Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли. Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи: – исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь; – рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации; – дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО; – проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.………………………………
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

2012 Доход и Прибыль.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Учреждение  образования 

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра экономики торговли

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу: «Экономика предприятия»

 

на тему: «ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ПРИБЫЛЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ БЫХОВСКОГО РАЙПО)»

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Заочного факультета

коммерции и менеджмента

Группы

 

 

Руководитель

 


                                                                 

 

 

 

Гомель 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………

3

1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….

5

1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….

5

1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………

13

2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …

22

2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….

22

2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………

31

2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО.            Основные факторы, влияющие на них.………………………………

36

3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….

42

3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………

42

3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………

43

Заключение…………………………………………………………….

46

Список использованных источников…………………………………

48

Приложение……………………………………………………………

50


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из основных требований успешного функционирования организаций и их ассоциаций в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность основной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главной задачей организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества организации.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются валовой доход (реализованные торговые и оптовые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности орагнизации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале орагнизации, пополнения государственного и местных бюджетов. Итак, прибыль — это основной многозначный оценочный показатель результатов работы организации в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования. На основании вышеизложенного можно сказать, что тема курсовой работы является актуальной.

Порядок расчета и  интерпретации полученных доходов и прибыли, методики их факторного анализа широко представлены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа. В качестве примера можно назвать таких авторов как Шеремет А.Д., Ермолович Л. Л., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Кравченко Л. И и тд.

При написании курсовой работы использованы как основные следующие  источники: Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. В данном учебнике приведена методика анализа доходов и прибыли в торговле. Данная методика применена при анализе во второй главе. Также использованы: Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие/Л. Л. Ермолович и Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.

Кроме того, вопросу доходов и прибыли уделяется большое внимание в периодических изданиях, что связано с тем, что способность предприятий получать доход и быть рентабельным важна не только на микроэкономическом уровне для директоров, служащих организации, поставщиков и покупателей, банковских и других кредитно-финансовых учреждений, выдающих кредиты организации, но и на макро уровне, т.к. за счет отчислений в бюджет из прибыли организации формируется основная часть ресурсов государства, зависят темпы экономического развития страны, регионов, уровень жизни населения и т.д.

Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения.

Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли.

Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи:

– исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь;

– рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации;

– дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО;

– проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;

– проведен анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО,           выявлены основные факторы, влияющие на них;

– рассмотрены пути и резервы роста доходов и прибыли;

– дан прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО.

При анализе доходов и прибыли использованы общенаучные методы познания (дедукция, индукция, синтез и анализ), а также следующие приемы и методы экономического анализа: сравнения, группировки, табличного, относительных и средних величин, балансового, факторного анализа, способа цепных подстановок, индексного метода, метода абсолютных и относительных разниц.

Для проведения анализа  финансового состояния использованы следующие формы отчетности: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Курсовая работа состоит  из трех глав, введения, заключения, приложений и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, РОЛЬ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ

 

1.1 Сущность  экономических категорий «прибыль  торговли» и «доход», их взаимосвязь

 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются валовой доход (реализованные торговые и оптовые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность.

В процессе хозяйственной  деятельности организация имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.

Доходы состоят из следующих частей:

  1. выручка от продаж или доходы от обычной деятельности – основная форма доходов для организаций – характеризует основную деятельность;
  2. прочие доходы.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов и образования прибыли. [5 с. 165]

Торговая организация за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя, по его реализации взимает плату, которая по своей сути является ценой торговых услуг.  Этой  платой в настоящее время является торговая надбавка к цене закупленных товаров. Сумма торговых надбавок по реализации товаров     и представляет  валовой доход от реализации. На величину торговой надбавки оказывает влияние характер услуг, специфика деятельности, правительственная политика, ценовая политика организации, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения.

Валовой доход  торговой организации представляет собой разность между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Он характеризуется суммой и уровнем. Уровень валового дохода в розничной торговле определяется как отношение суммы дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота. [3, с. 46]

Объем валового дохода от реализации зависит от объема, состава  и структуры товарооборота, качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, издержкоемости торгового процесса.

Торговые услуги выступают  на рынке как товар и обладают стоимостью и потребительской стоимостью. Приобретая товар, покупатель должен оплатить, не только стоимость самого товара /цену закупки/, но и стоимость услуг, какой является торговая надбавка.

Валовой доход по торговой деятельности образуется за счет торговых скидок, торговых надбавок, комиссионного  вознаграждения и возмещений.

Торговые скидки могут предоставляться поставщиками при реализации товаров по фиксированным розничным ценам (водка).

В настоящее время  подавляющая часть товаров реализуется  по свободным ценам.

На возмещение издержек обращения, налогов, отчислений в бюджетные  фонды и формирование прибыли организации оптовой торговли устанавливают оптовую надбавку на покупную стоимость товаров, закупаемых у поставщиков.

Оптовая надбавка – надбавка, устанавливаемая оптовым звеном сферы обращения. Устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытовых, оптовых и розничных организаций. По решению правительства или органов ценообразования могут устанавливаться ограничения ее размеров.

Розничные цены на продукцию  и товары формируются розничным  торговым предприятием исходя из:

отпускной цены организации-изготовителя или цены, сформированной покупателем, осуществляющим ввоз продукции (товаров) в республику;

оплаченной оптовой  надбавки (при закупке у оптовых  поставщиков);

торговой надбавки, самостоятельно определяемой розничной торговой организацией, исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли.

Торговая надбавка – надбавка, устанавливаемая торговой организацией при реализации товаров населению. По решению правительства или органов ценообразования может иметь место ограничение ее размеров.[3, с. 50]

Распределение надбавок между звеньями торговли осуществляется в соответствии с их долей в издержках обращения. Основная часть расходов по транспортировке, хранению и реализации товаров приходится на розничное звено. Поэтому большая доля надбавок должна оставаться в розничных организациях. От правильного экономически обоснованного установления торговых надбавок во многом зависит укрепление хозяйственного расчета и нормальная рентабельность торговли каждого звена.

В целях недопущения  резкого роста цен и снижения торговых надбавок торговым организациям и организациям потребительской кооперации необходимо принять меры по снижению фактических расходов за счет увеличения объема товарооборота, ускорения оборачиваемости товаров, экономного использования топливно-энергетических ресурсов, ликвидации непроизводительных расходов и потерь.

Розничные цены на сельскохозяйственную продукцию формируются розничными торговыми организациями исходя из закупочной цены сельхозпроизвоидтелей или отпускной цены заготовительных организаций, оплаченной оптовой надбавки, при закупке у оптовых поставщиков, и торговой надбавки, определяемой розничным звеном самостоятельно. Уровень торговой надбавки должен устанавливаться с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения на конкретный товар, свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.

Организации общественного питания органически сочетают функции производства (приготовления пищи) и обращения.

Наряду с продукцией собственного производства (закусками, первыми, вторыми, третьими блюдами, полуфабрикатами, кулинарными изделиями и т.п.) некоторые покупные товары (соки, хлеб, кондитерские изделия) реализуются  без кулинарной обработки.

Столовые и буфеты получают продукты и товары в основном из тех же источников, что и торговые организации: по фиксированным розничным ценам за вычетом торговых скидок или по свободным отпускным ценам, на которые производят торговые надбавки.

Информация о работе Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)