Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.
Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73
___________________________
1 См.: Обзор нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых с нарушением норм конкурентного права // Вестник МАП. 2001. N 2.
антимонопольный контроль (последующее уведомление федерального антимонопольного органа о совершенной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом: а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов); б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.
Порядок и сроки осуществления предварительного и последующего антимонопольного контроля, осуществляемого на товарных и финансовых рынках, определены в ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 17, 18 и 19 Закона о конкуренции на финансовых рынках, а также в Положении о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утв. Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276) (с изменениями от 31 октября 2000 г.) и в Положении о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации (утв. Приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. N 210) (с изменениями от 30 января 2004 г.).
Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает тридцать миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Также необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа при совершении сделок: а) по приобретению лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью процентами указанных акций (долей) (данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании); б) получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество; в) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Предварительное согласие на осуществление сделок, определенных выше, необходимо в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в настоящем, превышает тридцать миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более тридцати пяти процентов1, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта (п. 2 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Процедуры предварительного контроля также применяются на финансовых рынках в случаях: а) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более двадцати процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации; б) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) в порядке уступки прав требований более десяти процентов балансовой стоимости активов финансовой организации2; в) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа; г) создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации; д) слияния, присоединения финансовых организаций.
Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в случаях, когда размер уставного капитала финансовой
______________________________
1 Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).
2 В состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требований, включаются такие активы, как кредиты, финансовые вложения в ценные бумаги, лизинговые, факторинговые операции, вклады денежных средств в кредитные организации, а также иные активы, приобретение которых подлежит государственному контролю в соответствии со ст. 16 Закона о конкуренции на финансовых рынках (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций").
организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает: а) сто шестьдесят миллионов рублей - в отношении кредитной организации; б) десять миллионов рублей - в отношении страховой организации; в) пять миллионов рублей - в отношении иных финансовых организаций (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на финансовых рынках, п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций"). При этом в случаях слияния, присоединения финансовых организаций указанные требования исполняются, когда этим требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния, присоединения финансовая организация либо хотя бы один из участников указанного слияния, присоединения.
В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" установлены иные основания и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Исходя из положений, определенных в ст. 25 проекта Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.
1. При слиянии или присоединении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам или суммарная выручка таких организаций (суммарная выручка их групп лиц) от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году слияния, превышает три миллиарда рублей.
2. При слиянии или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если размер уставного капитала образуемой в результате слияния или присоединения финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
3. В некоторых случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).
4. При совершении некоторых
Вышеуказанные сделки осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих (получающих) акции (доли) или имущество, и лица, акции (доли) или имущество которого приобретается, или если их суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за последний календарный год превышает три миллиарда рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу или выручка от реализации товаров (работ, услуг) за последний календарный год лица, акции (доли) или основные производственные средства и нематериальные активы которого приобретаются, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из них включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Это условие не распространяется на финансовые организации.
В случае приобретения акций (долей) финансовой организации и прав, позволяющих определять условия ведения деятельности финансовой организации, применяются требования настоящего пункта, если размер уставного капитала финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации. На совершение сделок, прямо предусмотренных актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, не требуется предварительного согласия антимонопольного органа.
Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен:
1) в течение сорока пяти дней с момента совершения действия (совершения сделки), наступления события (государственной регистрации, момента избрания): а) при создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (имеются в виду некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций (абз. 2 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); б) при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (также имеются в виду некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций (абз. 3 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); в) при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также слияние и присоединение коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (абз. 4 п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках); г) об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов, если их суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или если такие хозяйствующие субъекты внесены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более тридцати пяти процентов; д) о совершении сделок, указанных в п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции на товарных рынках, превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
2) в течение тридцати дней
с момента совершения действий
(совершения сделок), наступления
событий, предусмотренных в ст. 16
Закона о конкуренции на
В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" введены дополнительные основания и иные сроки (сорок пять дней с момента наступления события/совершения сделки) для уведомления федерального антимонопольного органа (применения процедур последующего антимонопольного контроля). Федеральный антимонопольный орган, в частности, должен быть уведомлен:
1) вновь созданной в результате
слияния коммерческой организац
2) коммерческой организацией о
присоединении к ней другой
коммерческой организации (за исключением
присоединения финансовой
3) вновь созданной в результате слияния финансовой организацией о таком слиянии, если размер уставного капитала создаваемой в результате слияния финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, финансовой организацией о присоединении к другой финансовой организации, если размер уставного капитала созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
4) учредителем (участником) о создании коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году создания коммерческой организации, превышает три миллиарда рублей;