  представительстве, чтобы не создавать  ситуации, когда от лиц, ходатайствующих  о предоставлении визы, требуются  чрезмерные усилия для прибытия  в консульства.

(5) В целях борьбы с  нелегальной иммиграцией необходимо  установить правила о транзите  через международную транзитную  зону аэропортов. Обязанность иметь  визу для транзита через аэропорт  следует возложить на граждан  третьих стран, указанных в  общем перечне. Однако в случае  неотложной необходимости, обусловленной  массовым притоком нелегальных  иммигрантов, каждое государство-член  должно быть управомочено возлагать такое требование на граждан третьих стран, которые не указаны в общем перечне. Итоги решений, принятых каждым государством-членом, следует подводить на ежегодной основе.

(6) Условия приема ходатайствующих  лиц должны надлежащим образом  уважать человеческое достоинство.  Рассмотрение ходатайств о предоставлении  визы должно осуществляться профессионально,  уважительно к ходатайствующим  лицам и соответствовать преследуемым  целям.

(7) Государства-члены должны  обеспечивать, чтобы качество услуг,  предоставляемых общественности, находилось  на высоком уровне и соответствовало  хорошей административной практике. Они должны выделять надлежащее  количество квалифицированных сотрудников,  а также достаточные средства  с целью как можно больше  упростить процедуру обращения  за визой. Государства-члены должны  обеспечивать применение ко всем  ходатайствующим лицам принципа  «одного окна».

(8) При выполнении определенных  условий следует выдавать визы  для многократного въезда с  целью облегчить административную  нагрузку на консульства государств-членов  и позволить беспрепятственно  перемещаться лицам, которые совершают  частные или регулярные поездки.  Ходатайствующие лица, известные  консульству своей честностью  и надежностью, насколько возможно, должны пользоваться упрощенной  процедурой.

(9) Вследствие регистрации  элементов биометрической идентификации  в Визовой информационной системе  (ВИС), учрежденной Регламентом (ЕС) № 767/2008 Европейского парламента  и Совета от 9 июля 2008 г. о Визовой  информационной системе и обмене  данными между государствами-членами  о визах для краткосрочного  пребывания (Регламент ВИС), личная  явка ходатайствующего лица, как  минимум, при подаче своего  первого ходатайства, должна выступать  одним из существенных требований  к ходатайству о предоставлении  визы.

(10) В целях упрощения  процедуры, подлежащей применению  к последующим ходатайствам о  предоставлении визы, должна существовать  возможность копировать отпечатки  пальцев, дактилоскопированные в рамках первого включения в ВИС, на протяжении периода в пятьдесят девять месяцев. По истечении этого периода отпечатки пальцев должны дактилоскопироваться вновь.

(11) Любые документы, данные  или биометрические идентификаторы, полученные государством-членом  в рамках процедуры по ходатайству  о предоставлении визы, признаются  консульскими документами согласно  Венской конвенции о консульских  сношениях от 24 апреля 1963 г. и должны  служить объектом надлежащего  обращения.

(12) Директива 95/46/ЕС Европейского  парламента и Совета от 24 октября  1995 г. о защите физических лиц  в отношении обработки персональных  данных и о свободном перемещении  таких данных подлежит применению  к государствам-членам в том,  что касается обработки персональных  данных, подпадающих под действие  настоящего Регламента.

(13) В целях упрощения  процедуры уместно предусмотреть  несколько форм сотрудничества, таких как ограниченное представительство,  совместное размещение, совместные  центры по приему ходатайств, использование почетных консулов  и сотрудничество с внешними  поставщиками услуг, с учетом, в частности, требований в области  защиты данных, закрепленных в  Директиве 95/46/ЕС. При соблюдении  установленных настоящим Регламентом  условий государствам-членам надлежит  определять тип организационной  структуры, который они будут  применять в каждой третьей  стране.

(14) Необходимо предусмотреть  ситуации, в которых государство-член  принимает решение сотрудничать  с внешним поставщиком услуг  в целях приема ходатайств. Подобное  решение может приниматься в  том случае, если в особых обстоятельствах  или по причинам, связанным с  местной ситуацией, для заинтересованного  государства-члена оказывается неподходящим  сотрудничество с другими государствами-членами  в форме представительства, ограниченного  представительства, совместного  размещения или совместного центра  по приему ходатайств. Такие положения должны приниматься при соблюдении общих принципов выдачи виз и в соответствии с требованиями в области защиты данных, закрепленными Директивой 95/46/ЕС. Кроме того, при установлении и применении таких положений должна приниматься во внимание необходимость избегать «visa shopping».

(15) В случае принятия  государством-членом решения о  сотрудничестве с внешним поставщиком  услуг оно должно сохранять  возможность для всех ходатайствующих  лиц подавать ходатайство непосредственно  в свои дипломатические или  консульские представительства.

(16) Сотрудничество государств-членов  с внешними поставщиками услуг  следует осуществлять на основании  правового инструмента, в котором  должны содержаться положения  о четких обязанностях последних,  о прямом и полном доступе  в их помещения, об информации, предназначенной для ходатайствующих  лиц, о конфиденциальности, а также  об обстоятельствах, условиях  и процедурах приостановления  или прекращения сотрудничества.

(17) Разрешая государствам-членам  в целях приема ходатайств  сотрудничать с внешним поставщиком  услуг и, одновременно, устанавливая  для подачи ходатайств принцип  «одного окна», настоящий Регламент  создает изъятие из общего  правила личной явки ходатайствующего  лица в дипломатическое или  консульское представительство.  Это не наносит ущерба возможности  вызывать ходатайствующее лицо  для личного интервью.

Информация о работе Визовый кодекс ЕС