Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
После определения предмета договора в соглашении фиксируются обязательства договаривающихся государств, состоящие в следующем:
а) в предоставлении разрешения на допуск в страну американского частного капитала - инвестиций;
б) в предоставлении инвестициям США гарантий от «некоммерческих рисков» (экспроприации, неконвертируемости валюты и ущерба в случае войны и революции);
в) в признании права правительства США гарантировать эти инвестиции;
г) в признании «законного» и действительного права суброгации правительства США. Право суброгации, закрепленное в соглашениях, означает переход прав американских частных инвеститоров, полученных ими в связи с инвестированием капитала в развивающихся странах, к правительству США. Это право реализуется в случае выплаты правительством США страхового вознаграждения американским частным инвеститорам застраховавшим свои инвестиции в США.
Соглашения подробно фиксируют все требования правительства США по отношению к правительствам развивающихся стран. Сюда относится движимая и недвижимая собственность, валюта и другие материальные и нематериальные ценности американских инвеститоров в развивающихся странах.
Таким образом, положения соглашений «о гарантиях инвестиций» представляют собой обязательства развивающихся государств перед правительством США но не содержат в свою очередь никаких особых обязательств правительства США по отношению к развивающимся государствам. Этот факт свидетельствует о том, что такие соглашения представляют собой международно-правовые документы, юридически закрепляющие правовые гарантии-условия иностранного инвестирования как необходимого для развития экономики развивающихся стран. Право «законной» суброгации в соглашениях «о гарантиях инвестиций» является характерным для отношений между США и развивающимися государствами. Посредством закрепления этого права США обеспечивают гарантии для американских инвеститоров в развивающихся странах. Принцип суброгации является институтом гражданского права и перенесение его в международное право, в сферу международных отношений, является также характерным для практики США и других стран, как и использование торговых договоров для регулирования инвестиционных отношений. При наличии соглашений о гарантах инвестиций и определенных юридических фактов, таких, например, как акт национализации без выплаты компенсации и принцип суброгации перерастают из гражданско-правового в международно-правовой, где сторонами отношений выступают государства. Такая «трансформация» отношений, вероятно, может быть признана правомерной и необходимой в современных условиях, чтобы обеспечить высшую цель -- экономическое и; социальное развитие. По свидетельству американских юристов, за все время существования системы страхования и гарантий инвестиций США их инвеститоры за рубежом не понесли сколько-нибудь значительного ущерба в результате экспроприации инвестиций, неконвертируемости валюты и т. д.
Соглашения о гарантиях инвестиций между США и развивающимися государствами, вступающие в силу сразу же после обмена нотами, без ратификации их высшими законодательными органами договаривающихся государств, являются очень удобными средствами гарантий для инвестиций из США. Таким образом, в США делается все необходимое для обеспечения внешнеэкомических гарантий инвестированию капитала в развивающиеся страны.
Двусторонние договоры и соглашения, как формы правового регулирования иностранных инвестиций в отношениях между развитыми и развивающимися государствами, имеют много общего вследствие наличия общности инвестиционной политики этих стран. Однако, несмотря на это, они имеют и свою специфику.
Для сравнения остановимся на анализе договоров Германии с развивающимися странами. В настоящее время Германия имеет большое количество договоров о поощрении и защите инвестиций. Основное отличие рассмотренных выше соглашений США от названных договоров Германии состоит в том, что первые регулируют меньший круг вопросов, возникающих в связи с инвестированием частного капитала за рубежом, и являются прежде всего средством защиты и юридических гарантий. Все другие вопросы правового регулирования инвестиционных отношений включаются в торговые договоры США с развивающимися странами. В Германии пошли по пути регулирования инвестиционных отношении посредством заключения договоров о поощрении и защите Инвестиций. Одним из первых договоров такого рода был договор, подписанный 25 ноября 1959 г. между ФРГ и Пакистаном.
В преамбулах договоров Германии с развивающимися странами фиксируются цели, принципы и предмет регулирования. Основной целью договоров является «развитие экономического сотрудничества» между договаривающимися государствами. Стороны пришли к соглашению, чтобы способствовать созданию благоприятных условий для, взаимных инвестиций граждан и компаний договаривающихся государств. В действительности такая формулировка договора способствует в общем только вывозу частного капитала из Германии в Пакистан. «Взаимные инвестиции» граждан и компаний договаривающихся государств вряд ли возможны в силу слабости пакистанского частного капитала по сравнению с мощными компаниями Германии.
Договоры закрепляют общие принципы регулирования частных иностранных инвестиций на территории договаривающихся государств. Статьи 1 и 2 договоров закрепляют «национальный режим» регулирования капиталовложений, исключая какие-либо дискриминационные меры по отношению к частным инвестициям договаривающихся государств. Закрепление «национального режима» в договоре как основного принципа регулирования означает приравнивание в правовом положении субъектов инвестирования. Характерно, что во всех договорах и соглашениях об инвестициях между развитыми и развивающимися государствами имеются статьи и положения, относящиеся к обеспечению защиты и гарантиям иностранным частным инвестициям. В договорах Германии с развивающимися странами эти статьи подробно регулируют вопросы национализации иностранных инвестиций, репатриации капиталов, перевод прибылей и компенсационных сумм при экспроприации инвестиций, а также гарантии инвестиций в случае войны и революции на территории развивающихся государств. В частности, национализация предусматривается только в исключительных случаях, а именно, в «общественных» интересах и с обязательной выплатой эквивалентной компенсации. В отличие от договорной практики США договоры Германии с развивающимися странами предусматривают разрешение всех вопросов, связанных с компенсацией до экспроприации инвестиций. При этом компенсационные суммы должны быть свободно переводимы в другое договаривающееся государство в его валюте без затруднений и особых формальностей.
Согласно положениям договоров, граждане и компании каждого договаривающегося государства (в действительности это относится только к гражданам и компаниям Германии) пользуются режимом наибольшего благоприятствования при восстановлении, возмещении и компенсации инвестиций пострадавших в результате войны, революции или беспорядков на территории развивающихся государств. Выплаты по возмещению подобного ущерба должны быть переводимы в Германию.
Все договоры предусматривают гарантии в отношении репатриации капиталов и перевода прибылей. При переводе денежных сумм (компенсация за экспроприацию, доходы, прибыли, выплаты за ущерб, нанесенный инвеститорам в случае воины, революции и др.) должен строго соблюдаться паритет валют в соответствии с положениями Соглашения о Международном валютном фонде.1
Большое место в договорах Германии с развивающимися государствами занимают статьи, в которых содержится определение понятий «инвестиции», «доход», «компании» и т. д. Введение подобных статей позволяет избежать неправильного толкования понятии, имеющих важное значение для отношений, возникающих в связи с инвестированием частного капитала за рубежом. Положения договоров содержат широкое определение понятия «инвестиции». В него включается капитал, привезенный на территорию другого договаривающегося государства в различных формах: иностранная валюта, товары, права на какую-либо собственность, патенты и технические знания. В понятие «инвестиции» включаются и реинвестиции. Кроме того, договор рассматривает в качестве инвестиций организационно-правовые формы инвестирования, любые товарищества, компании или учреждения, созданные для реализации капиталов, товаров и других активов, упомянутых выше. Понятие «доход» включает в себя суммы, получаемые от инвестиций в качестве прибылей за определенный период.
В договорах содержится обширное толкование термина «компании». В отношении Германии этот термин включает любое юридическое лицо, коммерческую организацию или ассоциацию, имеющую свое местонахождение на территории Германии и существующую в соответствии с ее законодательством независимо от ограничения ответственности членов этой ассоциации.
В договорах имеются положения, специально подчеркивающие то обстоятельство, что эти договоры распространяются на все инвестиции из ФРГ, вложенные в развивающиеся государства до 1 сентября 1954 г.
Таким образом, в соответствии с положениями договоров инвестиции германских компаний получают защиту и гарантии в развивающихся странах независимо от времени инвестирования (до вступления договора в силу или после). В случае возникновения споров относительно толкования и применения договоров в них предусматривается процедура их разрешения, прежде всего посредством проведения консультаций между сторонами договора. Если подобные консультации не дадут положительных результатов, то споры должны быть переданы на разрешение в Международный Суд ООН или в арбитраж. Арбитраж в этом случае должен состоять из трех арбитров. Назначенные арбитры выбирают председателя арбитража, который должен быть гражданином третьего государства. В том случае, если какая-либо сторона договора не сможет назначить своего арбитра в течение двух месяцев, то это производится Президентом Международного Суда ООН по требованию другой стороны. Если арбитры не пришли к соглашению о назначении председателя арбитража в течение двух месяцев, он также может назначаться Президентом международного Суда ООН по запросу одной из сторон. Арбитраж разрешает споры в соответствии с правилами процедуры, выработанными им самим, если стороны не придут к другому соглашению. Решения, принимаемые арбитражем большинством голосов, обязательны для сторон.
Интересными представляются положения протокольных статей договоров. Так, в отношении вступления в силу договоров и их аннулирования предусматривается заключение договора сроком на 10 лет и вступление его в силу после ратификации. По истечении этого срока договор действует неограниченное время с автоматической пролонгацией на каждые 10 лет. Аннулирование договора возможно только с помощью уведомления нотой за год до истечения десятилетнего срока. Договоры продолжают действовать в отношении инвестиций в течение 10 лет после аннулирования их государством. Это позволяет обеспечить юридические гарантии инвестициям практически неограниченный срок.
3.3. Соглашения о налогообложении
Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. Сущность регулирования этих вопросов состоит в том, что государства стремятся с помощью соглашений о налогообложении создать условия иностранного инвестирования для частных собственников и таким образом стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.
В настоящее время соглашения о налогообложении имеют широкое распространение в отношениях между государствами.
Оценивая соглашения в целом, можно сделать вывод о том, что они заключаются между государствами, в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Каждое государство стремится заключить такое соглашение о налогообложении, которое бы наилучшим образом способствовало прежде всего экспорту и импорту капитала, так как налогообложение является одним из наиболее действенных рычагов инвестиционного процесса и позволяет таким образом существенно влиять на инвестиционные отношения внутри страны и на международный инвестиционный процесс в целом. Государство, подписавшее такое соглашение, принимает на себя таким образом обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.
В отношениях между развитыми и развивающимися странами эти вопросы имеют некоторую специфику: развивающиеся государства, заинтересованные в притоке иностранного капитала предоставляют ему налоговые льготы в силу постановлении национального законодательства об иностранных инвестициях.
Таким образом в отношениях между развитыми и развивающимися государствами нет необходимости заключать соглашения о налогообложении с включением в них положении о налоговых льготах. Однако несмотря на это, соглашения подобного рода заключаются. Эти соглашения имеют целью избежать двойное налогообложение для инвеститоров капитала у себя в стране и за рубежом. Поэтому соглашения подобного рода называются соглашениями «об избежании двойного налогообложения».
Международные двусторонние соглашения «о налогообложении» давно привлекают внимание деловых кругов и юристов.
Экономический и Социальный Совет ООН в резолюции 486 (XVI) от 9 июля 1953 г. констатировал, что налоговые льготы для частных инвеститоров, предоставляемые как высокоразвитыми, так и слаборазвивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В этой резолюции высокоразвитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке или при заключении налоговых соглашений предусмотрение специальных положений, при которых доход от иностранных инвестиций облагался бы только первоначально в той стране, где он был получен. Эта рекомендация была поддержана Международной Торговой Палатой.
В настоящее время двусторонние соглашения о налогообложении, способствующие инвестированию иностранного частного капитала, заключены между многими государствами.
Договоры об избежании двойного налогообложения связаны с национальными законами договаривающихся государств. Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения решают проблему налогообложения в международных отношениях двумя способами: 1) полное или частичное освобождение от подоходного налога частных инвеститоров, вкладывающих свои капиталы в развивающиеся страны. В этом случае налогами облагаются доходы и прибыли частных инвеститоров один раз, т. е. в развивающихся странах или по месту получения указанных доходов и прибылей.
Некоторые страны используют другой метод освобождения от налогов частных инвеститоров, а именно: предоставляют кредит инвеститорам для, уплаты налогов, взимаемых в развивающихся странах.
Трудности и особенности подобных отношений между развитыми и развивающимися странами состоят в том, что в силу большой разницы в уровнях экономического развития определенных групп стран в этих отношениях нет взаимного притока инвестиций, а поэтому в договорах между этими странами нет взаимности в отношении налогообложения.
Освобождение от налогов иностранных источников дохода предусматривается в развитых государствах. Такое освобождение от налогов распространяется на прибыли и доход, а также дивиденды, получаемые постоянно из-за рубежа. Названные положения встречаются в законодательстве Франции, Нидерландов, Швейцарии и Канады. Они стимулируют приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Кроме того, в этих государствах существует система кредитования иностранного налога. Суть ее состоит в том, что эти страны облагают налогом прибыли, получаемые из-за рубежа, в зависимости от размера налога на эти прибыли.
Соглашения об избежании двойного налогообложения между государствами, экспортирующими капиталы, и развивающимися государствами направлены на то, чтобы согласовать национальное законодательство договаривающихся государств в отношении налогообложения доходов и прибылей при инвестировании частного капитала в других странах и, таким образом, избежать двойного обложения инвестиций.