Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.
1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО
Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и «неофункционализмом». Его представители - Э. Хаас34 , Л.Линдберг35 и др. отстаивают идею, согласно которой потребно-сти сотрудничества в том или ином секторе экономической, социальной или культурной дея-тельности способны вызвать эффект Цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их коор-динации и таким образом - к ускорению процесса политической интеграции. При этом начи-нать следует с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем «крупные политические повороты». Поскольку для их осуществления от госу-дарств не требуется отказа от собственной политики, а достаточно лишь простого сходства интересов в конкретной области, постольку и добиться его относительно легче.
36.Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
Многообразие типов
Первый путь - это достижение некоторого
баланса интересов, позволяющег
Вместе с тем баланс интересов, как правило, имел конечные пространственно-временные
рамки. Нарушение баланса интересов переводило о
Стремление к достижению интересов толкало государства на разорительные
войны, в ходе которых каждая сторона стремилась
максимально подорвать военные, экономические
и людские ресурсы своих противников,
снижая тем самым вероятность возможных
ответных действий. При этом единственным
средством реализации внешнеполитических интересов я
Детальный анализ баланса сил как
основополагающего принципа во взаимоотношениях между
государствами позволяет сделать вывод,
что равновесие сил не только не способствует
росту политической стабильности, предотвращению
войны, но наоборот, подспудно к ней подталкивает
через раскручивание спирали гонки вооружений,
обнищание масс, разрушение демократических
принципов государственного устройства,
перманентную «холодную войну» между
государствами. Поэтому жизнь потребовала
новых, принципиально иных подходов к
проблеме безопасности, посколь
Совместный поиск отечественных и западных
ученых и политиков, озабоченных проблемой
выживания человечества в ядерный век,
привел к формированию концепции «баланса
интересов» различных государств и народов, основанной
на наличии общечеловеческих, внеклассовых интересов и
получившей у нас название «Новое политическое
мышление».
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
Теория зависимости (англ. depe
Обычно выделяют несколько направлений
в теории зависимости: 1) латиноамериканские структурали
Марксистские представители
В целом теоретики зависимости утверждают, что бедность слаборазвитых стран проистекает не от того, что они не интегрированы в мировой рынок (или интегрированы, но «недостаточно», как утверждают неолибералы), но от того, что как раз являются его частью.
В работе Пола Барана «Политэкономия роста», опубликованной
в 1957 г. был озвучен марксистский подход
теории зависимости. Баран и ряд других
исследователей — когда речь заходит о
сущностных признаках зависимости — часто
говорят о международном разделении труда,
при котором квалифицированная рабочая
сила концентрируется в центре, а неквалифицированная —
на периферии[6]. В центр своего анализа Баран ставит проблемы получения прибыли
и накопления капитала. Развитие зависит
от возможности производить больше, чем
требуется для простого поддержания жизнедеятельности
(то есть излишек). Часть излишка уходит на накопление
капитала — покупку новых средств производства —
что обеспечивает прогресс, развитие; трата излишка на предметы роскоши не позволяет обеспечить развитие. Баран
выделил два преобладающих типа экономической
деятельности в развивающихся странах.
Первый тип — старший — плантационное хозяйс
Ф. Э. Кардозу выделил ряд основных положений теории зависимости[15]:
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
Внешняя политика – неотъемлемое
направление деятельности государства.
Ее сущность заключается в налаживании
отношений с другими
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
Традиционные методы
Как отмечают отечественные и зарубежные ученые (см., например: Лебедева. 1997; Мег1е. 1995), наиболее распространенными методами урегулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества? с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмешательства рассматриваются международным правом как совершенно законные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглашаются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулировать свои споры непосредственно друг с другом. Гаагские Конвенции 1899 г. сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по расследованию с целью установления фактов, которые могли лежать
в основе межгосударственного конфликта
и быть его причиной. Функция таких
комиссий, действующих под
Со времен Второй мировой войны известен еще один метод разрешения международных конфликтов, метод примирения. Он характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны». Комиссия может не только устанавливать оспариваемые факты, но и формулировать решение в отношении сторон. Данный метод наиболее эффективен тогда, когда примирительные комиссии могут быть созданы заблаговременно.
Все указанные методы урегулирования межгосударственных конфликтов предполагают обращение к «третьей стороне», которая должна развести противников или облегчить достижение ими согласия. Основное нормативное условие, предъявляемое к «третьей стороне», — это требование беспристрастия. Однако, как подчеркивает М. Мерль, любое другое сходство с функционированием международно-правовых, норм должно быть отклонено: основное свойство всех процедур урегулирования состоит в том, что на всех этапах они являются добровольными. «Третья сторона» не обязана осуществлять вмешательство с целью урегулирования, сами конфликтующие государства не обязаны принимать такое вмешательство или формирование комиссии {Мег1е. 1995). Во всех этих случаях ключевое значение имеют принципы государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Это означает, что мирное разрешение межгосударственных конфликтов и споров каждый раз зависит исключительно от доброй (или злой) воли государств и не может быть принудительным. Вот почему эффективность традиций.
Институциональные процедуры
Возникновение и развитие универсальных межправительственных организаций (Лиги Наций, а затем ООН) дало возможность продвинуться в вопросе урегулирования межгосударственных конфликтов в двух направлениях.
Во-первых, странам — членам Лиги Наций, а затем и ООН вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением потребностей законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования.,В соответствии с Уставом ООН конфликтующие стороны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта или же к механизмам, созданным для этой цели в рамках региональных соглашений, если таковые существуют (ст. 33). И только в случае провала этой инициативы стороны должны обратиться в Совет Безопасности (ст. 37). В свою очередь, Совет Безопасности (который в соответствии со статьей 35 Устава может быть созван и непосредственно) имеет право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее подходящим для данного случая (ст. 36). Именно так поступил Совет Безопасности, когда он был созван по просьбе кубинского правительства, подавшего жалобу на США. В настоящее время традиционные, или классические, процедуры используются в рамках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
Во-вторых, использование
Во-вторых, меняются участники конфликтов. Конфликты между государствами, в том числе и военные, не исчезают, но перспектива крупномасштабных межгосударственных войн, типа двух мировых, становится все менее вероятной. Это не значит, что государство перестает быть одной из сторон конфликтов, однако его противником, или, иначе говоря, другой стороной конфликта, все чаще будут выступать негосударственные акторы — экстремистские религиозные течения и преступные группировки (в том числе и внутри самого государственного аппарата); транснациональные преступные синдикаты, проникающие в самые разные структуры; террористические формирования и этнокультурные кланы... Иначе говоря, конфликты часто ведутся «с участием новых бойцов» (см. об этом: Ре1еп: 1994), мотивы которых трудно понять. Они незаинтересованы в окончании конфликта, потере своего
статуса «бойца», так как после окончания конфликта общество часто не может предложить им привлекательных стимулов для занятия созидательным трудом.