Визовый кодекс ЕС
РЕГЛАМЕНТ (ЕС) №
810/2009 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс
Сообщества о визах (Визовый кодекс)
Настоящий Регламент является
законодательным актом ЕС кодифицирующего
характера, в котором со дня его
вступления в силу (5 апреля 2010 г.) объединены
и систематизированы основные правила
ЕС по вопросам:
1)«единой (Шенгенской)
визы» (визы для однократного, двукратного
или многократного въезда в целях пребывания
во всем Шенгенском пространстве максимум
три месяца в полугодие, включая транзит),
а также
2)«визы с ограниченным
территориальным действием» (выдается лицам, не отвечающим
всем условиям для получения Шенгенской
визы; действительна, как правило, только
для одного, реже, для нескольких Шенгенских
государств) и
3)«визы для
транзита через аэропорт» (действительна только для пребывания
в международной транзитной зоне аэропортов
Шенгенских государств при международном
авиарейсе с пересадками; требуется от
граждан отдельных третьих стран, в число
которых не входит Россия).
Изданный в форме «регламента»,
Кодекс Сообщества о визах (Визовый
кодекс) 2009 г. обладает прямым действием,
то есть не нуждается в какой-либо ратификации
или трансформации в национальное законодательство.
Нормы Кодекса, в том числе содержащиеся
в его приложениях, непосредственно наделяют
правами и возлагают обязанности на физических
лиц при получении и использовании ими
виз.
Визовый кодекс 2009 г. в полном
объеме имеет юридически обязательную
силу и распространяет действие на
все Шенгенское пространство,
которое охватывает как государства-члены
Европейского Союза, так и некоторые ассоциированные
государства: Исландию, Норвегию, Швейцарию
и, в дальнейшем, Лихтенштейн (см. пункты
32 – 35 преамбулы). Упомянутые страны официально
обозначаются (в том числе в визах) термином «Шенгенские государства».
В силу специальных изъятий,
предоставленных учредительными документами
ЕС отдельным государствам-членам,
положения Визового кодекса имеют
рекомендательную силу для Дании, которая
является Шенгенским государством (см.
пункт 31 преамбулы), и не распространяют
силы на Великобританию
и Ирландию, которые остаются за рамками
Шенгенского пространства (см. пункты
36 – 37 преамбулы).
По сравнению с ранее
действовавшим законодательством
ЕС о единой (Шенгенской) визе, включая
отмененные положения Шенгенской конвенции
1990 г. – Конвенции от 19 июня 1990 г.
о применении Шенгенского соглашения
от 14 июня 1985 г. (см. статью 56 «Отмены»),
Визовый кодекс 2009 г. предусматривает
ряд существенных юридических новелл,
в том числе направленных на более эффективную
защиту интересов граждан России и других
третьих стран, ходатайствующих о предоставлении
визы. К ним относятся, например, отмена транзитной
визы как особого типа Шенгенских
виз (бывшая виза «В») и создание в рамках
ЕС единого Интернет-сайта,
специально посвященного Шенгенским визам
(см. пункт 23 преамбулы и статью 53 «Сообщения).
Особого упоминания заслуживают
впервые предусмотренные Визовым
кодексом 2009 г. обязанность мотивировать
отказы в визе и предоставление
заинтересованным иностранцам права обжаловать подобные
решения в компетентных органах Шенгенских
государств (статья 32 «Отказ в визе»).
В своем толковании и применении
Визовый кодекс 2009 г. тесно связан
с другими законодательными актами
ЕС по вопросам общей визовой политики
и режима пересечения границ, прежде
всего:
– Шенгенским кодексом
о границах 2006 г., устанавливающим
единые правила пересечения всеми людьми
как внутренних, так и внешних границ Шенгенского
пространства;
– законодательством ЕС
о специальных информационных системах
в визовой и правоохранительной
сферах: Шенгенской информационной
системе – СИС (SIS), куда заносятся,
в частности, «информационные запросы
в целях недопуска» (гражданам России
и другим иностранцам – объектам подобного
запроса запрещена выдача Шенгенской
визы), и Визовой информационной
системе – ВИС (VIS), куда включаются
биометрические данные (отпечатки пальцев
и фотография) иностранцев, обратившихся
за выдачей визы;
– законодательством ЕС,
устанавливающим единообразный формат
визы и перечни третьих стран, граждане
которых подлежат обязанности иметь визу
или освобождаются от этой обязанностипри
въезде в Шенгенское пространство
(см. параграф 2 статьи 1 «Предмет и сфера
применения» и пункт 6 статьи 2 «Определения»).
При ознакомлении с Визовым
кодексом 2009 г. также важно иметь
в виду, что он не применяется
к «визам для долгосрочного пребывания»,
то есть визам для пребывания свыше трех
месяцев в полугодие. В силу особенностей
компетенции ЕС подобные визы служат объектом
не визовой, а иммиграционной политики
Европейского Союза.
До принятия в будущем
специального законодательства Европейским
парламентом и Советом Европейского
Союза визы для долгосрочного
пребывания продолжат оставаться национальными
визами, то есть визами, действительными
только в государствах-членах, их выдавших
(см. отдел 2 «Визы для долгосрочного
пребывания» главы 3 «Визы» раздела
II Конвенции о применении Шенгенского
соглашения).
Нормы Визового кодекса применяются
к гражданам России с учетом Соглашения между
Российской Федерацией и Европейским
сообществом об упрощении выдачи виз гражданам
Российской Федерации и Европейского
Союза, подписанного 25 мая 2006 г. в г.
Сочи. Нормы Соглашения в ряде случаев
предусматривают для отечественных граждан
более благоприятные положения, которые,
при случае, имеют приоритет над общими
правилами Визового кодекса (см. пункт
26 преамбулы и примечания к документу).
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Руководствуясь Договором
об учреждении Европейского сообщества
и, в частности, подпунктом «а» и
подпунктом «b (ii)» пункта 2 его статьи 62,
На основании предложения
Комиссии,
Постановляя в соответствии
с процедурой, предусмотренной в
статье 251 Договора,
Принимая во внимание нижеследующее:
(1) В соответствии со
статьей 61 Договора создание пространства
свободного передвижения лиц
должно сопровождаться мерами
в отношении контроля внешних
границ, предоставления убежища
и иммиграции.
(2) Согласно пункту 2 статьи
62 Договора меры, относящиеся к
пересечению внешних границ государств-членов,
должны установить правила о
визах для предполагаемых пребываний
продолжительностью не более
трех месяцев, в том числе
процедуры и условия выдачи
виз государствами-членами.
(3) В том, что касается
визовой политики, установление
«общего свода» законодательства,
в частности, посредством консолидации
и развития достижений (уместных
положений Конвенции о применении
Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г.
и Общей консульской инструкции), является
одним из существенных компонентов «дальнейшего
развития общей визовой политики как части
многоуровневой системы, призванной способствовать
поездкам, совершаемым на законных основаниях,
и противодействовать нелегальной иммиграции
путем все большей гармонизации национальных
законодательств и условий выдачи виз
в консульских представительствах на
местах», как она определена в Гаагской
программе: укрепление свободы, безопасности
и правосудия в Европейском Союзе.
(4) Государства-члены должны
присутствовать или быть представленными
в целях выдачи виз во всех
третьих странах, чьи граждане
подлежат обязанности иметь визу.
Государства-члены, которые не
имеют собственного консульства
в какой-либо третьей стране
или в какой-либо части третьей
страны, должны прилагать усилия
по заключению соглашений о
представительстве, чтобы не создавать
ситуации, когда от лиц, ходатайствующих
о предоставлении визы, требуются
чрезмерные усилия для прибытия
в консульства.
(5) В целях борьбы с
нелегальной иммиграцией необходимо
установить правила о транзите
через международную транзитную
зону аэропортов. Обязанность иметь
визу для транзита через аэропорт
следует возложить на граждан
третьих стран, указанных в
общем перечне. Однако в случае
неотложной необходимости, обусловленной
массовым притоком нелегальных
иммигрантов, каждое государство-член
должно быть управомочено возлагать
такое требование на граждан третьих стран,
которые не указаны в общем перечне. Итоги
решений, принятых каждым государством-членом,
следует подводить на ежегодной основе.
(6) Условия приема ходатайствующих
лиц должны надлежащим образом
уважать человеческое достоинство.
Рассмотрение ходатайств о предоставлении
визы должно осуществляться профессионально,
уважительно к ходатайствующим
лицам и соответствовать преследуемым
целям.
(7) Государства-члены должны
обеспечивать, чтобы качество услуг,
предоставляемых общественности, находилось
на высоком уровне и соответствовало
хорошей административной практике.
Они должны выделять надлежащее
количество квалифицированных сотрудников,
а также достаточные средства
с целью как можно больше
упростить процедуру обращения
за визой. Государства-члены должны
обеспечивать применение ко всем
ходатайствующим лицам принципа
«одного окна».
(8) При выполнении определенных
условий следует выдавать визы
для многократного въезда с
целью облегчить административную
нагрузку на консульства государств-членов
и позволить беспрепятственно
перемещаться лицам, которые совершают
частные или регулярные поездки.
Ходатайствующие лица, известные
консульству своей честностью
и надежностью, насколько возможно,
должны пользоваться упрощенной
процедурой.
(9) Вследствие регистрации
элементов биометрической идентификации
в Визовой информационной системе
(ВИС), учрежденной Регламентом (ЕС)
№ 767/2008 Европейского парламента
и Совета от 9 июля 2008 г. о Визовой
информационной системе и обмене
данными между государствами-членами
о визах для краткосрочного
пребывания (Регламент ВИС), личная
явка ходатайствующего лица, как
минимум, при подаче своего
первого ходатайства, должна выступать
одним из существенных требований
к ходатайству о предоставлении
визы.
(10) В целях упрощения
процедуры, подлежащей применению
к последующим ходатайствам о
предоставлении визы, должна существовать
возможность копировать отпечатки
пальцев, дактилоскопированные в рамках
первого включения в ВИС, на протяжении
периода в пятьдесят девять месяцев. По
истечении этого периода отпечатки пальцев
должны дактилоскопироваться вновь.
(11) Любые документы, данные
или биометрические идентификаторы,
полученные государством-членом
в рамках процедуры по ходатайству
о предоставлении визы, признаются
консульскими документами согласно
Венской конвенции о консульских
сношениях от 24 апреля 1963 г. и должны
служить объектом надлежащего
обращения.
(12) Директива 95/46/ЕС Европейского
парламента и Совета от 24 октября
1995 г. о защите физических лиц
в отношении обработки персональных
данных и о свободном перемещении
таких данных подлежит применению
к государствам-членам в том,
что касается обработки персональных
данных, подпадающих под действие
настоящего Регламента.
(13) В целях упрощения
процедуры уместно предусмотреть
несколько форм сотрудничества,
таких как ограниченное представительство,
совместное размещение, совместные
центры по приему ходатайств,
использование почетных консулов
и сотрудничество с внешними
поставщиками услуг, с учетом,
в частности, требований в области
защиты данных, закрепленных в
Директиве 95/46/ЕС. При соблюдении
установленных настоящим Регламентом
условий государствам-членам надлежит
определять тип организационной
структуры, который они будут
применять в каждой третьей
стране.
(14) Необходимо предусмотреть
ситуации, в которых государство-член
принимает решение сотрудничать
с внешним поставщиком услуг
в целях приема ходатайств. Подобное
решение может приниматься в
том случае, если в особых обстоятельствах
или по причинам, связанным с
местной ситуацией, для заинтересованного
государства-члена оказывается неподходящим
сотрудничество с другими государствами-членами
в форме представительства, ограниченного
представительства, совместного
размещения или совместного центра
по приему ходатайств. Такие положения
должны приниматься при соблюдении общих
принципов выдачи виз и в соответствии
с требованиями в области защиты данных,
закрепленными Директивой 95/46/ЕС. Кроме
того, при установлении и применении таких
положений должна приниматься во внимание
необходимость избегать «visa shopping».
(15) В случае принятия
государством-членом решения о
сотрудничестве с внешним поставщиком
услуг оно должно сохранять
возможность для всех ходатайствующих
лиц подавать ходатайство непосредственно
в свои дипломатические или
консульские представительства.
(16) Сотрудничество государств-членов
с внешними поставщиками услуг
следует осуществлять на основании
правового инструмента, в котором
должны содержаться положения
о четких обязанностях последних,
о прямом и полном доступе
в их помещения, об информации,
предназначенной для ходатайствующих
лиц, о конфиденциальности, а также
об обстоятельствах, условиях
и процедурах приостановления
или прекращения сотрудничества.
(17) Разрешая государствам-членам
в целях приема ходатайств
сотрудничать с внешним поставщиком
услуг и, одновременно, устанавливая
для подачи ходатайств принцип
«одного окна», настоящий Регламент
создает изъятие из общего
правила личной явки ходатайствующего
лица в дипломатическое или
консульское представительство.
Это не наносит ущерба возможности
вызывать ходатайствующее лицо
для личного интервью.