Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование методических аспектов бюджетирования как инструмент финансового планирования на предприятии для повышения эффективности его работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоритические основы бюджетирования на предприятии ……………………6
1.1 Содержание и принципы бюджетирования……………………………………6
1.2 Виды бюджетов и методика их составления ………………………………11
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования…………………19
2. Анализ процесса бюджетирования на предприятии ОАО «Астраханская мебельная фабрика местпрома»…………………………………………………..28
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………………28
2.1.1 Историческая справка…………………………………………………..…28
2.1.2 Организационная структура предприятия…………………..…………..29
2.1.3 Анализ основных технико- экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………...32
2.2 Анализ действующей системы бюджетирования ……………………………38
3. Выводы и предложения…………………….………………………….………51
3.1 Выводы………………………………………………………………………….51
3.2.Предложения по разработке плана производства………………………….53
3.3 Проектирование бюджета управленческих расходов и денежных средств...59
Список литературы……………….. ……………………………………………..63
Приложения

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 241.07 Кб (Скачать файл)

Бюджет  управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены  расходы на мероприятия, непосредственно  не связанные с производством  и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление  и освещение помещений непроизводственного  назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство  управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется  с помощью норматива, в котором  роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив  описанные выше предварительные  бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный  отчет о прибылях и убытках  – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный  отчет о прибылях и убытках  составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости  реализованной продукции и текущих  расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Плановый  отчет о прибылях и убытках  содержит в сжатой форме прогноз  всех прибыльных операций предприятия  и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр [8, 146].

Следующим шагом, одним из самых важных и  сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет  денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи  и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств  на конец периода сравнивается с  минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный  излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Данные  по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных  затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы  финансирования за счет собственных  средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие  денежных расходов.

На  заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода. Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала. [11,502]

 

1.3 Бюджетирование как элемент  финансового планирования

Процесс финансового  планирования включает несколько этапов:

На  первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа  сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:

- оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;

- выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;

- определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

Рис. 2 Этапы финансового планирования

Главным объектом анализа финансового состояния  предприятия является баланс его  активов и пассивов. Однако, поскольку баланс отражает сложившееся на некоторую дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы «моментальным снимком» размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.

Для выявления  причин этих изменений и в целом  изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый  период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия  за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей  производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и капитало-изъятиями (т.е. операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).

Используется  информация из основных финансовых отчетов  предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

Они имеют  важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс  организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.

На  втором этапе происходит составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчета о  прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к  перспективным финансовым планам и  включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

Этот  шаг финансового планирования деятельности предприятия можно назвать проектированием  его желаемого («нормального») финансового  состояния на конец планового  периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового  состояния предприятия, проекта  баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние предприятия, соответствующее  основным предполагаемым интересам  и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия, т.е. владельцев предоставляемых предприятию ресурсов.

Назначением проектирования баланса активов  и пассивов является определение  основных параметров финансового состояния  предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового планирования с этой нормой будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния предприятия.

Основной  целью планирования баланса активов  и пассивов предприятия является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств) и пассивов (источников их финансирования), т.е. обеспечение  соответствия активов источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности).

В основе планирования (и проектирования) баланса  активов и пассивов лежат предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ и услуг, осуществление торговых операций, операций с финансовыми активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия в той сфере бизнеса, в которой оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие операции, и в соответствующей программе капиталовложений, включающей в себя планируемые операции с внеоборотными активами.

Производственно-сбытовая программа определяет технологическую  потребность предприятия в оборотных  активах, т.е. натурально-вещественную и стоимостную их структуру. Диалогичным  образом программа капиталовложений формирует необходимую натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление необходимых для осуществления планируемой деятельности оборотных и внеоборотных активов с соответствующими активами, уже имеющимися у предприятия, определяет состав необходимых изменений в структуре активов предприятия. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов предприятия.

Определенные  таким образом суммарные активы, требуемые для осуществления  планируемой деятельности, формируют  потребность предприятия в источниках финансирования. При этом, как уже  отмечалось выше, структура источников финансирования, характеризуемая природой источников, сроками их использования  и ценой обслуживания, для обеспечения  финансовой устойчивости предприятия  должна соответствовать структуре и доходности активов.

Сопоставление потребности предприятия в собственных  и заемных источниках финансирования с имеющимися пассивами позволяет  определить необходимые изменения  в их составе. Изменения собственных источник финансирования, т.е. собственно капитала предприятия, принадлежащего его юридическим владела акционерам могут быть осуществлены за счет самофинансированин, т.е. путем капитализации части полученной предприятием прибыли, a также же за счет внешнего финансирования. Например, путем дополнительно эмиссии обыкновенных или привелигированных акций. Изменения заемных источников могут быть осуществлены путем привлечения или погашения долгосрочных или краткосрочных банковских кредитов, выпуска погашения облигаций, регулирования кредиторской задолженности поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и др.

Важно подчеркнуть, что рассматриваемая  схема является принципиальной и  отражает итерационный процесс формирования рационального баланса активов  и пассивов предприятия, поскольку  реальная возможностъ привлечения пассивов (источников финансирования активов) приемлемых для предприятия условиях ограничивает спектр его возможных активных операций (т.е. возможные виды и направления деятельности). Из этого следует, в случае, если сформировать источники финансирования, соответствующие запланированной деятельности предприятия, обеспечивающие приемлемое финансовое состояние не удается, то необходимо внести коррективы в инвестиционные программы, номенклатуру продукции или другие ресурсополагающие параметры, характеризующие деятельность предприятия.

Основные  принципы и правила формирования источников финансирования активов  предприятия требуют отдельного рассмотрения, в этой связи ограничимся  констатацией того. что именно в результате анализа и проектирования баланса активов и пассивов, при определении необходимых изменении в собственных источниках финансирования формируется ориентир по величине капитализации прибыли - главный параметр при планировании доходов и расходов предприятия.

Одновременно  с проектированием желаемого  финансового состояния предприятия  на конец планового периода осуществляется прогнозирование этого состояния  путем проведения необходимых финансово-экономических  расчетов. Основой для этих расчетов являются соответствующие исходные данные, позволяющие составить прогнозы доходов и расходов, поступлений  и платежей за плановый период, и  на этой основе прогнозный баланс активов  и пассивов на конец этого периода.

Следующим третьим этапом процесса финансового  планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния  предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных отклонений.

Прогнозируемый  баланс активов и пассивов сопоставляется с проектом баланса активов и  пассивов, построенным ранее, исходя из представлений управляющих предприятием о желаемом (нормальном) финансовом состоянии предприятия на конец  планового периода. Если отклонения основных параметров прогнозного баланса  от соответствующих параметров проектного баланса признаются незначительными, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов и расходов и поступлений  и платежей утверждаются в составе  финансового плана предприятия. Если отклонения расчетных параметров от проектных являются существенными, то принимается решение о корректировке исходных данных, на основе которых рассчитывался прогнозный баланс и / или параметров желаемого состояния.

Четвёртый этап. После достижения (методом  последовательных приближений) приемлемого  соответствия расчетных параметров баланса активов и пассивов предприятия  желаемым (нормальным) параметрам, определяемым в процессе проектирования баланса  и возможных корректировок проекта, утверждается финансовый план предприятия. В состав основных документов финансового  плана должны быть включены, как минимум:

-план  доходов и расходов,

-баланс активов и пассивов,

- план  поступлений и платежей.

В указанных  трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам и поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены в плановом периоде  для достижения запланированного финансового  состояния. Эта совокупность заданий  является основой для планирования и осуществления согласованных  и целенаправленных действий по управлению предприятием.

Информация о работе Бюджетирование – как инструмент финансового планирования на предприятии