Российско-амеерикаские отношение в конце XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 05:19, диссертация

Описание работы

Отношения между Россией и США имели и имеют большое значе¬ние для положения во всем мире. В XIX — начале XX в. между двумя странами отношения были нормальными и даже дружественными. После победы Октябрьской революции и образования СССР Америка долго не признавала новое государство. Признание состоялось только в 1933 г., после того как президентом США стал Ф.Д.Рузвельт. Накануне Вто¬рой мировой войны после начала советско-финской войны отношения осложнились.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………..…3-7
Глава I Российско-Американские отношения в конце XX столетия. ……..8-56
1.1 Становление внешней политики России. ………………………...8-28
1.2 Внешняя политика США и Россия. …………………………...…29-56
Глава II Трансформация Российско-Американских отношений. ………...57-92
2.1 Российско-Американские отношения и Европа. ……………….57-88
2.2 Роль личностей в отношениях двух держав. ………………...….89-92
Заключение. ……………………………………………………...…………..93-98
Список использованных источников и литературы. ………………….....99-102

Файлы: 1 файл

магистр диплом иш.doc

— 781.23 Кб (Скачать файл)

В начале 1992г. российской стороной была продемонстрирована открытость в отношениях с США. Президент Б.Н.Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России отныне не будут нацелены на территорию США.

В январе 1993г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривающий, что к 2003г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно выработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США.

Свидетельством отказа России от военного противостояния с другими странами стала ее новая военная доктрина, утвержденная 2 ноября 1993г. указом президента. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» предусматривали формирование российских Вооруженных Сил на основе принципа достаточности для поддерживания обороноспособности страны во всех направлениях. Важная роль отводилась силам ядерного сдерживания, и не подтверждался принятый ранее военной доктриной СССР отказ от нанесения первым ядерного удара (СССР предусматривал лишь нанесение ответного и ответно-встречного ядерного удара). Зато военная доктрина России не определяла наиболее вероятных противников, а это значило, что из систем управления стратегическими ракетами выведены полетные задания и они не нацелены на конкретные объекты. К числу приоритетных задач российских Вооруженных Сил было отнесено обеспечение действий Совета Безопасности ООН и других международных организаций по поддержанию мира и стабильности в международных отношениях, что свидетельствовал о намерении российской дипломатии играть сопоставимую с США роль «миротворца» в любых региональных конфликтах.

В целом российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своих решениях и на международной арене следовала за США. Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов и международные экономические санкции против Ирака, введенные после подавления весной 1991г. многонациональными силами иракской агрессии в Кувейте. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был одним из главных покупателей советского оружия и крупнейшим российским должником). Россия присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии, введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США.

Уступчивость российской дипломатии в первой половине 1990-х годов объяснялась не только необходимостью для новой России заявить о себе на международной арене как о демократической державе, от которой больше не исходит угроза западному миру, но и надеждами на масштабную экономическую помощь Запада демократическим реформам внутри страны. Но из всех международных экономических организации Россию включил в свой состав только МВФ. Хотя Президента России Б.Н.Ельцина и стали приглашать на ежегодные встречи руководителей семи крупнейших государств, но официально Россия в состав «семерки» включена не была и статус наибольшего благоприятствования в торговле ей был предоставлен всего на один год. Россия получала гуманитарную поддержку продовольствием, медикаментами и т.д., но ожидаемой многомиллиардной финансовой помощи не последовало.

С начала 1994г. МИД России вместо основополагающей идеи общности интересов с США стал выдвигать новый внешнеполитический тезис -- о необходимости соблюдения собственных национальных интересов России. С одной стороны, это было вызвано некоторым изменением расстановки политических сил внутри страны: поражением демократов на выборах в Думу в декабре 1993г. и получившими широкий общественный резонанс обвинениями со стороны оппозиции в проамериканском курсе. С другой -- к этому вынуждало изменение геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе: в 1994г. (окончательно -- в августе) завершался вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии и некоторые из них сразу заявили о своем желании быть принятыми в военно-политический блок западных стран -- НАТО. Мотивируя это намерение, союзники СССР по Варшавскому договору зачастую ссылались на события октября 1993г., которые возродили в Европе опасения по поводу непредсказуемости российской политики.

К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международных делах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. В ответ на выраженную ею озабоченность планами расширения НАТО было заявлено, что готовность этого блока к расширению на восток не означает практических мероприятий в этом направлении, а также, что Североатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и не направлен против каких-либо стран. Блок НАТО предложил бывшим социалистическим странам и странам бывшего Советского Союза, включая Россию, принять совместную программу «Партнерство во имя мира», которая установила бы формы военного сотрудничества. Это был временный компромисс США и России, который мог лишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пакт бывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии, и, не исключено, некоторых государств СНГ.

В июне 1994г., оговорив себе, ряд особых условий, Россия присоединилась, как и другие приглашенные государства, к натовской программе «Партнерство во имя мира». В рамках этой программы она получила право направить своих представителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе; были сформированы российский и украинский батальоны (из контрактников), которые в составе многонациональных миротворческих сил участвовали в разделении враждующих сторон в Боснии; проводились инспекционные поездки в войска и совместные штабные и военные учения.4

Программа продолжает свое действие до сих пор. В частности, в сентябре 1997г. были проведены военные учения в Туркмении, в которых принимали участие военные подразделения НАТО, среднеазиатских государств, России, Грузии, Литвы и др.5

НАТО отводит программе «Партнерство во имя мира» роль прикрытия от грозящего с юга исламского фундаментализма. Присоединение к ней России было вызвано главным образом опасением оказаться в политической изоляции.

1996-2000 гг. Ощутимые изменения во внешней политике России -- рост ее инициативности и самостоятельности -- стали наблюдаться только с 1996г., когда в январе министром иностранных дел был назначен Е.М.Примаков.

Е.М.Примаков определил характер новой эпохи как переходный от конфронтационного к демократическому. Он заявил о том, что Россия выступает за многополярную модель мира, который находится в процессе становления и в котором разные центры силы, включая Россию, займут свое место и будут выполнять определенную роль.6

К числу основных сфер приложения усилий российской внешней политики новый министр отнес следующие:

1. Не допустить, чтобы место старых фронтов противостояния заняли новые разделительные линии: негативное отношение к расширению НАТО на пространство распавшегося Варшавского договора, к попыткам сделать этот альянс осью новой системы европейской безопасности.

2. Освобождение от менталитета «ведущих» и «ведомых»: неприятие тезиса о том, что одни страны вышли победителями в холодной войне, а другие -- побежденными. Народы по обе стороны занавеса общими усилиями избавились от политики конфронтации.

3. Демократизация международных экономических отношений: а) отказ от придания внутренним законам характера экстерриториальности (наподобие закона Хелмса-Бэртона о наказании тех, кто экономически сотрудничает с Кубой), отказ от ужесточения экономических блокад в отношении таких стран, как Иран, Ливия, Ирак и других; б) пересмотр дискриминационных ограничений в торговле, в том числе в отношении к России, которую продолжают причислять к странам с переходной экономикой.

4. Продвижение к стабильному миру на основе «кооперативности» действий международного сообщества при решении таких проблем, как урегулирование конфликтов, сокращение вооружений и укрепление доверия в военной сфере, укрепление гуманитарного и правового компонентов безопасности, помощь и поддержка тем странам, которые испытывают трудности в своем развитии.7

Примаков заявил, что он не является «антизападником», а лишь защищает национальные интересы России. Уже в феврале Россия отказалась от санкций в отношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами. В октябре Совет Безопасности ООН единогласно отменил экономические санкции против Югославии. МИД в январе 1997г. попытался выступить в качестве посредника между президентом Сербии и оппозицией, оспаривавшей результаты выборов и проводившей непрерывные демонстрации.

В югославском кризисе США, не отходя полностью от ООН, основную ставку делали на НАТО. Дейтонское соглашение запретило вмешательство НАТО в урегулирование конфликта на территории бывшей Югославии. Это привело к значительному географическому расширению зоны действия альянса.

Вместо того чтобы укреплять роль ООН и усиливать действия ее координирующих структур, США на протяжении кризиса в Югославии и Косово постоянно дискредитировали деятельность ООН и все решительнее брали на себя роль гаранта международной безопасности. Не случайно единоличное решение США вопросов стратегии и тактики в период операции в Югославии и Косово вызвало противоречия между членами НАТО.8

В сентябре 1996г. Россия осудила бомбардировку военных объектов на территории Ирака американскими крылатыми ракетами. С 1997г. она старается вернуть свои позиции в ближневосточном урегулировании: в феврале на встрече Е.М.Примакова и лидера Палестины Я.Арафата арабам была обещана не только политическая, но и возможная экономическая помощь; в марте визит премьер-министра Израиля В.Натаньяху в Москву хотя и носил, подчеркнуто экономический характер, но сопровождался надеждой на то, что Россия подключит к ближневосточному урегулированию традиционно дружественную ей Сирию.

С 1995г. Россия начала восстанавливать утерянные позиции на международном рынке вооружений. При этом покупают российское оружие не только давние партнеры -- Индия, арабские страны, но и новые -- Китай и даже Южная Корея (в счет погашения советского долга), традиционно бывшая импортером американского оружия.

Вместе с тем российская внешняя политика остается не конфронтационной и не силовой, направленной на упрочение международной безопасности и равноправное сотрудничество со всеми странами. В феврале 1996г. Россия была принята в Совет Европы, что является международным признанием построения в ней в основном демократического общества.

В апреле 1996г, руководители стран «семерки» (США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившись в Москве, достигли соглашения о необходимости полного прекращения ядерных испытаний в целях упрочения ядерной безопасности и нерасширения группы ядерных государств. 25 сентября 1996г. в Нью-Йорке был подписан официальный договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах (на тот момент официально разрешенными оставались лишь подземные испытания, но Китай проводил также и атмосферные), к которому присоединились все государства, кроме Индии.

Изменились акценты во внешнеполитических связях с Западом: упор был сделан не на получение эпизодической «помощи», разовых льготных кредитов, а на пробуждение долговременного меркантильного интереса западных предпринимателей к российской экономике.

Привлечение частных иностранных инвестиций стало приоритетным. При правительстве России действует специальный Консультативный совет по иностранным инвестициям, который имеет своей главной задачей содействовать притоку капиталов. С этой же целью с ноября 1996г. Россия стала осуществлять выпуск еврооблигаций, выплату процентов и погашение стоимости которых гарантирует правительство.9

В экономической сфере Россия выступает за нормальные взаимовыгодные партнерские отношения со странами «дальнего зарубежья». В силу целого ряда причин за Россией в международном разделении труда постепенно закрепляется роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Конкуренты стремятся не допустить ее выхода на мировые рынки с высокотехнологичной продукцией. Основная внешнеэкономическая задача правительства -- добиться финансирования российской экономики и ее выхода из кризиса за счет внешних, иностранных источников -- по-прежнему далека от разрешения.

Главной внешнеполитической проблемой для России с конца 1996г. стало расширение НАТО на восток. Именно в ходе дипломатической борьбы вокруг этой проблемы России была наглядно продемонстрирована ее слабость и вполне определенно дано понять, что рассчитывать на равноправное партнерство с Западом она не может. С расширением НАТО внешнеполитический этап подчеркнуто дружественных отношений с США может закончиться.

О необходимости начать практические мероприятия по подготовке к приему в НАТО новых членов -- бывших социалистических государств Восточной и Центральной Европы -- на Западе заговорили в 1995г. Россия выдвинула предложение вместо расширения Североатлантического блока повысить уровень полномочий Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в обеспечении военной безопасности и политической стабильности на континенте. СБСЕ, впервые созванное в 1975г. в Хельсинки для политического закрепления военной «разрядки» в отношениях между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, в 1990г. на парижской конференции было преобразовано в постоянно действующую организацию со своим механизмом периодических встреч на высшем уровне и регулярных консультаций. Подтекст российского предложения заключался в том, что каждое государство -- член ОБСЕ имеет право «вето» на принятие решений. Инициатива России не встретила позитивного отклика.10

Информация о работе Российско-амеерикаские отношение в конце XX столетия