Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Астраханский
Государственный Технический
Кафедра «Производственный менеджмент
и организация предпринимательства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование на предприятии»
на тему: Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии
Выполнила: студентка группы ДФП-41 Колымажнова Е.М.
Проверила:
доц. Потапова И. И.
Астрахань, 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Теоритические основы
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование
как элемент финансового
2. Анализ процесса бюджетирования
на предприятии ОАО «Астраханская
мебельная фабрика местпрома»………………………………………………….
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая
справка…………………………………………………..…
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ
основных технико- экономических показателей
деятельности предприятия…………………………………………………
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….…………………………
3.1 Выводы………………………………………………………………
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения
Введение
В условиях
развивающихся рыночных отношений
в нашей стране предприятие получило
юридическую и экономическую
самостоятельность. Эффективное управление
производственной деятельностью предприятия
все более зависит от уровня информационного
обеспечения его отдельных
Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.
Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Следует отметить, что в России тема бюджетирования как метода управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет.
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов.
Бюджетирование
является первым этапом разработки системы
регулярного экономического управления
и способствует оптимизации финансовых
потоков и ресурсов предприятия,
что позволяет значительно
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома».
Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации.
Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
При выполнении работы использовались методы:
- сравнительного анализа;
- горизонтального анализа;
- метод сводки и группировки;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить
основные принципы
- выявить
подходы к бюджетному
- рассмотреть
организацию процесса
- выполнить
оценку бюджетирования на
- разработать
приоритетные направления
- осуществить
анализ исполнения сводного
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии
1.1 Содержание и принципы
Бюджетирование
- один из основных инструментов управления
компанией. Оно давно и активно
используется компаниями как технология
финансового планирования. Однако немногие
компании рассматривают бюджетирование
как реальный инструмент управления
эффективностью бизнеса и достижения
стратегических целей и задач. Наиболее
«продвинутые» российские предприятия
уже успешно применяют
У компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того, какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра.[1,97-99]
В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.
В многочисленных
учебниках, посвященных этой тематике,
можно найти различные
Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование
- это непрерывная процедура
Рассмотрим основные принципы, на которые необходимо обратить внимание компании, рассчитывающей на успешное внедрение бюджетирования.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
- обеспечение текущего планирования;
-обеспечения
координации, кооперации и
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение
требований законов и
Как любая
процедура, бюджетирование должно осуществляться
по заранее утвержденным правилам.
Следовательно, в первую очередь
необходимо выработать и утвердить
единые правила, на основе которых и
будет строиться система
Регламент
бюджетирования, сам бюджет, система
мотивации - все это нужно утверждать
внутрифирменными приказами, за невыполнение
которых сотрудников следует
наказывать. Таким образом, вторая составляющая
бюджетирования - это организационные
процедуры. Третий ключ к успеху - автоматизация
всего процесса бюджетирования. На
больших предприятиях объем информации
огромен, но каким бы значительным он
ни был, обработать его нужно вовремя.
В современном бизнесе
Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет движения денежных средств;
- прогнозный баланс.
Некоторые
предприятия считают
Все итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.). Общую схему формирования итоговых бюджетов на основании операционных можно найти в любом учебнике по бюджетированию или управленческому учету, поэтому приводить ее в рамках данной статьи мы не будем. Однако в одной из следующих статей мы подробно разберем процесс формирования всех бюджетов на примере российского холдинга.
Нужно отметить, что после составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса работа по планированию не заканчивается. Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого анализа, например для расчета коэффициентов. А во-вторых, начинается стадия коррекции, согласований, решения проблемных вопросов. Весь процесс бюджетирования выходит на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит в категорию «обязательной к исполнению», а другая - в категорию ближайших уточненных планов.
Принципы эффективного бюджетирования базируются на здравом смысле и довольно просты. Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен быть постоянным и непрерывным. Сами периоды должны быть одинаковыми и утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год. Рассмотрим основные правила, соблюдать которые должна любая компания, занимающаяся бюджетированием.
Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом «скольжении». Существует стратегический период планирования, например пять лет. На этот период составляется так называемый бюджет развития, который не следует путать с бизнес-планом. В бизнес-плане должны содержаться не только количественная информация, но и идея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации производства и т. д. В принципе, финансовая часть бизнес-плана и представляет собой бюджет развития [9, 512].
Пятилетний стратегический период планирования включает еще один период длиной в четыре квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».
Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии