Банкротство как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время экономика всего мира переживает тяжелый период – мировой финансовый кризис. Он сопровождается ростом темпов инфляции, кризисом неплатежей, снижающимся колебанием валютных курсов, оттоком иностранных инвестиций. Финансовый кризис порождается и связан с экономическими кризисами перепроизводства и недопроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 9
1.1 Понятие банкротства и его сущность 9
1.2 Характеристика схем банкротства и методы его предупреждения 15
1.3 Правовая база института банкротства в России 26
1.4 Специфические черты банкротства предприятий в России 33
2 ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ООО 37
«ШЕРЕГЕШ-ЭНЕРГО» 37
2.1 Краткая характеристика ООО «Шерегш-Энерго» и динамика основных показателей его деятельности 37
2.2 Анализ финансового состояния и оценка вероятности банкротства ООО «Шерегеш–Энерго» 41
2.2.1 Анализ состава и структуры имущества ООО «Шерегеш–Энерго» 43
2.2.2 Оценка состава и структуры источников финансовых ресурсов 47
2.2.3 Оценка финансовой устойчивости по абсолютным и относительным показателям 51
2.2.4 Факторный анализ краткосрочной финансовой устойчивости 56
2.5 Оценка платёжеспособности и ликвидности бухгалтерского баланса ООО «Шерегеш–Энерго» 62
2.6 Оценка вероятности наступления банкротства ООО «Шерегеш –Энерго» по отечественным и зарубежным методикам 66
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ШЕРЕГЕШ–ЭНЕРГО» 75
3.1 Методы преодоления финансового кризиса предприятия 75
3.2 Мероприятия по снижению вероятности банкротства ООО «Шерегеш–Энерго» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

Файлы: 1 файл

Дипломная Кирьянов.docx

— 298.34 Кб (Скачать файл)

 

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения  дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного  органа о взыскании задолженности  за счет имущества должника.

Право на обращение в арбитражный  суд определены статьей 7.

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный  суд возникает у конкурсного  кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении  тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Право на обращение в арбитражный  суд возникает у уполномоченного  органа по обязательным платежам по истечении  тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 Федерального закона №127–ФЗ.

Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем размер, определяемый в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" и  других нормативных актов о несостоятельности  предприятий позволяет выделить основные этапы арбитражного управления: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Таким образом, речь идет об арбитражном процессе управления неплатежеспособным предприятием, который  начинается с принятия арбитражным  судом решения о судопроизводстве (с момента подачи заявления о признании предприятия-должника банкротом).

Досудебная санация  –  меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником  имущества – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными  лицами в целях предупреждения банкротства.

Под досудебной санацией подразумевается  предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения  денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления его платежеспособности.

В законе предусматривается  возможность принятия должником  или иными лицами обязательств в  пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, т. е. инвесторов. При этом кредитование (имеются в виду банковские кредиты) почти исключено, поскольку велика вероятность банкротства предприятия  и, как результат, потери кредитных  средств.

Для получения инвестиций предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. Для этого требуется, чтобы оно:

• выпускало пользующуюся спросом, конкурентоспособную продукцию  или имело четкий план, по которому такая продукция будет выпускаться  в результате санации;

• имело эффективные основные производственные фонды, а менеджеры  знали, что должно быть приобретено  при санации и от чего предприятие  должно освободиться (неиспользуемые объекты недвижимости, оборудование и социальная инфраструктура);

• располагало эффективной  инженерной и транспортной инфраструктурой;

• обладало эффективной  организационно-функциональной структурой управления (эффективным менеджментом);

• проводило оптимальную  маркетинговую политику;

 

• владело механизмами  применения современных финансовых инструментов.

Вышеперечисленные признаки инвестиционной привлекательности  обеспечивают эффективность финансовых вложений, дают серьезные гарантии того, что инвестиции будут направлены не на зарплату или погашение долгов, после чего непременно появятся новые  долги, не на личное обогащение менеджеров, а на эффективное реформирование предприятия.

Первым этапом арбитражного управления неплатежеспособным предприятием является наблюдение, которое начинается с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и продолжается до момента назначения судом иной процедуры.

Основные цели процедуры  наблюдения — обеспечение арбитражным  управляющим сохранности имущества  и проведение анализа финансового  состояния неплатежеспособного  предприятия.

В период наблюдения основные цели данного этапа арбитражного управления реализует наблюдатель (или временный управляющий), назначаемый  арбитражным судом. Период на­блюдения длится, как правило, до трех месяцев (и может быть продлен еще на 2 месяца). В это время требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а предприятию предоставляется возможность нормально функционировать. Этап наблюдения начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда о признании должника банкротом или о введении внешнего управления, либо утверждением мирового соглашения, либо отказом в признании должника банкротом. Наблюдатель (временный управляющий) назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных заявителем, а при отсутствии предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатуру временного управляющего по просьбе арбитражного суда предлагает ФСФО России.

 

Права временного управляющего определены ст. 66 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он, например, может:

• предъявлять в суд  от своего имени требования о признании  сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона (ст. 66, п. 1);

• обращаться в суд с  ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности  имущества должника (ст. 66, п. 1).

Особенности периода наблюдения состоят в следующем:

1. Имущественные требования  к предприятию-должнику предъявляются  в соответствии с особым порядком, предусмотренным Законом (в течение  месяца с момента получения  уве­домления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы вправе предъявить свои требования должнику).

2. По ходатайству кредитора  может быть приостановлено производство  по делам, связанным с взысканием  с должника долга, однако при  этом кредитору необходимо помнить,  что он сможет принять участие  в первом собрании кредиторов  лишь в том случае, если предъявит  свои требования к должнику  в месячный срок.

3. Приостанавливается исполнение  судебных решений по имущественным  взысканиям (исключение составляет  взыскание задолженностей по  заработной плате, выплате вознаграж­дений по авторским договорам, алиментам, а также возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью), вступивших в законную силу до момента принятия судом заявления о банкротстве. Задержка исполнения решений по имущественным взысканиям действует до вынесения судом соответствующего определения. Если судом будет принято решение об отказе признания должника банкротом, действие решений по имущественным взысканиям восстанавливается.

 

4. Запрещается удовлетворение  требований должника — юридического  лица о выделе своей доли (пая)  имущества в связи с выходом  из состава участников предприятия.  Участники предприятия не признаются  кредиторами, и их требования  удовлетворяются по завершении  конкурсного производства после  удовлетворения требований кредиторов.

В период наблюдения неплатежеспособным предприятием управляют прежний  руководитель и администрация, а  временный управляющий (наблюдатель) лишь контролирует их действия. Контроль над действиями прежнего управляющего заключается в согласовании следующих  сделок:

• передача недвижимого  имущества в аренду, залог, в уставный капитал других предприятий или  распоряжение недвижимостью иным образом;

• распоряжение иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов  предприятия;

• получение и выдача займов (кредитов), поручительств и  гарантий, уступка прав требований, перевод долга, а также доверительное  управление имуществом должника.

Кроме того, в этот период вводятся ограничения на действия органов  управления предприятием. Они не имеют  права принимать решения по следующим  вопросам:

• реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;

• созданию юридических  лиц, филиалов и представительств;

• выплате дивидендов;

• размещению должником  ценных эмиссионных бумаг;

• выходу из состава участников предприятия-должника;

• приобретению у акционеров выпущенных акций.

Решение об участии предприятия  в ассоциациях и других объединениях может быть принято органами управления с согласия временного управляющего.

 

Если органы управления предприятием нарушают вышеизложенные ограничения  их деятельности или действующее  законодательство, либо не предоставляют  всей необходимой для временного управляющего информации, либо осуществляют иные действия, препятствующие исполнению обязанностей временного управляющего, он может ходатайствовать перед  судом об отстранении от должности  руководителя предприятия. В случае принятия арбитражным судом положительного решения по этому ходатайству  руководство предприятием переходит  к назначенному судом арбитражному управляющему.

1.4 Специфические черты банкротства предприятий в России

 

С момента возникновения  экономического кризиса на макроуровне  в России наблюдается заметная дифференциация состояний предприятий. Одни мгновенно  оказались на грани банкротства, другие длительное время почти безрезультатно сопротивляются негативным обстоятельствам, третьи используют сложное положение  во блaгo себе, четвертые, очень немногие, сумели выпрямиться под гнетом кризиса. Несостоятельность хозяйствующих субъектов различается в зависимости от того, как они переживают финансовые трудности своего положения. Так, многие российские предприятия длительное время пребывают в состоянии скрытого банкротства,  т.е. у них налицо все признаки несостоятельности, но официально банкротами они не признаны. Не имея этого статуса, но, по сути, являясь таковыми, они все же не прекращают свою деятельность. Большинство несостоятельных предприятий занимает выжидательную позицию (выжидательное банкротство),  надеясь на помощь из вне: на возврат к прошлому. А есть и такие, кто, потеряв всякую надежду, подчинились обстоятельствам и медленно гибнут, «проедая» свое имущество (обреченное банкротство).  При этом следует заметить, критическое положение наблюдается у отечественных предприятий, находящихся в двух полярных состояниях:

 

         Неблагополучное  состояние - к таковым относятся государственные или бывшие государственные предприятия.

    Характерные черты:  тенденция спада производства  и оборота; снижение уровня  жизни работающих, неплатежеспособность.

          Причина банкротства: неспособность  бывшей командной системы перестроиться  на рыночные условия.

         Процветающее состояние  - это касается молодых предприятий, функционирующих в течение трех – пяти лет.

          Характерные черты: тенденция  резкого увеличения оборота (в  2-6 раз в год), высокий уровень  жизни работающих.

    Признаки  критического  роста: рост накладных и управленческих  расходов, снижение рентабельности; использование кредитов на погашение  ранее взятых займов; не способность  руководства объективно оценивать  состояние предприятия; утрата  чувства управляемости.

    Причина банкротства:  неадекватность системы управления  предприятием и других внутренних  механизмов, сформированных в период  функционирования малой формы  организации предприятия, достигнутым  масштабам деятельности.

    Причины несостоятельности  предприятий в силу массовости  явления общие, типичные, независимо  от форм их собственности, организационно  правовых форм и прочих особенностей. Быстро получив экономическую  свободу, предприятия стали испытывать  большие трудности, чем в условиях  директивной экономики. Начались  процессы размежевания, дублирования  функций, разобщения внутри предприятий.  Среди причин их несостоятельности  выделим главные.

    Причины, обусловленные  отрицательным воздействием внешних  факторов:   Экономические факторы:  кризисное состояние экономики  страны в целом, повсеместный спад и  убыточность производства, с одной стороны, и ослабление функций государственного регулирования экономикой - с другой;

 

акцент государственной  политики на фискальной функции «брать»  при  слабом внимании к поощрительно-распределительной  «давать», повлекший за собой неэффективность  налоговой политики государства, при  которой непосильное налоговое  бремя стало выступать анти стимулом развития деятельности предприятий, особенно производственной сферы; несовершенство и нестабильность финансово-кредитной политики, проявляющееся в росте процентных ставок и недоступности кредитов для большинства предприятий;     ошибки, допущенные в экономическом  регулировании, например нарушения законов денежного обращения, приведшие к дефолту (августовский кризис 2008 г.), девальвации и усугубившие инфляцию.

Информация о работе Банкротство как экономическая категория