Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения
Уместно заметить, что результатом рассмотренного выше процесса является формирование финансового плана предприятия на общефирменном (корпоративном) уровне. Этот план предусматривает должную сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов предприятия и следовательно, поступлений и платежей. Реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) так или иначе децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует так называемое внутрифирменное планирование, в рамках которого осуществляется планирование доходов и расходов и поступлений и платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре подразделения на обособленном балансе, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов, Если предприятие представляет собой группу имущественно связанных юридически самостоятельных компаний [имеющих уже не обособленные, а самостоятельные балансы], то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются так называемые сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.
Пятый этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.
Завершается
процесс финансового
Финансовое
планирование должно быть дополнено
финансовым контролем, который представляет
собой систематическое, регулярное
и институционализированное сравнение
запланированных и
Утвержденный финансовый план предприятия является руководством к действию, а не инструкцией; обоснованный, корректно составленный план позволяет организовать целенаправленную деятельность предприятия. При этом предполагается, что в процессе этой деятельности осуществляется необходимый контроль за выполнением плана (достижением плановых заданий, в том числе промежуточных) и текущим финансовым состоянием предприятия, а также мониторинг внешней среды (условий функционирования предприятия). В процессе контроля осуществляются разумные и обоснованные корректировки плановых заданий (параметров) на основе соответствующих финансово-экономических расчетов, позволяющих оценить последствия тех или иных управленческих решений. [20,102]
2.Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»
2.1 Характеристика предприятия
2.1.1 Историческая справка
ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» было создано и учреждено на основе действующего законодательства и в порядке предусмотренном Федеральным законом РФ «Об открытых акционерных обществах», Устава организации и договора о создании ООО от 05.05.2005 года.
ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» является обществом, созданным на основе добровольного соглашения юридических лиц, объединяющих свои средства и имеющих целью удовлетворение общественных потребностей и извлечения прибыли.
Общество относится к субъектам малого предпринимательства и является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом, может от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права.
Общество
имеет самостоятельный баланс, расчетный
счет, печать, штамп со своим полным
фирменным наименованием и
Основной целью ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» является удовлетворение потребностей в продукции, производимой обществом и получение прибыли. Предприятие занимается производством и реализацией мягкой и корпусной мебели.
Ассортимент продукции ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» представлен в виде спальных гарнитуров, компьютерных столов, мягкой мебели.
На сегодняшний день предприятие оснащено новейшим станочным парком и самыми передовыми технологиями в области изготовления корпусной и мягкой мебели.
Производимая продукция проходит строгий контроль качества, огромное внимание уделяется деталям, а также дизайну и удобству в эксплуатации.
В настоящее время разработан и утвержден «Стандарт формирования бюджета» ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома. Концепция бюджетирования деятельности предприятия. Бюджет - это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы организации, базирующийся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия. Бюджетный период выбран в рамках одного календарного года. Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры.
2.1.2 Организационная структура предприятия
На ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» используется линейная структура управления.
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:
Но также линейно-
Но данные недостатки несложно устранить с помощью простых методов: четко разграничивать полномочия и ответственность между линейными и функциональными руководителями; внедрить систему бюджетирования и мотивации; повысить квалификацию работников, четко регламентировать деятельность персонала; усилить высшее руководство; использовать процессный подход.
Структура управления ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» представлена на рис.3.
Генеральный директор
Главный инженер
Главный бухгалтер
Начальники цехов
Начальник торгового отдела
Начальник ПЭО
Производственные лаборатории
Инспектор по кадрам
Юрист
Магазины
Отдел сбыта
Рис.3 Структура управления ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»
Высшим органом управления предприятия является ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» является общие собрания акционеров и общие собрания участников. Общее руководство деятельностью предприятий осуществляют Советы директоров, избираемые общим собранием акционеров/участников на срок до следующего годового собрания акционеров/участников. Координация процесса бюджетирования. Постоянно действующим органом, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, даёт рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании, выступает Совет директоров ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома». Он принимает годовой бюджет и согласовывает ежемесячные корректировки бюджета, а также анализирует исполнение бюджета и принимает управленческие решения при возникновении отклонений. Его решения утверждаются Генеральным директором.
Директору подчинены все нижестоящие руководители (рис.3). Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.
В пределах своей компетенции директор ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома», являясь руководителем верхнего уровня, организует всю работу и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Без доверенности действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома», заключает договора, выдает доверенности, открывает в банке расчетные счета предприятия. В пределах своей компетенции издает приказы по предприятию.
Главный
бухгалтер организации
Каждый отдел должен иметь положение об отделе, в котором определены обязанности, права и ответственность каждого работника, связи отдела с другими службами предприятия, сроки выполнения различных видов работ и документов.
2.1.3 Анализ основных технико – экономических показателей деятельности предприятия
Проведем анализ показателей ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома», используя отчетные данные таблицы 1.
Таблица 1
Анализ основных экономических показателей ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Откл. абсолют. (+,-) |
Темп роста,% | ||||
2011г. от 2009г. |
2010г. от 2009г. |
2011г. от 2010г. |
2011г. к 2009г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
5834,9 |
6236,5 |
6716,8 |
881,9 |
401,6 |
480,3 |
115,1 |
106,9 |
107,7 |
2. Полная себестоимость |
3998 |
4321 |
4500,1 |
502,1 |
323 |
179,1 |
112,6 |
108,1 |
104,1 |
3. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. |
68,5 |
69,3 |
67 |
-1,5 |
0,8 |
-2,3 |
97,8 |
101,1 |
96,7 |
4. Среднесписочная численность |
77 65 |
56 49 |
46 37 |
-31 -28 |
-21 -16 |
-10 -12 |
59,7 56,9 |
72,7 75,4 |
82,1 75,5 |
5. Среднегодовая выработка 1 работника ППП, тыс. руб. |
89,8 |
127,3 |
181,5 |
91,8 |
37,5 |
54,3 |
202,2 |
141,8 |
142,6 |
6. Фонд оплаты труда в том числе ППП, тыс.руб. |
679,3 588,3 |
700,6 609,2 |
720 621,3 |
40,7 33 |
21,4 20,8 |
19,4 12,2 |
106 105,6 |
103,1 103,5 |
102,8 102 |
7. Среднемесячная заработная плата 1 работника ППП, руб. |
8821,5 |
12511,1 |
15652,2 |
6830,7 |
3689,6 |
3141,1 |
177,4 |
141,8 |
125,1 |
8. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
4357 |
4550 |
4738 |
381 |
193 |
188 |
108,7 |
104,4 |
104,1 |
9. Фондоотдача, руб. |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
0,1 |
0 |
0 |
105,9 |
102,3 |
103,4 |
10. Фондовооруженность труда 1-го работающего, тыс. руб. |
67 |
92,9 |
128,1 |
61 |
25,8 |
35,2 |
191 |
138,5 |
137,9 |
11. Прибыль (убыток) от продажи продукции, тыс. руб. |
1836,9 |
1915,5 |
2216,7 |
379,8 |
78,6 |
301,2 |
120,7 |
104,3 |
115,7 |
12. Рентабельность основной |
31,5 |
30,7 |
33 |
1,5 |
-0,8 |
2,3 |
- |
- |
- |
Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии