Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.
Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».
Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики1.
В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части
________________________
1 Южанов И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы. М., 2000. С. 11-20.
осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.
Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 2).
Рис. 2. Экономические цели политики антимонопольного регулирования
Достижение этих целей предполагает:
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения.
I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
III. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Изложим нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обозначенных принципов:
I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации
1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров).
2. Поддержка малого
3. Проведение политики
4. Наблюдение и контроль за
состоянием и уровнем
5. Совершенствование
6. Наблюдение и контроль за
деятельностью естественных
II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
1. Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.
2. Контроль и наблюдение за
согласованными действиями
3. Пресечение недобросовестной конкуренции.
4. Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов
III. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции
1. Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.
2. Приоритет положительного
эффекта в социально-
IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов
1. Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.
2. Преемственность норм
3. Пропаганда основных
4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил
Последовательное проведение государством антимонопольной поли тики — важное условие формирования и функционирования рынка а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетны; задач конкурентной политики на 2004—2008 гг. выделяются:
Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
Антимонопольное регулирование в России закрепляет ряд правил, ориентиром которых являются поддержка и развитие конкуренции; ограничение монополистической деятельности; запрет соглашений, нарушающих конкуренцию; запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Целью антимонопольного регулирования является прежде всего установление и реализация правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений1.
Фундамент антимонопольного регулирования - правовая база, включающая в себя совокупность норм, направленных на формирование конкурентных отношений и на предупреждение и ограничение правонарушений, связанных с ограничением конкуренции и монополистической деятельности. Четкая и прозрачная юридическая основа антимонопольного регулирования необходима для привлечения частных национальных и иностранных компаний на рынок товаров (услуг). Важно и то, что для любого предпринимателя важна стабильность, которая будет ждать его не в ближайший месяц, а в долгосрочной перспективе. Разумеется, эффективность национальной экономики непосредственно связана с практическим применением норм права, а не только с их законодательным закреплением.
По мнению К.Ю. Тотьева, важной формой антимонопольного регулирования становится нормативное воздействие, типичным проявлением которого является антимонопольное законодательство Российской Федерации2. В то же время под антимонопольным
________________________
1 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. М., 1996.
2 Там же.
законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности1.
Итак, российское антимонопольное законодательство включает в себя конституционные нормы, направленные на поддержку конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ2), которые реализуются в законодательстве федерального уровня:
1) общие антимонопольные нормы
(Закон РСФСР "О конкуренции
и ограничении
2) нормы, связанные с регулированием естественных монополий (Федеральный закон "О естественных монополиях"4 );
3) положения, касающиеся антимонопольного
регулирования в отраслевых
__________________________
1 Предпринимательское право РФ. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.
2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 декабря. № 237.
3 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.