Антимонопольное регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Именно конкуренция — особенно способность новых фирм вступать в ту или иную отрасль — одновременно вызывает       расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако, если в отрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, одна        гигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствовать вступлению в отрасль потенциальных конкурентов, такая фирма может, предотвращая расширение отрасли, продолжать извлекать экономическую прибыль.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства.

На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать передовую экономическую технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. Только конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу.

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе "невидимой руки". А. Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. Он показал, что каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но

___________________________

1 См.: Ишутин О.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. М., 2005. С. 32.

 

обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что, преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели.

Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики. При этом "ниточками", т. е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям "невидимой руки", служит как раз конкуренция.

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством излишней, т. е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы "вне конкуренции": в условиях острой нехватки нарасхват идет любая продукция. Перед производителями последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита

Отметим, что конкуренция является очень тонким (селективным) и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения   спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т. п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же.

Таким образом, в соответствии с принципом "невидимой руки" конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Как и всякая дефиниция, приведенное определение во многом условно и может быть выражено и в других словах. С содержательной стороны оно, однако, включает ряд важных для понимания сути дела моментов.

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т. е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Дело в том, что в понятие конкуренции порой включается слишком широкий круг   явлений.

Действительно, конкуренцию часто определяют как войну (или борьбу) всех против всех. Не вызывая возражений по существу, эта формула представляется скорее достоянием литературы или искусства, а не чем-то пригодным для реального использования. Размытый (хотя и запоминающийся) образ всеобщего противостояния мало помогает понять, кто именно борется, какими средствами и почему, собственно, ^компании вступают в конфликтные ситуации, а, скажем, не в отношения симбиоза и взаимопомощи. Далеко от таких вопросов и определение конкуренции как борьбы между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

Дело не в том, что эти дефиниции плохи. Просто в стремлении охватить одной формулой все виды конкуренции (скажем, внутриотраслевую и межотраслевую; рыночную и внерыночную и т. д.) они неизбежно утратили конкретность.

Напротив, обсуждаемое определение предельно конкретно. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и услуги.

Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию.

Интересно, что в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими      однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда узкий ручеек начавших поступать с Запада товаров сталкивался практически с ненасытным внутренним спросом.

В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Как будет показано в дальнейшем, один из распространеннейших приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты.

 

 

 

 

§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику

 

В литературе советского периода традиционное определение конкуренции давалось с негативным оттенком, подчеркивающим непримиримое (агрессивное) поведение соперников. В частности, она определялась как «свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства... антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров»1.

В российское законодательство понятие «конкуренция» было впервые введено в 1991 г. При этом под конкуренцией и ограничением монополистической деятельности на товарных рынках понималась состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке2.

Приведенные выше определения конкуренции характеризуют ее как экономическую категорию. В них обозначены два основных значения конкуренции: с объективной стороны - состояние рынка и с субъективной - отношения состязательности, содержание которых составляют конкурентные действия хозяйствующих субъектов.

С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию на рынке (структуре рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке.

______________________

1 Большая советская энциклопедия.  М.,  1973. Т. 13. С. 28-29.

2 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие.  М., 2006. С. 350-351.

 

Общими условиями обращения товара являются спрос, предложение и рыночная цена.

Определение понятия «конкуренция» и признаков конкурентной среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: рынки совершенной («чистой») и монополистической конкуренции.

Так, под совершенной конкуренцией понимается рыночная структура, состоящая из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (однородного) товара, а также определяемая полной свободой входа на рынок и выхода из него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки. В реальной действительности конкуренция в большинстве своем представлена рынками монополистической конкуренции и олигополии.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка, а вход на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен.

Конкуренции противоречит монополия. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. В то же время монополии неизбежны в рыночной экономике.

Слово «монополия» (гр. monos - один + poleo - продаю), обозначает - единственный продавец.

Экономические и правовые подходы к проблеме монополии и конкуренции не одинаковы. Экономическое содержание монополии - это власть поставщика товара над условиями его сбыта. Монополия характеризуется высокой концентрацией рынка на стороне предложения, при этом поставщики ограничивают объемы продукции, завышают цены и стараются не допускать в отрасль новых конкурентов. Крупные предприятия-монополисты обычно лоббируют в коридорах власти, требуя для себя особых привилегий. Но у крупных предприятий могут быть преимущества в уровне издержек и своя финансовая база для обновления продукции и развития НИОКР.

Высокий уровень концентрации необходим и оправдан и в отраслях с крупномасштабными технологиями. Многие отрасли имеют небольшое число предприятий. Такие отрасли называются «олигополистические».

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власть над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной предпринимательской деятельности, т.е. безусловная общественная ценность.

Однако, если поставщиков слишком много для данного объема спроса, они будут сбивать цены до уровня ниже издержек. Такая конкуренция разрушительна для ее участников. Поэтому задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически и социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция дисциплинировала предприятия и обеспечивала эффективное использование ресурсов. Если же по тем или иным причинам на некоторых рынках нельзя поддерживать конкурентную структуру, то по отношению к монополистам необходимо применять особые меры.

Государство в координации хозяйственной деятельности

Координация хозяйственной деятельности — первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей системы управления народным хозяйством (рис. 1). Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.










 

Рис. 1. Схема управления хозяйственной деятельностью

 

Идеи в принципе неуправляемого народного хозяйства, неограниченной хозяйственной анархии в масштабах страны никогда в истории человечества, даже в периоды политических потрясений, не несли с собой ничего, кроме разрушения производительных сил, деградации экономики и общественного порядка.

Общественно-экономические системы отличаются не тем, управляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают генеральный детальный обязательный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализованно, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.

Типы координации хозяйственной деятельности субъектов экономики — один из двух основополагающих признаков социально-экономического строя. В соответствии с типом координации строй может представлять собой централизованно управляемую экономику или рыночное хозяйство.

Централизованно управляемую экономику часто называют плановым хозяйством. Однако в рыночной экономике серьезная хозяйственная деятельность также предполагает планирование. Планы являются неотъемлемым элементом любого типа организации народного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти планы или нет, выполняются ли они, а в том, на какой мотивации они основаны и как координируются.

 

 

 

§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы)

Информация о работе Антимонопольное регулирования