Антимонопольное регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

4 СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

5 О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный Закон  РФ от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.

 

"Об электроэнергетике"1, "О рекламе"2 и т.д.).

Таким образом, ключевым законодательным актом, который содержит подробный, но не исчерпывающий перечень методов антимонопольного регулирования, является Закон "О конкуренции". В нем установлены преимущественно ограничительные нормы, которые запрещают: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, концептуальные положения национального законодательства пересекаются с принципами международного права и законодательством зарубежных стран. К примеру, право конкуренции ЕС содержит запрет соглашений, нарушающих конкуренцию на рынке, и запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке3.

И хотя Закон "О конкуренции" применяется на всей территории России, он действует и в тех случаях, когда действия или соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона "О конкуренции"). Между тем если рассматривать сферу применения антимонопольных (антитрестовских) законов других стран и сравнивать ее со сферой

______________________

1 СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

2 СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

3 Раздел VI "Общие правила конкуренции, налогообложения и сближения законодательств" Договора, учреждающего Европейское Сообщество.

 

применения российского Закона "О конкуренции", то справедливо сделать вывод, что в большинстве случаев законодательство имеет строго территориальный характер, т.е. регулирует операции частных компаний в пределах национальных регионов (рынков). Лишь законодательные акты США, Канады и ЕЭС в отдельных деталях являются экстерриториальными1.

Вместе с тем согласно действующему антимонопольному законодательству под определение хозяйствующих субъектов подпадают не только российские, но и иностранные коммерческие организации (п. 1 ст. 2 Закона "О конкуренции"). В любом случае, необходимо учитывать, что совершенство или несовершенство национальных правовых норм влияет на желание иностранных компаний осуществлять предпринимательскую деятельность в России.

В то же время немаловажным фактором является сотрудничество России с международными организациями, а также заключение международных соглашений, так как от наибольшей результативности торговых отношений с другими странами зависит национальное экономическое благополучие. Как известно, гарантией конкурентных отношений является взаимодействие национального и международного рынка, которое напрямую зависит от уровня национального производства, конкурентоспособности товаров (услуг) при выходе на международный рынок, определения рынка сбыта (национального или зарубежного), социальных интересов и предпочтений общества.

Для эффективного развития производства, распределения и сбыта товаров (услуг) прежде всего необходимо создание механизма, в основе которого закреплены правила честной конкуренции. Такими правилами

______________________________

1  Казенова Т.М. Правовые вопросы развития антимонопольного регулирования в современной России // Предпринимательское право. 2006. N 3. С. 61.

 

являются: предоставление свободного доступа на рынок со стороны частных компаний, субъектов естественных монополий и органов государственной власти; существование свободных цен, которые формируются при конкурентной борьбе; защита предпринимателей от недобросовестной конкуренции; защита потребителей как на рынках взаимозаменяемых товаров, так и на рынках естественных монополий, где у потребителей нет возможности приобретения аналогичного товара.

Кроме того, в последнее время все большее внимание уделяется развитию общей правовой среды России с европейскими странами и ВТО. Данные шаги обусловлены необходимостью открытия национального рынка для зарубежных стран. Очевидно, что международное сотрудничество связано с усилением внешнеэкономических отношений России, так как торговля с СНГ в структуре товарооборота России составляет 20%, а с Европой - около 60%1.

Международное правовое сотрудничество России формируется как со странами СНГ, так и с государствами - членами ЕС. Подтверждение этому - ряд соглашений, ратифицированных Российской Федерацией ("Соглашение о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", "Соглашение о создании зоны свободной торговли", "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве"). Вышеперечисленные соглашения закрепляют ряд норм, направленных на поддержку и развитие конкуренции:

- устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих  субъектов или вызванных вмешательством  общегосударственных и территориальных  органов;

- недопущение злоупотреблений  доминирующим положением одним или несколькими хозяйствующими субъектами с тем, чтобы

_________________________

1 Арбатова Н.К., Рыжков В.А. Россия и ЕС: сближение на фоне разрыва? // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.

 

воспрепятствовать использованию методов недобросовестной конкуренции; применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их, таким образом, в невыгодные условия конкуренции;

- запрет на соглашения между  предприятиями, ассоциациями предприятий, согласительная практика которых имеет целью или является следствием устранения, предотвращения, ограничения или искажения конкуренции: незаконное использование одним или более предприятиями доминирующего положения на территории зоны свободной торговли в целом или в существенной ее части.

Итак, в настоящее время Россия участвует в создании общего экономического пространства с ЕС, и безусловно, что нормы и правила единого экономического пространства должны быть ориентированы на нормы этого общего пространства, т.е. на нормы и правила ЕС1. Главным образом возникает вопрос о сближении законодательств, а именно: существует ли необходимость в изменении самой правовой системы российского антимонопольного регулирования?

Необходимо отметить, что концепция антимонопольного регулирования в ЕС и в России различна. В ЕС это двухуровневая система антимонопольного законодательства, которая включает в себя:

- общее конкурентное законодательство;

- специальные законы для разных  секторов, которые переносят соответствующие  директивы ЕС и учреждают в  каждом из них режим, соединяющий в себе конкуренцию и обязательства по обеспечению всеобщего интереса2.

А российское антимонопольное законодательство, как уже

_______________________

1 См.: Валовая Т.Д. Постсоветское пространство в эпоху прагматизма // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.

2 Фурнье Жак. Участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001.

 

отмечалось выше, состоит из трех уровней. К тому же в национальном законодательстве понятие "естественной монополии" закреплено на правовом уровне1, хотя в большинстве стран естественная монополия является экономической категорией, а не юридической, и в странах Европейского Союза такого термина не существует. Однако российская концепция естественной монополии близка по своему смыслу к "услугам, представляющим всеобщий экономический интерес"2 в европейском праве.

В проекте Закона "О защите конкуренции" была предпринята попытка объединить общие антимонопольные нормы и нормы, связанные как с регулированием естественных монополий, так и касающиеся антимонопольного регулирования в отраслевых законах. То есть, по сути, был предложен переход к двухуровневой системе конкурентного законодательства. Ясно, что идея законопроекта нацелена на совершенствование правовой базы, которое связано и с формированием экономических отношений внутри страны, и с развитием рыночных отношений с европейскими странами. С одной стороны, это логичный шаг, так как создание единого рынка всегда влечет за собой реформирование национальных законов. Примером может служить практика Европейского Сообщества. Например, в Италии был принят новый закон о конкуренции в 1990 г., а в Великобритании в закон о конкуренции были внесены изменения, основанные на нормах ст. ст. 81 и 82 Договора о Европейском Сообществе. С другой стороны, исходя из уровня нынешнего развития России и динамики процессов трансформации Европейского Союза, можно утверждать: общее экономическое пространство между Россией и ЕС, по самым

_______________________

1 Статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях".

2 Фурнье Жак. Указ. Соч. С. 41.

 

приблизительным расчетам, реально сформировать только через 20 лет1 . Важно учитывать и то, что изменение концепции национального законодательства влечет за собой не только написание новых законов, но и создание новых органов, обязанностью которых является реализация законодательства, а это еще больше осложняет ситуацию правоприменения.

 

Итак, круг вышеперечисленных вопросов является основным, который необходимо принять во внимание в связи с развитием антимонопольного регулирования в России, но его ни в коей мере нельзя назвать исчерпывающим. Вместе с тем возможное изменение концепции антимонопольного регулирования не должно нанести ущерб секторам российской экономики, прежде всего тем, которые находятся в стадии реформирования (например, отрасли электрической энергии).

Главным в формировании российского антимонопольного регулирования должно быть укрепление правил, концептуальных основ, направленных на защиту конкуренции. В первую очередь необходимо усовершенствование внутренней правовой базы, а уже во вторую - сближение антимонопольного законодательства с рядом других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

1 Арбатова Н.К., Рыжков В.А. Указ соч. С. 63.

 

§ 3. Развитие антимонопольного политики в России

 

Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.

В настоящее время разработан проект Федерального закона "О защите конкуренции", который должен заменить Закон о конкуренции на товарных рынках и Закон о конкуренции на финансовых рынках. Данный законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и был рассмотрен в первом чтении1.

Положения антимонопольного законодательства применимы и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые участниками конкурентных отношений за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации (ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 1 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" дано новое определение товара. Товар - объект гражданских прав (в том числе работы и услуги, включая финансовые услуги), предназначенный для продажи,

__________________________

1 По материалам сайта Федеральной антимонопольной службы (http://fas.gov.ru), по материалам сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://duma.gov.ru).

 

обмена или иного введения в оборот (п. 1 абз. 1 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Финансовые услуги - банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, лизинговые услуги, а также услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, в законопроекте унифицировано базовое для конкурентного (антимонопольного) законодательства понятие товара.

Законопроект также содержит уточненное понятие товарного рынка с целью учета специфики большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации1. Товарный рынок - сфера обращения товара (включая товар иностранного производства), не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, определяемая, исходя из экономической, технической или иной возможности (целесообразности) для покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности (целесообразности) за ее пределами (абз. 1 п. 4 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции")2 .

Кроме того, уточнено понятие хозяйствующих субъектов. Согласно абз. 1 п. 4 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, а также

________________________

1 См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О защите конкуренции" (по материалам сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://duma.gov.ru)).

2 Казенова Т.М. Правовые вопросы развития антимонопольного регулирования в современной России // Предпринимательское право. 2006. N 3.

 

саморегулируемые организации. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, включая негосударственный пенсионный фонд, инвестиционный фонд, управляющую компанию инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, ипотечного агента, лизинговую компанию.

Информация о работе Антимонопольное регулирования