Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли. Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи: – исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь; – рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации; – дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО; – проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.………………………………
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

2012 Доход и Прибыль.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Организации торговли, выполнившие план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать специальные фонды, резервы и т.д. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации, определяется вычитанием из общей суммы прибыли налогов и других обязательных платежей. Если организацией произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы. В результате определяют чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. [7 с. 226]

По форме  № 2 «Отчет о прибылях и убытках» общую сумму валового дохода можно определить вычитанием из выручки от реализации товаров себестоимости (покупной стоимости) реализованных товаров. Валовой доход, оставшийся в распоряжении торговой организации рассчитывается вычитанием из общей суммы реализованных торговых надбавок налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. По «Отчету о прибылях и убытках» валовой доход-нетто, остающийся в распоряжении торговой организации, можно определить вычитанием из общей суммы выручки от реализации товаров-нетто (за минусом налога на добавленную стоимость и других обязательных платежей) себестоимости реализованных товаров

 

1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации

 

Цель анализа финансовых результатов - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты от текущей (основной) и другой деятельности организаций, выявляют и мобилизовывают резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

В курсовой работе использованы данные из бухгалтерского баланса и приложения к нему, основное из которых – отчет о прибылях и убытках (приложения 1,2,3). Показатели по товарообороту взяты из пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

Анализ валового дохода практически во всех литературных источниках является первоначальным этапом анализа хозяйственной деятельности. Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню (в % к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок [7, с. 214].

Общая сумма валового дохода торговой организации находится в функциональной зависимости от изменения розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана и в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение розничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соответственно растет сумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый период) и разделить на 100.

Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торговой организации. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной – от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, определяется прямым счетом.

Далее изучают влияние  факторов на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением состава и структуры розничного товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные товары, звенности товародвижения, списания товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров за счет валового дохода.

Реализация продовольственных товаров в порядке мелкого опта дошкольным учреждениям, больницам, школам, пионерским лагерям и т.п., а также постоянным покупателям по пластиковым карточкам нередко производится с предоставлением покупателям в определенном размере скидки. Магазины предоставляют покупателям скидки с розничной цены товара для стимулирования реализации.

При поставке муки, крупы, масла животного и некоторых  других товаров в расфасованном  виде поставщики могут взимать с  магазинов наценку за их предварительную расфасовку. В связи с этим увеличение или уменьшение объема поставки товаров в расфасованном виде оказывает определенное влияние на валовой доход. Влияние указанного фактора на реализованные торговые надбавки также определяют прямым счетом (по данным товарных и расчетных документов).

Значительное влияние  на валовой доход оказывает изменение  структуры розничного товарооборота. Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими размерами  торговых надбавок ведет к повышению  среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.

При покупке товаров  через оптовые организации и других посредников магазины отдают им часть торговой надбавки. Влияние изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по данным договоров поставки товаров, счетам-фактурам, другим расчетным и товарным документам, данным учета поступления товаров, торговых и оптовых надбавок.

Розничные торговые организации полностью списывают на уменьшение валового дохода потери, возникшие в связи с возвратом поставщикам на переработку прокисшего молока, черствого хлеба, частично (в размере торговой надбавки) – нормируемые товарные потери, бой, лом и уценку товаров, принятые за счет торговой организации. Недобор реализованных торговых надбавок за счет указанных выше списаний определяется по данным счетов «Реализация» и «Торговая наценка».

Анализ валового дохода, как и других показателей, хозяйственной  деятельности организации, должен проводиться не только сравнением данных отчетного года с показателями за прошлый период, но и в динамике за ряд лет. Анализ валового дохода проводится также по полугодиям, кварталам и месяцам.

Анализ валового дохода должен также проводиться по каждой торговой организации, а внутри их – в разрезе хозрасчетных подразделений.

Особое внимание уделяется  выявлению и мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста валового дохода за счет увеличения объема розничного товарооборота, улучшения его структуры, совершенствования звенности товародвижения, сокращения и предупреждения товарных потерь, уценки и порчи товаров и т.п. Важным резервов роста валового дохода являются изучение, обобщение и использование опыта работы лучших торговых организаций и их хозрасчетных организаций. Путем сравнения уровня валового дохода каждого однотипного торгового организации с уровнем реализованных торговых надбавок лучшего из них можно подсчитать, насколько возрастет их валовой доход, если каждая организация достигнет уровня валового дохода лучшего магазина [7, с. 218].

Влияние на общую сумму  прибыли операционных доходов и  расходов, а также финансовых результатов  от внереализационных операций определяют прямым счетом.

Анализ внереализационных  доходов, расходов, потерь и убытков  проводят раздельно по доходам и  расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по организации). Многие из них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Источниками анализа внереализационных доходов, расходов, потерь и убытков являются данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и аналитического учета. При анализе особое внимание уделяют выявлению и использованию резервов роста внереализационных доходов, особенно от финансовой и инвестиционной деятельности, сокращению и предупреждению возникновения внереализационных расходов, потерь и убытков [7, с. 225].

Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушениях ими договорной дисциплины. Следовательно, они не должны оцениваться положительно. Проводя анализ, необходимо не только изучить полноту применения штрафных санкций к нарушителям договоров, но и разработать меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов выясняют полноту взыскания, их причины, виновников; изучают, практикуется ли взыскание штрафов с виновных лиц в возмещение причиненного ущерба. Как положительное, следует отметить значительный рост дивидендов по акциям; доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговой фирме; процентов, полученных за хранение в банке временно свободных денежных средств. Наличие прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, свидетельствует о недостатках в учете и менеджменте. Списание на уменьшение доходов дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими юридическими и физическими лицами. Особое внимание уделяется анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки указывают на недостатки в обеспечении сохранности имущества организации. По каждой сумме, списанной на убытки, недостач и хищений проверяют обоснованность и законность списания, выясняют причины, виновников, а главное, принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей.

В условиях становления  и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности организаций, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Анализ прибыли  проводят в целом по торговой организации, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, производству, заготовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. По данным «Отчета о финансовых результатах» прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Общую сумму прибыли рассчитывают следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и другой операционной деятельности, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговая организация получило убыток от продажи товаров или от операционной и внереализационной деятельности, он вычитается из общей суммы прибыли.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения  объема розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического розничного товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитывают влияние на прибыль от реализации товаров изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.

Большое влияние  на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора (инфляции) на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

Влияние на общую  сумму прибыли операционных доходов и расходов, а также финансовых результатов от внереализационных операций определяют прямым счетом.

В процессе анализа прибыли анализируется динамика показателей прибыли. Далее проводится факторный анализ влияния факторов на прибыль.

Вычитанием из выручки (нетто) от реализации товаров (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других аналогичных обязательных платежей) себестоимости (покупной стоимости) реализованных товаров определяют валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия. Затем из валового дохода, остающегося в распоряжении организации, вычитают издержки обращения. В результате определяют сумму прибыли от реализации товаров. Используя прием абсолютных разниц, можно определить влияние на прибыль от реализации товаров изменения объема розничного товарооборота, уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, и уровня издержек обращения [7, с. 228].

Анализ внереализационных  доходов, расходов, потерь и убытков проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по организации). Многие из них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Источниками анализа внереализационных доходов, расходов, потерь и убытков являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и аналитического их учета. При анализе особое внимание уделяют выявлению и использованию резервов роста внереализационных доходов, особенно от финансовой и инвестиционной деятельности, сокращению и предупреждению возникновения внереализационных расходов, потерь и убытков.

Информация о работе Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)