Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения
Как видно по данным таблицы 1 деятельность ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» можно оценить как прибыльную, что подтверждается увеличением показателей прибыли, рентабельности и производительности. [13,82-89]
Выручка от продажи продукции представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Данный показатель имеет тенденцию к росту за 2009-2011 гг.. В 2011 году выручка составила 6716,8 тыс.руб., что на 480,3 тыс.руб. или на 107,7% больше, чем в 2010г.. На такое увеличение выручки повлияло увеличение объёмов выпущенной продукции, что ведет к захвату определенной доли рынка, повышению конкурентоспособности.
Полной себестоимостью является совокупностью учетных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженной в денежной форме. По данным таблицы 1 наблюдается стабильное увеличение полной себестоимости реализованной продукции. В 2011 году по сравнению с 2010г. полная себестоимость реализованной продукции увеличилась на 179,1 тыс.руб., то есть на 104,1%. Причиной увеличения полной себестоимости реализованной продукции является увеличение расходов, связанных с обслуживанием производства и управления, а также увеличение объемов производства и изменение структуры производства. Как следствие должно быть повышение цены на продукцию, повышения качества продукции, улучшения использования сырья и материалов.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции — размер ресурсов, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап. Если в 2009 г. затраты на 1 руб. реализованной продукции составили 68,5 коп. а в 2010 г. – 69,3 коп., то есть 101,1% то в 2011 г. – 67 коп., т.е. общее снижение составило 1,5 коп. или 2,2%.Увеличение затрат можно связать сразу с несколькими факторами. Во-первых, это привлечение нового персонала и повышение заработной платы. Во-вторых, приобретение нового технического оборудования, повышение качества продукции, что ведет к росту цены на продукцию.
Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Численность промышленно-производственного персонала является ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» имела незначительную тенденцию к снижению с 77 человек в 2009 г. до 46 человек в 2011 г., т.е. уменьшение на 31 человека или 41,3%. Уменьшение численности работников происходит за счет привлечения работников высокого квалификационного уровня, возможности совмещения работ и внедрения автоматизированных технологий.
Среднегодовая выработка 1-го работника
промышленно-производственного
Фонд оплаты труда это - денежные средства предприятия, затраченные в течение конкретного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, различные доплаты работникам: начисленные предприятием суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты. Фонд оплаты труда за 2009-2011 гг. стабильно увеличивается. В 2010 году он составил 700,6 тыс.руб., а в 2011г. 720 тыс.руб., следовательно увеличение на 2,8% или на 19,4 тыс. руб. Рост фонда оплаты труда зависит от трех причин: от благосостояния региона, компании и личных качеств работников, все это ведет к увеличению заработной платы.
Заработная плата — компенсация, обычно денежная, которую работник получает в обмен за свой труд. На предприятии имело место повышение среднегодовой заработной платы 1-го работника с 8821,5 руб в 2009 году до 15652,2 в 2011 году, это повышение составило 25,1%. В свою очередь повышение заработной платы, ведет к повышению производительности труда и выступает одним из сильнейших стимулов этого повышения. Повышение среднегодовой заработной платы одного работника на 1 тыс. руб. влечет за собой повышение производительности труда на 9,8 тыс.руб. Это связано, скорее всего, с возрастной структурой работников и их квалификацией. Работники полностью выполняют запланированный объем работ. Чтобы такая тенденция проявлялась далее необходимо проведение систематического обучения и аттестации работников, а также обновление кадрового состава, путем подбора более энергичных сотрудников. С другой стороны, рост заработной платы ведет к повышению благосостояния населения и повышению платежеспособного спроса, а это, в свою очередь, оборачивается стимулированием предложения и становится мощным макроэкономическим фактором роста производства. Кроме того, поскольку в России почти сорок процентов к фонду заработной платы составляют связанные с фондом заработной платы налоги, рост зарплаты ведет и к пропорциональному росту отчислений в бюджет, а это, в свою очередь, позволяет расширить инвестиции государства в производство.
Среднегодовая стоимость ОПФ - это стоимость средств труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. В является ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» стоимость ОПФ имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2011 году она составила 4738 тыс.руб., что на 188 тыс.руб или на 4,1% больше чем в 2010 году. Причиной увеличения является введение новых основных средств, что влияет на инвестиционную привлекательность предприятия.
Фондоотдача - коэффициент оборота (оборачиваемости) основных средств — это показатель, отражающий уровень эксплуатации основных средств и результативность их применения. Фондоотдача в 2011 году по сравнению с 2009 увеличилась на 0,1 руб. или на 5,9%. Наблюдается динамика увеличения фондоотдачи, что является положительным фактором для эффективности работы предприятия. Но увеличение фондоотдачи незначительное и списание устаревшего оборудования позволило бы повысить фондоотдачу.
Из таблицы 1 видно, что фондовооруженность труда 1-го работника имеет тенденцию к увеличению. За три года фондовооруженность труда 1-го работника увеличилась на 61 тыс.руб., что составило 91 %, причем это увеличение было обусловлено увеличением среднегодовой стоимости ОПФ. увеличение фондовооруженности труда 1-го работника на 1тыс.руб. влечет за собой увеличение производительности труда на 4,93 тыс.руб.. Это говорит о неполной загруженности каждого работника. Фондовооруженность труда 1-го работника влияет на долю ручного труда в производстве, следовательно, труд становится более легким, увеличивается работоспособность персонала и производительность труда, меньшая численность работников требуется для выполнения одной и той же программы.
Прибыль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Предприятие работает убыточно. Прибыль от продажи продукции в 2009 году составила 1836,9 тыс.руб., в 2010 году 1915,5 тыс.руб., а в 2011 году 2216,7 тыс.руб.. Как видно прибыль стабильно растет. Причинами прибыльности предприятия могут быть выбор и развитие определенной стратегии предприятия, высокий уровень конкуренции, глубокое изучение сегментов рынка и их потребностей.
Так как показатель рентабельности основной деятельности достаточно быстро растет, то можно сказать о достаточно крепком положении предприятия на рынке, которое следует поддерживать и сохранять на этом же или высшем уровне
2.2 Анализ
действующей системы
Процесс бюджетирования на многих предприятиях
протекает в условиях экономической
нестабильности и отсутствия четких
перспектив развития. Следовательно, для
успешного формирования и функционирования
системы бюджетного управления необходимо
соблюдение ряда обязательных условий.
Целесообразно создание новой организационной
структуры управления предприятием,
определяющей права и ответственность
руководителей подразделений, а
также структуры бизнес-
Обязательна интеграция бюджетирования
с организационной и
Для успешного планирования целесообразно
стандартизировать учетные
В этих целях является ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» разработывает следующие внутренние нормативные документы:
- положение о конвертации и
консолидации данных
- план счетов налогового учета;
- положение о формировании
- положение о системе
- классификатор первичных
- классификатор первичных
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации.
Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Так как предприятие имеет достаточно большую номенклатуру товаров необходимо их сгруппировать. В этом случае бюджет продаж составляют по группам товаров и средним ценам для каждой группы.
В таблице 2 приведены средние цены на продукцию, выпускаемую предприятием.
Таблица 2
Цены на 2011 г. в ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»
Наименование продукции |
Цена (руб.) |
Мягкая мебель |
37580 |
Спальный гарнитур |
29490 |
Компьютерный стол |
3400 |
В бюджете отражен объем реализации продукции на основе сбытовой деятельности прошлых лет данных фактически полученных по окончании отчетного периода.
Таблица 3
Бюджет продаж ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» на 2011г.
Наименование/ период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего | |
1. Запланированные продажи, шт. | ||||||
1.1.Мягкая мебель |
44 |
51 |
53 |
50 |
198 | |
1.2.Спальные гарнитуры |
35 |
39 |
43 |
38 |
155 | |
1.3.Компьютерные столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 | |
2. Ожидаемая цена, руб./ед. | ||||||
2.1.Мягкая мебель |
37580 |
37580 |
37580 |
37580 |
150320 | |
2.2.Спальные гарнитуры |
29490 |
29490 |
29490 |
29490 |
117960 | |
2.3.Компьютерные столы |
3400 |
3400 |
3400 |
3400 |
13600 | |
3. Запланированные продажи, руб. | ||||||
3.1.Мягкая мебель |
773520 |
896580 |
931740 |
879000 |
3480840 | |
3.2.Спальные гарнитуры |
577150 |
643110 |
70907 |
626620 |
2555950 | |
3.3.Компьютерные столы |
153000 |
176800 |
180200 |
170000 |
680000 | |
Итого продажи |
1503670 |
1716490 |
1821010 |
1675620 |
6716790 |
Производственный план продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. Для ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома» предполагается, что наиболее оптимальной является величина запаса готовой продукции в размере 20% от объема продаж следующего квартала. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. На начало года фактические запасы мягкой мебели составили 7 шт., спальных гарнитуров – 5 шт.
Таблица 4
Бюджет прямых затрат на материалы на 2011год
Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии