Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли. Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи: – исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь; – рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации; – дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО; – проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;
Введение…………………………………………………………………
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.………………………………
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра экономики торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Экономика предприятия»
на тему: «ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ПРИБЫЛЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ БЫХОВСКОГО РАЙПО)»
Выполнила студентка Заочного факультета коммерции и менеджмента Группы
Руководитель
|
Гомель 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..……………. |
5 |
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь ……………………………………………. |
5 |
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..………………………… |
13 |
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО … |
22 |
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………. |
22 |
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО ………………………………………………………………… |
31 |
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.……………………………… |
36 |
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ………………………………………………………………. |
42 |
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ……………………… |
42 |
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………… |
43 |
Заключение…………………………………………………… |
46 |
Список использованных источников………………………………… |
48 |
Приложение…………………………………………………… |
50 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных требований успешного функционирования организаций и их ассоциаций в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность основной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главной задачей организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества организации.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются валовой доход (реализованные торговые и оптовые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности орагнизации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале орагнизации, пополнения государственного и местных бюджетов. Итак, прибыль — это основной многозначный оценочный показатель результатов работы организации в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования. На основании вышеизложенного можно сказать, что тема курсовой работы является актуальной.
Порядок расчета и интерпретации полученных доходов и прибыли, методики их факторного анализа широко представлены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа. В качестве примера можно назвать таких авторов как Шеремет А.Д., Ермолович Л. Л., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Кравченко Л. И и тд.
При написании курсовой работы использованы как основные следующие источники: Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. В данном учебнике приведена методика анализа доходов и прибыли в торговле. Данная методика применена при анализе во второй главе. Также использованы: Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие/Л. Л. Ермолович и Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.
Кроме того, вопросу доходов и прибыли уделяется большое внимание в периодических изданиях, что связано с тем, что способность предприятий получать доход и быть рентабельным важна не только на микроэкономическом уровне для директоров, служащих организации, поставщиков и покупателей, банковских и других кредитно-финансовых учреждений, выдающих кредиты организации, но и на макро уровне, т.к. за счет отчислений в бюджет из прибыли организации формируется основная часть ресурсов государства, зависят темпы экономического развития страны, регионов, уровень жизни населения и т.д.
Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения.
Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли.
Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи:
– исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь;
– рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации;
– дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО;
– проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;
– проведен анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО, выявлены основные факторы, влияющие на них;
– рассмотрены пути и резервы роста доходов и прибыли;
– дан прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО.
При анализе доходов и прибыли использованы общенаучные методы познания (дедукция, индукция, синтез и анализ), а также следующие приемы и методы экономического анализа: сравнения, группировки, табличного, относительных и средних величин, балансового, факторного анализа, способа цепных подстановок, индексного метода, метода абсолютных и относительных разниц.
Для проведения анализа
финансового состояния
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, приложений и списка использованных источников.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
РОЛЬ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ
1.1 Сущность
экономических категорий «
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются валовой доход (реализованные торговые и оптовые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность.
В процессе хозяйственной деятельности организация имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
Доходы состоят из следующих частей:
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов и образования прибыли. [5 с. 165]
Торговая организация за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя, по его реализации взимает плату, которая по своей сути является ценой торговых услуг. Этой платой в настоящее время является торговая надбавка к цене закупленных товаров. Сумма торговых надбавок по реализации товаров и представляет валовой доход от реализации. На величину торговой надбавки оказывает влияние характер услуг, специфика деятельности, правительственная политика, ценовая политика организации, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения.
Валовой доход торговой организации представляет собой разность между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Он характеризуется суммой и уровнем. Уровень валового дохода в розничной торговле определяется как отношение суммы дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота. [3, с. 46]
Объем валового дохода от реализации зависит от объема, состава и структуры товарооборота, качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, издержкоемости торгового процесса.
Торговые услуги выступают на рынке как товар и обладают стоимостью и потребительской стоимостью. Приобретая товар, покупатель должен оплатить, не только стоимость самого товара /цену закупки/, но и стоимость услуг, какой является торговая надбавка.
Валовой доход по торговой деятельности образуется за счет торговых скидок, торговых надбавок, комиссионного вознаграждения и возмещений.
Торговые скидки могут предоставляться поставщиками при реализации товаров по фиксированным розничным ценам (водка).
В настоящее время
подавляющая часть товаров
На возмещение издержек обращения, налогов, отчислений в бюджетные фонды и формирование прибыли организации оптовой торговли устанавливают оптовую надбавку на покупную стоимость товаров, закупаемых у поставщиков.
Оптовая надбавка – надбавка, устанавливаемая оптовым звеном сферы обращения. Устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытовых, оптовых и розничных организаций. По решению правительства или органов ценообразования могут устанавливаться ограничения ее размеров.
Розничные цены на продукцию и товары формируются розничным торговым предприятием исходя из:
отпускной цены организации-изготовителя или цены, сформированной покупателем, осуществляющим ввоз продукции (товаров) в республику;
оплаченной оптовой надбавки (при закупке у оптовых поставщиков);
торговой надбавки, самостоятельно определяемой розничной торговой организацией, исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли.
Торговая надбавка – надбавка, устанавливаемая торговой организацией при реализации товаров населению. По решению правительства или органов ценообразования может иметь место ограничение ее размеров.[3, с. 50]
Распределение надбавок между звеньями торговли осуществляется в соответствии с их долей в издержках обращения. Основная часть расходов по транспортировке, хранению и реализации товаров приходится на розничное звено. Поэтому большая доля надбавок должна оставаться в розничных организациях. От правильного экономически обоснованного установления торговых надбавок во многом зависит укрепление хозяйственного расчета и нормальная рентабельность торговли каждого звена.
В целях недопущения резкого роста цен и снижения торговых надбавок торговым организациям и организациям потребительской кооперации необходимо принять меры по снижению фактических расходов за счет увеличения объема товарооборота, ускорения оборачиваемости товаров, экономного использования топливно-энергетических ресурсов, ликвидации непроизводительных расходов и потерь.
Розничные цены на сельскохозяйственную
продукцию формируются
Организации общественного питания органически сочетают функции производства (приготовления пищи) и обращения.
Наряду с продукцией собственного производства (закусками, первыми, вторыми, третьими блюдами, полуфабрикатами, кулинарными изделиями и т.п.) некоторые покупные товары (соки, хлеб, кондитерские изделия) реализуются без кулинарной обработки.
Столовые и буфеты получают продукты и товары в основном из тех же источников, что и торговые организации: по фиксированным розничным ценам за вычетом торговых скидок или по свободным отпускным ценам, на которые производят торговые надбавки.