Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 241.07 Кб (Скачать файл)

Таблица 10

Бюджет  движения денежных средств ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» за 2011 год

Наименование / период

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

Всего

1

2

3

4

5

6

Поступления (приток денежных средств)

1. От основной (операционной) деятельности:

1.1.Выручка от реал. прод. (без НДС)

1503670

1716490

1821010

1675620

6716790

1.2.Итого по разделу 

1503670

1716490

1821010

1675620

6716790

Итого приток

2312122,6

2070053

2226040

2177181

 

Расходы (отток денежных средств)

1.По основной (операционной) деятельности:

1.1.Оплата материалов

745393,5

816110,3

831926

760569

3153998

1.2.Прямая з/п

111514

121576

124410

112788

470288

1.3.Общепроизвод. расходы

210120,1

223665,1

227480

211835

873100

1.4.Коммер. расходы

115599,1

121345

124167

120242

481353

1.5.Управ. расходы

203625,25

204406,81

204597,9

204158,17

816788,1

1

2

3

4

5

6

1.6.Уплата налога на прибыль

29115,2

60272,7

68137,7

62925,1

220451

1.7.Дивиденды

10692,414

15147,54

16260,08

16228,356

58326,32

1.8.Итого по разделу 

1426059,6

1562523

1596979

1488746

6074304

2.По инвестиционной деятельности:

2.1.Приобретение внеборотных активов

420000

0,00

0,00

0,00

420000

2.2.Кап. строительство

112500

102500

127500

122500

465000

2.3.Итого по разделу 

532500

102500

127500

122500

885000

Итого отток 

1958559,56

1665023

1724479

1611246

6959304

Остаток ден. сред. на конец периода

353563

405030

501561

565935

1826089


 

Анализ  исполнения бюджета включает в себя контроль (мониторинг) его исполнения и сам процесс анализа.

Контроль  – процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение  того, насколько действия соответствуют  плану, то есть сопоставление фактических  данных объектов финансового планирования с плановыми на предмет выявления отклонения. Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия. В срок до 10-го числа после окончания каждого периода (квартала) Управление финансового контроля составляет отчет об исполнении сводного бюджета за предыдущий цикл.

Заключительной  стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа иногда называют еще  план-факт анализом. Анализ исполнения проводится отдельно по операционному  и финансовому бюджетам. [19,45]

Так в  таблице 11 представлены результаты контроля операционного бюджета за истекший первый квартал.

Таблица 11

Управленческий  отчет о финансовых результатах  ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» за I квартал 2011 г.(руб.)

Показатели

План

Факт

Отклонение

абс. (руб.)

относ. (%)

Выручка от реализации

1503670

1526225,05

+22555,05

1,5

Себестоимость выпуска (перем. затраты)

1043193,99

1052582,69

+9388,7

+0,9

Маржинальный доход

460476

473642,36

+13166,36

+2,8

Постоянные расходы

-управленческие расходы

-коммерческие расходы

-общепроизвод. расходы

338630,35

203625,25

75000

60005,1

38630,35

03625,25

5000

0005,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Валовая прибыль

121313,2

134837,3

+13166,36

2,8

Налоги 

29115,2

32360,95

+3245,75

11

Чистая прибыль

92198,1

102476,35

+10278,25

11


 

Результаты  анализа показали, что чистая прибыль  предприятия за отчетный период оказалась  на 10278,25 (102476,35-92198,1) руб. выше запланированного уровня. При этом основным фактором увеличения конечных финансовых результатов (чистой прибыли) стало увеличение объема продаж (выручки от реализации) на 22555,05 (1526222,05-1503670) руб. В это же самое  время при росте объема продаж одновременно возросла себестоимость  реализации (переменные затраты) на 9388,7 (1052582,69-1043193,99) руб., что явилось вторым фактором изменения конечных финансовых результатов. Увеличение налоговых  начислений, по всей видимости, связано  с ростом налоговой базы (балансовой прибыли).

Постоянные  расходы предприятия остались на стабильном уровне, что означает, колебания  объема продаж не вышли за «порог релевантности», за которым следует изменение  постоянных расходов. При этом следует  отметить, что вследствие увеличения выручки от реализации при стабильной величине периодических расходов, понизился  уровень оперативного рычага, который  рассчитывается как отношение маржинального  дохода к валовой прибыли.

 

СВОР =

              (1)

 

Маржинальный  доход представляет собой разницу  между выручкой от реализации и переменными  затратами. Желательно, чтобы валовой  маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли. Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска организации, а именно как изменится финансовый результат (валовая прибыль) при изменении выручки от реализации на 1%./3,с.121/

В данном случае сила воздействия операционного  рычага равна:

СВОР =

Это означает, что при увеличении физического  объема продаж на 1% приводит к увеличению валовой прибыли на 3,5% . При увеличении выручки от реализации сила воздействия  операционного рычага убывает. Каждый процент прироста выручки дает все  меньший процент прироста прибыли.

Таким образом, в ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома», в 2010 г. в структуре активов предприятия внеоборотные активы составляли – 99,7%, в 20011 г. – 79,8%. Оборотные активы увеличились на 67209 руб., в 2010 г. в структуре баланса они составляли 0,34%, в 2011 г. – 20,2%.

Собственный капитал ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» снизился на 43387, это произошло за счет снижения нераспределенной прибыли. Кредиторская задолженность увеличилась на 41111 тыс. руб., рост произошел за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 22657тыс. руб., перед персоналом организации на 1731 тыс. руб., по налогам и сборам на 5195,3тыс. руб. ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» является ликвидным.

Результаты  анализа показали, что чистая прибыль  предприятия за отчетный период оказалась  на 10278,25 (102476,35-92198,1) руб. выше запланированного уровня. При этом основным фактором увеличения конечных финансовых результатов (чистой прибыли) стало увеличение объема продаж (выручки от реализации) на 22555,05 (1526222,05-1503670) руб. В это же самое время при росте объема продаж одновременно возросла себестоимость реализации (переменные затраты) на 9388,7 (1052582,69-1043193,99) руб., что явилось вторым фактором изменения конечных финансовых результатов. Увеличение налоговых начислений, по всей видимости, связано с ростом налоговой базы (балансовой прибыли).

 

 

 

3. Выводы и предложения

3.1 Выводы

Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно  используется компаниями как технология финансового планирования.

По  итогам исследования было выявлено:

Организация реализовала продукции в 2011 году на 70% или на 76 комплект мебели больше, чем в 2011 году. Это произошло за счет следующих факторов:

- увеличение  рынка сбыта;

- увеличение  объема поступлений продукции  в соответствии с заявками  на 71 комплекта, что повлекло за  собой увеличение объема реализации  на 52,9%;

- остатки  на начало года составили 5 (14-9) комплектов, что увеличило объем  реализации на 3,7% (5*100/134), а снижение  остатков на конец года на 10 (4-14) увеличило объем реализации  на 7,5%.

Полученные  расчеты свидетельствуют о том, что в большей степени на увеличение объема реализации повлияло увеличение объема поступлений (52,9%), что напрямую связано с увеличением рынка  сбыта и снижение остатков на конец года (7,5%). Предприятие увеличило поступления продукции на 55% (155%-100%), что положительно характеризует его деятельность. В 2010 г. произошло увеличение внеоборотных активов на 40798 тыс. руб., уменьшение оборотных активов на 25311 тыс. руб. , уменьшение дебиторской задолженности на 3062 тыс. руб. за счет запасов на 15171 тыс. руб., денежных средств на 7078 тыс. руб.

В ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома», что в 2010 г. в структуре активов предприятия внеоборотные активы составляли – 99,7%, в 2011 г. – 79,8%. Оборотные активы увеличились на 67209 руб., в 2010 г. в структуре баланса они составляли 0,34%, в 2011 г. – 20,2%. Запасы увеличились в 2011 г. на 67209, увеличение произошло за счет увеличения сырья и материалов на 40325.

В ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» произошло уменьшение собственного капитала на 268302 тыс. руб., уменьшение кредиторской задолженности на 25211 тыс. руб., темп роста кредиторской задолженности составил 2 %.

Собственный капитал ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» снизился на 43387, это произошло за счет снижения нераспределенной прибыли. Кредиторская задолженность увеличилась на 41111 тыс. руб., рост произошел за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 22657тыс. руб., перед персоналом организации на 1731 тыс. руб., по налогам и сборам на 5195,3тыс. руб.

В ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» произошли следующие изменения: в 2010 г. сумма имущества предприятия составляла 342076 тыс. руб., в 2011 г. она уменьшилась и составила –339800тыс. руб., в 2008 г. произошел и значительный рост оборотных активов на 67585тыс. руб., по сравнению с 2010 г. темп роста составил 59,6%.

Результаты  анализа показали, что чистая прибыль  предприятия за отчетный период оказалась  на 10278,25 (102476,35-92198,1) руб. выше запланированного уровня. При этом основным фактором увеличения конечных финансовых результатов  стало увеличение объема продаж на 22555,05 (1526222,05-1503670) руб. В это же самое  время при росте объема продаж одновременно возросла себестоимость реализации на 9388,7 (1052582,69-1043193,99) руб., что явилось вторым фактором изменения конечных финансовых результатов. Увеличение налоговых начислений, по всей видимости, связано с ростом налоговой базы.

Основными факторами, которые могут негативно  повлиять на оказываемые услуги ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» являются:

- изменение  географии поставок;

- экономические кризисы на мировых рынках;

- изменение  курса рубля по отношению к  иностранным валютам;

- рост  конкуренции.

Меры, предпринимаемые ОАО «Астраханская  мебельная  фабрика местпрома» в отношении снижения влияния негативных факторов:

- повышение  качества предлагаемого сервиса;

- внедрение  высокопроизводительных технологий  и оборудования;

- применение конкурентоспособных тарифов;

- установка  системы «Консолидации бюджетной информации», которая относится к информационным системам и предназначена для интеграции, обработки и предоставления информации специалистам по планированию, учету и анализу хозяйственной деятельности предприятия.

Программа «Бюджет» предназначена для планирования и анализа деятельности предприятия  и его структурных подразделений  на основе плановых и фактических  показателей и оптимального планирования ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.

Система является инструментальным средством, позволяющим автоматизировать управленческую деятельность в части финансового  планирования (бюджетирования), учета  и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

3.2.Предложения по разработке плана производства

Для эффективного планирования и управления производственным процессом предприятию следует разработать положение о бюджетировании, пример которого предложен в приложении 1. Согласно которому предприятию необходимо выделить следующие ЦФО путем преобразования организационной структуры предприятия (рис.4).

Создание  ЦФО имеет ряд преимуществ для предприятия:

1.Обеспечение  процесса эффективного делегирования  полномочий руководителям ЦФО  по принятию оперативных управленческих  решений;

Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии