Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) создания Трибунала с нарушением положений Конвенции и соглашения сторон;
б) превышения Трибуналом его полномочий;
в) обнаружения коррупции членов Трибунала;
г) допущения серьезного отступления от основных правил процедуры;
д) слабой аргументации решения.
Требование об аннулировании решения должно быть выдвинуто в течение 120 дней после вынесения его, за исключением того случая, когда аннулирование требуется по причине коррупции членов Трибунала. В этом случае обращение должно быть сделано в течение 120 дней после обнаружения факта коррупции.
Получив требование стороны об аннулировании решения, Председатель Административного Совета Центра должен немедленно назначить из состава арбитров Комитет «ad hoc» из трех человек. Ни один из членов этого Комитета не должен являться членом трибунала, выносившего решение. Кроме того, члены Комитета не должны быть гражданами государств, являющихся сторонами спора. Комитет имеет право аннулировать решение или любую из его частей по одному из основании, перечисленных в § 1 ст. 52 настоящей Конвенции.
Комитет может, если сочтет необходимым, приостановить исполнение решения на время рассмотрения спора. Если решение аннулировано по требованию одной из сторон, то спор должен представиться на рассмотрение новому Трибуналу, созданному в соответствии с положениями разд. II гл. 4 настоящей Конвенции. Решение не подлежит обжалованию ни в какие другие инстанции, за исключением тех, которые предусмотрены в этой Конвенции. Каждая сторона должна строго соблюдать условия решения, кроме тех случаев, когда исполнение решения приостановлено.
Сторона спора, добившаяся исполнения решения на территории договаривающегося государства, должна представить копию решения компетентному суду, уполномоченному для этого государством. Каждое договаривающееся государство должно сообщить Генеральному Секретарю о назначении компетентного суда.
Исполнение решения должно соответствовать законам государства, на территории которого оно имеет место.
Суммы издержек, уплачиваемых сторонами за услуги Центра по разрешению спора, должны определяться Генеральным Секретарем в соответствии с постановлениями, принятыми Административным Советом. Каждая комиссия и каждый Трибунал должны определить гонорар и расходы для своих членов в рамках Лимитов, устанавливаемых Административным Советом по согласованию с Генеральным Секретарем.
Как правило, посредничество и арбитражное рассмотрение должно проходить по местонахождению Центра, однако оно может также состояться в любом другом месте в случае согласия сторон.
Глава четвертая.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на международном форуме «Казахский инвестиционный саммит» (4-5 июня 1998 г.) подчеркивал, что Казахстан стал неоспоримым лидером среди государств СНГ по среднедушевым показателям привлеченных зарубежных инвестиций. Их общий объем превысил 7 млрд. долларов США на период 1993-1997 гг., составив более 400 долларов прямых иностранных инвестиций на душу населения.
По данным зарубежных экономических изданий, в 1992-1996 гг. Казахстан привлек 80,4% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Центральной Азии и 7,1% всех прямых иностранных инвестиций в государствах бывшего коммунистического блока. Объем чистых прямых иностранных инвестиций в среднем составил 4,5% валового внутреннего продукта за указанный период. Объем текущих брутто привлеченных инвестиций достиг рекордного уровня в 1,24 млрд. в 1997 году, что эквивалентно 5,5% внутреннего валового продукта (ВВП). По состоянию на конец 1996 года среди 27 стран Восточной Европы и государств бывшего Советского Союза, согласно рейтингу, Казахстан оказался на 6 месте по объему прямых иностранных инвестиций на душу на населения и на 5 месте по общему объему привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций. Прежде всего иностранных инвесторов привлекает в Казахстане его потенциал природных ресурсов, что в значительной мере стимулирует их готовность к преодолению трудностей экономического и политического характера на первоначальном этапе. В 1993-1996 гг. 50,9% всего объема прямых иностранных инвестиций было направлено в нефтегазовую промышленность, а 26,5% - в цветную металлургию. В 1996 г. портфель привлеченных инвестиционных средств оказался небольшим и составил 1,1% ВВП, из которых 1%составили казахстанские евробонды. При этом рынки внутренних долговых инструментов и ценных бумаг оказались крайне малы и практически закрыты для иностранцев.
В экономической литературе приводится пример ограничений иностранных инвестиций в электронной промышленности Бразилии. Развитие электроники в Бразилии - это классический пример ориентации на внутреннее развитие, запрещающее иностранные инвестиции. В 1979 г. правительство создало Специальный секретариат по информатике (ССИ) для регулирования электронной промышленности. Производство персональных компьютеров и периферийного оборудования было передано целиком национальны компаниям. Иностранное участие запрещалось даже в форме владения меньшей долей пакета акций совместных предприятий. Импорт также был запрещен. На первый взгляд, политика закрепления рынка за местной промышленностью весьма помогала развитию производства персональных компьютеров в Бразилии, объем реализации продукции местных производителей вырос со 190 млн. долларов в 1979 году до почти трех миллиардов долларов в 1988 году. В течение того же периода доля транснациональных корпораций на внутреннем рынке сократилась с 77 до 33 процентов.
Однако, несмотря на видимый успех, к концу восьмидесятых годов бразильская компьютерная промышленность оказалась перед лицом серьезных проблем. В частности, запретив иностранное участие, Специальный секретариат по информатике перекрыл важнейший канал передачи технологических новинок. В результате, пока бразильские производители создавали образцы, аналогичные иностранным, зарубежные конкуренты успевали разработать новые технологии, вынуждая бразильские компании технологически отставать и таким образом делать их неконкурентоспособными. Усугубляет положение то, что у местных фирм не было особого стимула к модернизации, ибо они господствовали на внутреннем рынке, не опасаясь иностранных конкурентов. Хотя политика зашиты местных рынков привела к созданию национальной компьютерной промышленности в Бразилии, эта промышленность оказалась малоэффективной, производя товары по качеству более низкие, а по цене более высокие, по сравнению с теми, которые предлагались на международном рынке.
Все это побудило правительство Бразилии пересмотреть свою политику. В октябре 1992 г. были отменены ограничения в электронике. В соответствии с новым законодательством разрешается импорт компьютерного оборудования, даже если аналогичное оборудование производится в Бразилии. Закон также разрешает создание совместных предприятий.
Бразильский опыт запрета на ввоз компьютеров и оборудования средств связи учит одному: чтобы улучшить конкурентоспособность и помочь интеграции в мировую экономику, необходимо открыть двери для иностранных инвестиций и международной торговли.
Сегодня успехи Бразилии по привлечению иностранных инвестиций весьма ощутимы. В 19% г. сумма прямых иностранных инвестиций в эту страну составила 8 млрд. долларов США.
Важной задачей для Казахстана является присоединение к международным конвенциям и договорам. С момента приобретения Казахстаном независимости (16 декабря 1991 г.) расширилась международная активность республики. По состоянию на 1 января 1998 г. Республикой Казахстан подписано свыше 700 международных договоров1.
Следует напомнить закон Республики Казахстан от 26 июня 1992 г. "О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде (МВФ), Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (MAP), Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)". В дальнейшем, 16 февраля 1993 г. Республика Казахстан присоединилась к следующим международно-правовым актам: Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 30 марта 1883 г., пересмотренной в Стокгольме 14июля 1967 г. (Парижская конвенция), Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков, Договору о патентной кооперации, О членстве во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). 10 ноября 1998 г. был принят закон Республики Казахстан "О присоединении Республики Казахстан к Бернской Конвенции об охране литературных художественных произведений."2
В ближайшем будущем предстоит присоединиться к Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г., Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и другим.
Следует также отметить активность Казахстана по заключению конвенций (соглашений) об устранении двойного налогообложения. По состоянию на 1 мая 1998 г. республика заключила 16 таких конвенций. Цель таких соглашений - устранение или решение ситуаций, когда одни и те же доходы, получаемые иностранными компаниями, облагаются дважды: сначала в стране приложения капитала, а затем в стране базирования материнской или самой компании. Такие соглашения позволяют снизить неопределенность условий реализации капиталовложений за границей, способствуя тем самым достижению соответствующей рентабельности иностранной компании.
Весьма актуальной проблемой для Казахстана является лишение во Всемирную торговую организацию. В настоящее время Казахстан имеет статус наблюдателя в данной организации после подачи им Заявления о вступлении в январе 1996 года, процесс вступления в ВТО в качестве полноправного члена предполагает подачу определенных документов, описывающих внешнеторговый режим страны, а также проведение заседаний Рабочей группы по вступлению в ВТО с целью обсуждения данного режима и серий двухсторонних переговоров по обязательствам страны при вступлении в ВТО. В настоящее время Казахстан провел два заседания Рабочей группы по обсуждению Меморандума о внешнеторговом режиме Казахстана и нормативно-законодательной базы Казахстана в области внешней торговли и провел первый раунд двусторонних переговоров по обсуждению условий доступа иностранных товаров и услуг на рынок Казахстана.
Как известно, Всемирная торговая организация была основана 1 января 1995 г. в качестве преемника Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она унаследовала большинство существенных положений ГАТТ. Организация руководствуется новыми глобальными правилами торговли, согласованными в ходе Уругвайского раунда. Эти правила существенно расширили рамки ГАТТ, впервые распространив действие Многосторонней системы на торговлю услугами, а также вопросы, касающиеся зашиты интеллектуальной собственности и инвестиций. В настоящее время членами ВТО являются более 130 государств, а после принятия в организацию тех стран, которые находятся на стадии переговоров о вступлении, она охватит практически всю мировую торговлю.
Преимущество вступления Казахстана в ВТО определяется как самой сущностью данной организации, создавшей открытую торговую систему, базирующуюся на правилах, согласованных на многосторонней основе, и открывающей возможности для развития сравнительных преимуществ и международного разделения труда, так и в большой степени тем, на каких условиях и с каким пакетом обязательств Казахстан вступит в нее.
Положения о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме являются ключевыми элементами правовой структуры ВТО. Положение о режиме наибольшего благоприятствования предусматривает отсутствие дискриминации в торговых отношениях. Все члены ВТО обязаны предоставлять друг другу столь же благоприятный торговый режим, какой они предоставляют любой другой стране, когда речь идет о применении импортных и экспортных пошлин и сборов. Положение о "национальном режиме" предписывает, что, как только товар пересек границу (и таможенные пошлины уплачены), на этот товар должен распространяться режим, идентичный во всех отношениях режиму, действующему для местных товаров.
Другим ключевым положением ВТО является признание импортного тарифа в качестве основного метода внешнеторговой политики и строгое ограничение в использовании "количественных ограничений" в отношении импорта.
Все эти позитивные меры в полной мере будут применяться к Казахстану после вступления в ВТО, что будет способствовать более успешному продвижению казахстанского экспорта на мировые рынки.
При этом в случае возникновения торгового спора между какими-либо странами ВТО любая страна - член ВТО может обратиться к механизму урегулирования споров в рамках ВТО для решения этого спора. Наличие такого механизма для решения подобного спора между малой, относительно менее развитой страной против более крупной, более развитой страны особенно важно, когда при решении проблемы гарантом справедливого решения и исполнения этого решения ВТО выступает уже не сама страна, а ВТО.
Кроме того, несмотря на наличие строгих правил, регламентирующих международную торговлю стран-членов ВТО, часть обязательных соглашений предусматривает возможность отсрочки в выполнении требований соглашений для стран, находящихся на более низком этапе экономического развития, - для развивающихся стран, и стран с переходной экономикой. Поэтому в процессе присоединения необходимо добиться признания Казахстана как страны с рыночной экономикой, находящейся на этапе переходного периода.
При вступлении в ВТО большое значение имеет наличие адекватной законодательной базы, соответствующей основным положениям соглашений ВТО. В этой связи особо важное значение для Казахстана имеет принятие законов, позволяющих принять ряд необходимых мер для зашиты отечественных производителей в случаях, когда импортные товары реализуются по демпинговым ценам, или цены на импортные товары чрезвычайно низки в результате субсидирования государством их производства, или когда Казахстан сталкивается с проблемой платежного баланса.