Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.
Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Следовательно, законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.
Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331)). В соответствии со ст. 21 Закона о конкуренции на финансовых рынках государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на финансовых рынках осуществляется федеральным антимонопольным органом совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам (на рынке ценных бумаг); с Банком России (на рынке банковских услуг); с Федеральной службой страхового надзора (на рынке страховых услуг); с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке иных финансовых услуг (на рынке таких финансовых услуг).
Одним из направлений государственной антимонопольной политики является ограничение (пресечение и предупреждение) правонарушений на товарных и финансовых рынках, таких, как монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций.
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках). В Законе о конкуренции на финансовых рынках по неизвестной причине не используется понятие монополистической деятельности, однако описаны составы правонарушений, весьма сходные с содержанием аналогичных положений Закона о конкуренции на товарных рынках.
В проекте Федерального закона "О защите конкуренции" монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке, заключение соглашений либо осуществление согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством. Таким образом, законодатель не дает определения понятию генерального деликта (как в ныне действующем Законе о конкуренции на товарных рынках), а лишь экстенсивным образом перечисляет отдельные составы правонарушений, описанные в проекте Закона.
В соответствии с действующим антимонопольным законодательством к проявлениям монополистической деятельности на товарных рынках относятся:
1) злоупотребления
Понятие доминирующего положения на товарном рынке определено в ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках, см. также Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 66 "Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения" (с изменениями от 11 марта 1999 г.). Понятие и порядок определения доминирующего положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определены в ст. 3 и 4 Закона о конкуренции на финансовых рынках1. В соответствии с проектом Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей,
_________________________
1 См. также: Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 466 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами", Приказ МАП РФ от 28 октября 2003 г. N 374 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг", Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг", Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. N 337а "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов", Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. N 342 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг".
либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (абз. 1 п. 10 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции");
2) соглашения и согласованные
действия хозяйствующих
Законодатель намерен разделить понятия "соглашения, ограничивающие конкуренцию" и "согласованные действия". Соглашения - сделки, договоры хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в процессе конкурентного взаимодействия. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, - действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, экономический результат которых соответствует интересам каждого из таких хозяйствующих субъектов лишь в том случае, если иные хозяйствующие субъекты действуют аналогичным или иным заранее известным каждому из таких хозяйствующих субъектов образом, если такие действия привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке (абз. 1 п. 14 ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Действия хозяйствующих субъектов признаются согласованными при условии, что они обусловлены действиями иных хозяйствующих субъектов и не обусловлены изменением общих условий обращения товара, в равной мере воздействующим на хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия саморегулируемой организации по установлению условий доступа на товарный рынок (выходу с товарного рынка) для своих членов.
К антиконкурентной практике (направленной на ограничение конкуренции) финансовых организаций можно отнести:
1) действия финансовой
2) соглашения (достигнутые в любой
форме) или согласованные действия
финансовых организаций, если такие
соглашения или согласованные
действия имеют либо могут
иметь своим результатом
После принятия и вступления в силу проекта Федерального закона "О защите конкуренции" данные правонарушения будут квалифицироваться как монополистическая деятельность, совершаемая финансовыми организациями.
Другим наиболее распространенным при осуществлении конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов правонарушением является недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 4 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Определение, данное в Законе о конкуренции на финансовых рынках и в проекте Федерального закона "О защите конкуренции", аналогично вышеуказанному.
Существует непосредственная связь между недобросовестной конкуренцией и ненадлежащей рекламой, которую можно рассматривать как отдельный вид нечестной конкуренции, при наличии признаков недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 4 и 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 3 и 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках. Ограничение (предупреждение и пресечение) недобросовестной конкуренции является одним из элементов контроля за качеством конкурентных процессов на товарных и финансовых рынках Российской Федерации.
В антимонопольном законодательстве приводится несколько конкретных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках). Однако при квалификации действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, следует понимать, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в законах, является далеко не полным и носит открытый характер. Таким образом, при установлении и пресечении недобросовестной конкуренции следует допускать, что деятельность правонарушителей не будет прямо определена в указанном перечне, а будет соответствовать общему определению недобросовестной конкуренции.
Кроме монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, к иным действиям, направленным на ограничение конкуренции, относится антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций.
Законодателем установлен запрет: а) на принятие актов и (или) совершение действий органами власти и б) на заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов власти между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых организаций (ст. 7, 8 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 6 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 10, 11 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"). Органы власти не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с другими органами власти, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций (ст. 12 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Кроме того, проекты решений органов власти по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с Федеральной антимонопольной службой (п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках)1.
Законодателем определены также запреты, связанные с осуществлением органами власти полномочий по регулированию экономических (хозяйственных) отношений (п. 3 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках, п. 2 ст. 10 проекта Федерального закона "О защите конкуренции"): "а" на предоставление органам власти полномочий, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции и "б" на совмещение органов власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений осуществления государственной антимонопольной политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль (порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий