Антимонопольное регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

5) учредителем (участником) о создании  финансовой организации.

Необходимым средством государственного антимонопольного регулирования является система мер репрессивного воздействия за нарушение антимонопольного законодательства. За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (в т.ч. финансовые организации) (их руководители), граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 22.1 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 29 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 30 проекта Федерального закона "О защите конкуренции").

 

 

 

 

Заключение

 

В завершении сделаем некоторые выводы:

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.

Политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке       экономически политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка.

Антимонопольная политика не должна ограничиваться только проведением мер, направленных на пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, но должна включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий    по формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком; это то явление, которое в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции».

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффектов, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

Закон «О конкуренции...» учитывал не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики России. При разработке методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция не запрета самого монопольного положения, а только злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода, поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

В настоящее время осуществляется разработка принципиально нового Закона «О конкуренции...», так как многие положения действующего закона вошли в явное противоречие с экономическими и правовыми реалиями современной России, что не дает возможности эффективного пресечения целого ряда монополистических проявлений: злоупотреблений доминирующим положением и антиконкурентных соглашений и активизирующихся процессов концентрации, необоснованного предоставления органами власти различных уровней государственных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Новая концепция Закона «О защите конкуренции» предполагает создание единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках, закрепления в законодательстве комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В 1998 г. образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России), а в начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в Федеральную антимонопольную службу.

В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной антимонопольной службы России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ.

 

Список использованной литературы

 

Нормативные материалы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 декабря. №  237.
  2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
  3. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный Закон  РФ от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.
  4. О защите конкуренции: Федеральный Закон  РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  5. О естественных монополиях:  Федеральный закон РФ № 147-ФЗ от 17.05.1995 г.// СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
  6. Об электроэнергетике: Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 26.03.2003 г.// СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
  7. О рекламе: Федеральный закон РФ № 108-ФЗ от 18.07.1995.  // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
  8. Обзор нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых с нарушением норм конкурентного права // Вестник МАП. 2001. N 2.
  9. О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов:  Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 806.

 

Исследования

 

  1. Биндельс А. Основы германского и европейского зарубежного права. М., 1995.
  2. Еременко В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М., 1997.
  3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политик. В 2т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. М., 1993.
  4. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики.  М., 1999.
  5. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. М., 1996.
  6. Фурнье Жак. Участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001.
  7. Хайне П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М., 1993.
  8. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции / Пер. с англ. Под ред. Ю.Я. Ольсевича. М., 1996.
  9. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты М., 2003.
  10. Южанов И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы. М., 2000.

 

Учебники и учебные пособия

 

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие.  М., 2006.
  2. Гелхорн Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство  и экономика – США, 1995.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.  М., 2000.
  4. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. СПб., 2005.
  5. Ишутин О.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. М., 2005.
  6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие М., 2006.
  7. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / под ред. А.Г. Цыганова. М., 1999.
  8. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 1999.
  9. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 454 с.
  10. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие.  М., 2003. 
  11. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. акад. РАН В.А. Шульги. – М., 2002.
  12. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  13. Портфель конкуренции и управления финансами / Под ред. Ю.Б. Рубина. М., 1996.
  14. Предпринимательское право РФ. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.
  15. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. М., 1997.
  16. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник. М., 2004.
  17. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: Учебно-методическое пособие. М., 2006.
  18. Экономическая теория: Учебник. – изд. испр. и доп. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М., 2005.
  19. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособите. – 2-е изд., перераб. и доп.  М., 1990

 

Периодические издания

 

  1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйство и право. N 4. 1995.
  2. Арбатова Н.К., Рыжков В.А. Россия и ЕС: сближение на фоне разрыва? // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.
  3. Багандов А.И. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства России // Современное право. N 3. 2003.
  4. Беликова К.М., Безбах В.В. Конкурентная политика США на примере запрета ценовой дискриминации: основные положения и практика применения Закона Робинсона-Петмана // Юридический мир. 2006. NN 7, 8.
  5. Белов А.П. Государство и частное предпринимательство // Право и экономика. N 2. 1998.
  6. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист, 1999, № 2, с. 75.
  7. Бонэр Р., Крюгер Р. Обзор положения дел в десяти государствах и Европейском сообществе // Техн. Документ Всемирного банка. 1995. № 160.
  8. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2003. № 8. С. 54-55.
  9. Валовая Т.Д. Постсоветское пространство в эпоху прагматизма // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.
  10. Вигдорчик Е., Нещадин А, Липсиц И. И др. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Экономист. 1998. № 11. с. 69-71.
  11. Еременко В.И. Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации // Адвокат. NN 4, 5. 2000.
  12. Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 2. С. 49-56.
  13. Казенова Т.М. Правовые вопросы развития антимонопольного регулирования в современной России // Предпринимательское право. 2006. N 3.
  14. Кузнецов А.П., Гаврилова А.В. Правовая регламентация конкуренции и монополистической деятельности в Великобритании и США // Налоги (газета). 2006. N 17.
  15. Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 136-141.
  16. Мартыненко Г.И., Мартыненко И.П. Антимонопольная практика поддержки предпринимательства // Право и экономика. 2006. N 1.
  17. Микульский К.И. Социально-ориентированная рыночная экономика — выбор России // Общество и экономика. 1997. № 1-2. С. 15
  18. Плотицына Л.А. Теоретико-методологические аспекты экономической и социальной безопасности России // Финансы и кредит. 2003. № 20. С. 18-24.
  19. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. 2006. № 2 с. 9-12.
  20. Попондопуло В.Ф. Формы осуществления предпринимательской деятельности на территории России // Предпринимательское право. 2005. N 4.
  21. Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. N 5. 2000.
  22. Шевченко О.М. Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках // Предпринимательское право. 2006. N 1.

 

  1. Южанов И. Практика применения антимонопольного законодательства // Российская юстиция. N 5. 2000.
  2. Ячеистова Н. Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. N 6. 2000.
  3. Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк, Женева, ООН. М.,  2001.

 

Справочные издания

 

  1. Большая советская энциклопедия.  М.,  1973. Т. 13.
  2. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь. М., 1995.

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольное регулирования