Антимонопольное регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики1.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части

________________________

1 Южанов И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы. М., 2000. С. 11-20.

 

осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 2).

 




 

 

 












 

 

Рис. 2. Экономические цели политики антимонопольного регулирования

 

Достижение этих целей предполагает:

    • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
    • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
    • проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
    • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединен коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
    • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
    • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
    • упорядочение оказания государственной помощи;
    • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
    • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения.

I.  Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

II.  Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

III.  Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.

IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Изложим нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обозначенных принципов:

I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации

1. Содействие развитию товарных  рынков и конкуренции (устранение  административных, межрегиональных и других барьеров).

2.  Поддержка малого предпринимательства.

3.  Проведение политики демонополизации  производства и обращения.

4.  Наблюдение и контроль за  состоянием и уровнем концентрации  товарных рынков, поведением хозяйствующих  субъектов на них.

5.  Совершенствование антимонопольного  законодательства.

6.  Наблюдение и контроль за  деятельностью естественных монополий

II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

1.  Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.

2.  Контроль и наблюдение за  согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение  конкуренции.

3.  Пресечение недобросовестной  конкуренции.

4.  Контроль за актами и  действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

III.  Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции

1.  Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка  результата функционирования рынка.

2.  Приоритет положительного  эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрацию  рынка

IV.  Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов

1.  Верховенство законов над  другими нормативными актами, принимаемыми  органами власти и управления.

2.  Преемственность норм международного  права и интегрирование российского  антимонопольного законодательства в европейское.

3.  Пропаганда основных требований  и норм антимонопольного законодательства.

4.  Формирование общественного  сознания в пользу развития  рыночных сил

Последовательное проведение государством антимонопольной поли тики — важное условие формирования и функционирования рынка а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетны; задач конкурентной политики на 2004—2008 гг. выделяются:

    • антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
    • модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
    • контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
    • содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
    • защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
    • расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
    • интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
    • разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;
    • усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России

 

Антимонопольное регулирование в России закрепляет ряд правил, ориентиром которых являются поддержка и развитие конкуренции; ограничение монополистической деятельности; запрет соглашений, нарушающих конкуренцию; запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Целью антимонопольного регулирования является прежде всего установление и реализация правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений1.

Фундамент антимонопольного регулирования - правовая база, включающая в себя совокупность норм, направленных на формирование конкурентных отношений и на предупреждение и ограничение правонарушений, связанных с ограничением конкуренции и монополистической деятельности. Четкая и прозрачная юридическая основа антимонопольного регулирования необходима для привлечения частных национальных и иностранных компаний на рынок товаров (услуг). Важно и то, что для любого предпринимателя важна стабильность, которая будет ждать его не в ближайший месяц, а в долгосрочной перспективе. Разумеется, эффективность национальной экономики непосредственно связана с практическим применением норм права, а не только с их законодательным закреплением.

По мнению К.Ю. Тотьева, важной формой антимонопольного регулирования становится нормативное воздействие, типичным проявлением которого является антимонопольное законодательство Российской Федерации2. В то же время под антимонопольным

________________________

1 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. М., 1996.

2 Там же.

 

законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности1.

Итак, российское антимонопольное законодательство включает в себя конституционные нормы, направленные на поддержку конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ2), которые реализуются в законодательстве федерального уровня:

1) общие антимонопольные нормы (Закон РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках"3 (далее - Закон "О конкуренции");

2) нормы, связанные с регулированием  естественных монополий (Федеральный  закон "О естественных монополиях"4 );

3) положения, касающиеся антимонопольного  регулирования в отраслевых законах (Федеральные законы "О защите  конкуренции на рынке финансовых услуг"5

__________________________

1 Предпринимательское право РФ. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.

2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 декабря. №  237.

3 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Информация о работе Антимонопольное регулирования