Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.

ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.

Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.

Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дип.-Правовое-регулиров-инвест-деятельности-Диплом.rtf

— 1,020.07 Кб (Скачать файл)

Ряд проблем имеется в вопросе присоединения Казахстана к Соглашению ВТО по торговым аспектам интеллектуальной собственности, включая поддельные товары в торговле. Необходимость иметь сильный правовой режим является важной не только с национальной точки зрения, но и с международной.

При разработке национального законодательства об интеллектуальной собственности учитывается два фактора: 1) необходимость создания благоприятной правовой среды для инвестирования; 2) соответствие его требованиям Соглашения ВТО по торговым аспектам интеллектуальной собственности.

Вступление Казахстана в ВТО происходит одновременно со становлением и дальнейшим развитием таможенного союза с Россией, Беларусью и Кыргызстаном. Поэтому, несмотря на то, что было принято решение о самостоятельном вступлении каждой из стран "четверки" в ВТО, необходимо координировать работу по вступлению, определению статуса страны при вступлении, имея в виду процесс формирования в будущем единой торговой политики между Таможенным Союзом и третьими странами. В целях такой координации казахстанской стороной еще в июне 1997 года для согласования со странами-партнерами по Таможенному Союзу были направлены предложения по доступу иностранных товаров на рынок Казахстана, а в августе 1997 года - предложения по доступу иностранных услуг на казахстанский рынок.

Однако замечаний по представленным проектам документов ни от России, ни от Беларуси, ни от Кыргызстана Казахстан не получил. В октябре 1997 года казахстанская сторона направила свои замечания и предложения к проекту предложений Российской Федерации по доступу иностранных товаров на рынок России, которые, к сожалению, не были учтены в работе над данным документом.

Представляется положительной деятельность Кыргызской Республики по вступлению во Всемирную торговую организацию. В этой республике принято специальное постановление правительства от 18 апреля 1998 г. "О результатах третьего заседания рабочей группы ВТО, двусторонних переговоров со странами-членами ВТО и мерах по подготовке четвертого заседания рабочей группы ВТО".

В Кыргызстане создана Межведомственная Комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по вступлению в ВТО. Межведомственная комиссия провела двусторонние переговоры со странами-членами ВТО, участвовала в третьем заседании рабочей группы ВТО, проходившем со 2 по 7 февраля 1998 г. в г. Женеве, а также в двусторонних переговорах Кыргызской Республики со странами-членами ВТО, проходивших с 9 по 14 марта 1998 г. Четвертое заседание рабочей группы ВТО, в котором участвовала делегация Кыргызстана, прошло с 3 по 7 мая 1998 г. в г. Женеве. Правительством Кыргызской Республики утвержден план мероприятий по выполнению обязательств республики по приведению законодательства Кыргызстана в соответствие с нормами и требованиями ВТО. В частности, в плане в срок до 28 апреля 1998 г. было предусмотрено:

  1. Доработать проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О стандартизации" и проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О сертификации" с целью приведения данных законов в соответствие с требованиями Соглашений о технических барьерах торговли и фитосанитарных мерах и представить проекты в Правительство Кыргызской Республики для внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
  2. Доработать проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О ветеринарии" и Проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О карантине растений" и представить проекты в Правительство Кыргызской Республики для внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
  3. Разработать и представить в Правительство Кыргызской Республики проект постановления Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений" в постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 февраля 1998 года № 65 "Об одобрении Порядка оформления и выдачи лицензий на совершение экспортно-импортных операций и перечней специфических товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям".
  4. Разработать и представить в Правительство Кыргызской Республики проект постановления Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики, касающиеся СЭЗ (свободных экономических зон)".

По видимому, аналогичная последовательная работа должна проводиться и в Казахстане.

Следует отметить, что процесс вступления в ВТО является весьма длительным. Это видно на примере Китая.

С 1982 г. Китай принимает участие в работе органов ГАТТ Е качестве наблюдателя с правом совещательного голоса, в 1984 г он присоединился к действующему в рамках ГАТТ Международному соглашению по торговле текстилем на правах развивающейся страны, в 1986 г. подал заявку на восстановление статуса полноправного участника ГАТТ. В маг 1987 г. была образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки и начались сложные переговоры.

За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО (1987-1994) рабочая группа заседала 19 раз. К маю 1993 г. Китай подготовил переработанный вариант меморандума о своей внешнеторговой системе и ответы на более чем 4,5 тысячи вопросов о функционировании национального внешнеэкономического комплекса. В рамках заседаний рабочей группы началось обсуждение экономической политики КНР, а в ходе двусторонних переговоров с делегациями стран - проблем доступа на их рынки.

Полноправное участие в ВТО, по мнению китайских специалистов, позволит КНР более эффективно использовать свои сравнительные преимущества - избыток рабочей силы, дешевое сырье и т.п. - в рамках международного разделения труда. Двусторонние торговые экономические соглашения с промышленно развитыми странами, заключенные в 70-80-х годах, не устраивали Китай, ибо в отношении его товаров по-прежнему действует множество дискриминационных мер, в частности количественных ограничений. Добиваясь своего восстановления в ВТО, Китай прежде всего рассчитывает на предоставление безусловного и бессрочного режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле, а также на особо благоприятное отношение к себе как к развивающейся стране.1

 

    1. Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.

 

В дальнейшем рассмотрим внутреннее законодательство Республики Казахстан об иностранных инвестициях. Указом Президента Республики Казахстан от 8 ноября 1996 г.1 образован Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, который является единственным уполномоченным государственным органом в деле осуществления государственной политики стимулирования прямых инвестиций.

Основными направлениями деятельности Комитета по инвестициям являются:

  1. разработка и осуществление государственной политики по стимулированию прямых иностранных и отечественных инвестиций;
  2. создание системы работы с зарубежными инвесторами и подготовка предложений по стимулированию прямых инвестиций и улучшению инвестиционного климата;
  3. подготовка и распространение за рубежом информационных материалов об экономике и потребностях Республики Казахстан в прямых инвестициях;
  4. организация совместно с Национальным статистическим агентством Республики Казахстан, другими государственными органами учета и отчетности в вопросах привлечения и использования прямых иностранных и отечественных инвестиций.

Подробно вопросы компетенции вновь созданного комитета регулируются постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Казахстан по инвестициям" от 24 марта 1997г.

Следует отметить важность принятых государственным комитетом по инвестициям постановлений, имеющих не только узко ведомственный характер.2

Профессор М.А. Сарсембаев, проанализировав законы об иностранных инвестициях 120 государств мира 1 , отмечает, что в мировой практике в 59 государствах статус государственного органа получил нормативное регулирование. В 61 государстве такого рода государственный орган либо существует, но его правовой статус не обозначен в инвестиционном законодательстве (действуют обычные нормы), либо такого учреждения нет вообще. На этом фоне невольно возникает вопрос: а нужен ли нам такой государственный орган, а если нужен, то примерно на какое время?

Стоит разобраться в причинах того, почему нет такого государственного органа во многих странах.

В малых странах объем организационно-государственной работы всё же поменьше, чем в крупных государствах, поэтому в этих странах либо президент, либо премьер-министр непосредственно сам занимается иностранными инвестициями. В некоторых странах главы этих государств, видимо, считают, что это настолько важный и ответственный участок работы, что они должны сами непосредственно им курировать. В развитых странах все варианты работы с иностранными и международными компаниями, с их инвестициями давно уже отработаны, иностранные фирмы вполне логично вписываются в местный инвестиционно-предпринимательский ландшафт, так что потребность в специальном государственном органе по инвестициям не испытывается.

Вот когда функционирование иностранного капитала, иностранных инвестиций в Казахстане станет делом обыденным, все (или практически все принципиальные вопросы) будут решены, можно слагать полномочия с Государственного Комитета республики по инвестициям. А пока такой орган нужен и думается, что в ближайшие 10-15 лет вопроса о его ликвидации вставать не должно.1

Важным новшеством в сфере инвестиционной политики является принятие закона Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. Данный закон не отменяет закон республики "Об иностранных инвестициях" от 27 декабря 1994 г. и будет действовать наряду с ним.

В статье 6 рассматриваемого закона установлено, что государственная поддержка прямых инвестиций осуществляется в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан.

Большое практическое значение имеет статья 7 закона, предусматривающая систему льгот и преференций. В частности, для эффективной реализации инвестиционного проекта Комитетом по инвестициям могут предоставляться следующие льготы и преференции:

  1. государственные натурные гранты;
  2. на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50% основной ставки;
  3. полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

При этом размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий. Положе: о системе льгот и преференций и порядке их предоставления утверждается Президентом Республики Казахстан.

Профессор МА. Сарсембаев, проанализировав систему льгот и преференций, установленных законодательством иностранных государств, отмечает следующее: 51 государство пытается привлечь иностранных инвесторов путем освобождения их от налоговых выплат, положив в основу те или иные принципы. Так, практически полное освобождение от налогов с указанием льготного периода времени или без указания такого периода без всяких предварительных условий фиксируют в своих законах 11 государств (Бахрейн, Парагвай, Уганда, Вануату, Монголия, Мальдивы, Украина, Таджикистан и др.). От корпоративного налога освобождают 3 государства (Египет, Южная Корея, Тринидад и Тобаго). Иностранные инвесторы могут не беспокоиться по поводу налогов на дивиденды, по крайней мере, в 2-х странах (Южная Корея, Замбия). 4 государства предлагают иностранным инвесторам освободить их от налогов при импорте ими оговоренных в законе товаров, особенно нужных для данной страны (Гайана, Сингапур, Таиланд, Мозамбик).

Льготное налогообложение возможно в случае инвестирования капиталов в определенные законом отрасли экономики, в определенные законом территории страны - такое условие ставят 5 государств (Румыния, Армения, Мавритания, Нигерия, Марокко). Освободить иностранного инвестора от налога на недвижимость решили 2 страны - Израиль и Иордания. При ввозе на территорию Кипра, Камбоджи, Таиланда и Иордании сырья, средств производства, машин, автобусов, запасных частей иностранные инвесторы вправе рассчитывать в этих странах на освобождение от налогов. Просто низкие налоги или 10% от основной ставки налога для иностранных инвесторов предлагают Ирландия, Лаос, Острова Мэн. 50 процентов от основной ставки налога в течение 5 лет считают достаточным для привлечения иностранного инвестора Йемен, Танзания, Узбекистан. Освобождение от акцизного налога делают Западное Самоа, Малави, от НДС - Вануату. Сайта Лючия решила предоставлять льготное налогообложение и вообще преференции иностранным инвесторам в каждом конкретном случае отдельно. От бремени земельного налога освобождает Иордания.

Интересные подходы в предоставлении льготного налогообложения можно наблюдать в инвестиционном законодательстве Венгрии, Латвии, Заира, Непала и Никарагуа. Они ставят увеличение объема налоговых льгот в зависимость от величины инвестируемого капитала. Чем больше денег вложено в уставный капитал предприятия, тем выше льготный процент освобождаемого от уплаты налога на прибыль. Непал и Никарагуа в попытке дать толчок развитию экспортоориентированного производства увеличение объема льгот в налоговой сфере связывают с увеличением процента поставки товаров на экспорт, выпускаемых предприятиями и фирмами и своих, и иностранных инвесторов.

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан