Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения
Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
К управленческим
расходам относят затраты на содержание
отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление
и освещение помещений
Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.
Прогнозный
отчет о прибылях и убытках
составляется на основе данных, содержащихся
в бюджетах продаж, себестоимости
реализованной продукции и
Плановый
отчет о прибылях и убытках
содержит в сжатой форме прогноз
всех прибыльных операций предприятия
и тем самым позволяет
Следующим
шагом, одним из самых важных и
сложных шагов в
Бюджет
денежных средств – это плановый
документ, отражающий будущие платежи
и поступление денег. Приход классифицируется
по источнику поступления средств,
а расход — по направлениям использования.
Ожидаемое сальдо денежных средств
на конец периода сравнивается с
минимальной суммой денежных средств,
которая должна постоянно поддерживаться
(размеры минимальной суммы
Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.
На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода. Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала. [11,502]
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
На
первом этапе происходит анализ финансовых
показателей за предыдущий период.
Процесс начинается с анализа
сложившегося на последнюю отчетную
дату финансового состояния
- оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;
- выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;
- определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).
Рис. 2 Этапы финансового планирования
Главным объектом анализа финансового состояния предприятия является баланс его активов и пассивов. Однако, поскольку баланс отражает сложившееся на некоторую дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы «моментальным снимком» размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.
Для выявления причин этих изменений и в целом изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и капитало-изъятиями (т.е. операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).
Используется информация из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.
На
втором этапе происходит составление
основных прогнозных документов, таких
как прогноз баланса, отчета о
прибылях и убытках, движения денежных
средств, которые относятся к
перспективным финансовым планам и
включаются в структуру научно-
Этот
шаг финансового планирования деятельности
предприятия можно назвать
Назначением проектирования баланса активов и пассивов является определение основных параметров финансового состояния предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового планирования с этой нормой будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния предприятия.
Основной целью планирования баланса активов и пассивов предприятия является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств) и пассивов (источников их финансирования), т.е. обеспечение соответствия активов источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности).
В основе планирования (и проектирования) баланса активов и пассивов лежат предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ и услуг, осуществление торговых операций, операций с финансовыми активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия в той сфере бизнеса, в которой оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие операции, и в соответствующей программе капиталовложений, включающей в себя планируемые операции с внеоборотными активами.
Производственно-сбытовая
программа определяет технологическую
потребность предприятия в
Определенные
таким образом суммарные
Сопоставление
потребности предприятия в
Важно подчеркнуть, что рассматриваемая схема является принципиальной и отражает итерационный процесс формирования рационального баланса активов и пассивов предприятия, поскольку реальная возможностъ привлечения пассивов (источников финансирования активов) приемлемых для предприятия условиях ограничивает спектр его возможных активных операций (т.е. возможные виды и направления деятельности). Из этого следует, в случае, если сформировать источники финансирования, соответствующие запланированной деятельности предприятия, обеспечивающие приемлемое финансовое состояние не удается, то необходимо внести коррективы в инвестиционные программы, номенклатуру продукции или другие ресурсополагающие параметры, характеризующие деятельность предприятия.
Основные принципы и правила формирования источников финансирования активов предприятия требуют отдельного рассмотрения, в этой связи ограничимся констатацией того. что именно в результате анализа и проектирования баланса активов и пассивов, при определении необходимых изменении в собственных источниках финансирования формируется ориентир по величине капитализации прибыли - главный параметр при планировании доходов и расходов предприятия.
Одновременно
с проектированием желаемого
финансового состояния
Следующим третьим этапом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных отклонений.
Прогнозируемый
баланс активов и пассивов сопоставляется
с проектом баланса активов и
пассивов, построенным ранее, исходя
из представлений управляющих
Четвёртый
этап. После достижения (методом
последовательных приближений) приемлемого
соответствия расчетных параметров
баланса активов и пассивов предприятия
желаемым (нормальным) параметрам, определяемым
в процессе проектирования баланса
и возможных корректировок
-план доходов и расходов,
-баланс активов и пассивов,
- план поступлений и платежей.
В указанных трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам и поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены в плановом периоде для достижения запланированного финансового состояния. Эта совокупность заданий является основой для планирования и осуществления согласованных и целенаправленных действий по управлению предприятием.
Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии