Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли. Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи: – исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь; – рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации; – дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО; – проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.………………………………
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

2012 Доход и Прибыль.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Анализ прибыли  за год дополняется ее изучением по полугодиям, кварталам и месяцам.

Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торговой организации. Особое внимание уделяют изучению работы торговых подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ результатов работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт лучших хозрасчетных подразделений по финансово-хозяйственной деятельности. Глубокое изучение результатов хозяйствования второй группы подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста доходов и прибыли.

В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности во многом зависит от прибыльности их работы, возможности накапливать финансовые ресурсы, обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями и хозяйственными организациями. В связи с этим значительно возрастает значимость исследования прибыльности (рентабельности) субъектов хозяйствования. Комплексный анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности предприятий и использования вложенного в них капитала, определять финансовую устойчивость, разрабатывать оптимальные стратегические и тактические управленческие решения.

Показатели  рентабельности отражают соотношения  прибыли организации и факторов, которые являются предпосылками ее возникновения. Важное значение при этом имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить относительную величину прибыльности субъекта предпринимательской деятельности.

В экономической  литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности, что определяет актуальность и проблемность их изучения.

Рентабельность  может определяться на основе различных показателей прибыли в зависимости от целей экономического анализа. Так, для расчета уровней рентабельности организаций может использоваться прибыль от реализации товаров, продукции (работ, услуг), то есть финансовый результат от основной деятельности; прибыль (убыток) от других видов деятельности (операционной и внереализационной); прибыль отчетного периода; чистая прибыль.

Изучение  рентабельности, как и других показателей  хозяйственной деятельности организации, желательно проводить за длительный период времени, предпочтительно с момента начала его функционирования. Такой анализ позволяет изучить прибыльность субъекта предпринимательской деятельности по совокупности лет, оценить динамику его финансово-хозяйственного развития, определить перспективы экономического и социального роста. В результате глубина анализа рентабельности значительно увеличивается.

На практике уровень рентабельности хозяйственной  деятельности торговых организаций обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж и считают одним из основных показателей оценки эффективности функционирования торговых предприятий. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок [7, с. 234].

Экономисты  стран СНГ считают, что минимальный  уровень рентабельности продаж в розничной торговле в условиях формирования и развития рыночного механизма хозяйствования должен составлять не менее 4—6 % к обороту.

Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение структуры розничного товарооборота ведет к повышению или к снижению уровня рентабельности продаж торговой организации. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рентабельности продаж торговой организации проявляется через уровень валового дохода и уровень издержек обращения.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определять рентабельность хозяйственных ресурсов (активов) как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих (оборотных) активов (совокупного капитала). Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах организации или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля совокупного (общего) капитала. В зарубежной практике менеджмента его называют уровнем рентабельности совокупного капитала (всех активов). При исчислении рентабельности совокупного капитала в расчет следует включать все производственные основные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные средства. Фактическую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

Сумма прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов (изменения объема розничного товарооборота, уровней валового дохода, издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, сумм прибыли или убытков от реализации основных средств и от другой операционной деятельности, от внереализационных доходов, расходов и потерь), влияние которых на уровень рентабельности совокупного капитала можно определить способом долевого участия. Для этого необходимо найти долю влияния каждого фактора в сумме отклонения от плана или в динамике по балансовой прибыли и полученные результаты последовательно умножить на размер влияния прибыли на уровень рентабельности совокупного капитала.

Мировая практика стандартной оценки текущей (основной), операционной и внереализационной деятельности организаций предлагает использовать систему взаимосвязанных показателей рентабельности (прибыльности), каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяются для оценки выполнения плана и динамики показателей рентабельности (прибыльности) финансово-хозяйственной и другой деятельности организации; другие — при проведении сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и по хозрасчетным подразделениям), по организациям-аналогам и организациям-конкурентам. С этой целью разработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рентабельности продаж, совокупного и функционирующего капитала предлагается также отдельно изучать рентабельность внеоборотных активов, оборотных средств, основных производственных фондов, всех затрат живого и овеществленного труда (издержек обращения), расхода средств на оплату труда, собственного капитала (прибыль к источникам собственных средств), перманентного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства), заемного капитала, экономического потенциала (прибыль к среднегодовым остаткам внеоборотных и оборотных активов и расходу средств на содержание персонала организации) и др. Также определяют и анализируют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м2 торговой или всей площади магазина. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовом доходе и издержках обращения. Главным показателем прибыльности многие экономисты считают рентабельность экономического потенциала. Показатели рентабельности (прибыльности) следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволит проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей (основной), операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.

В первой главе можно  сделать следующие выводы.

Главная цель торговой организации в современных условиях - получение максимального дохода. Поиски резервов для увеличения доходов организации составляют основную задачу руководства.

Валовой доход представляет собой часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов и образования прибыли. Валовой доход торговой организации представляет собой разность между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Прибыль – главный показатель оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

Основным источником формирования доходов и прибыли  торговых организаций являются реализованные  торговые надбавки,

Цель анализа доходов и прибыли - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.

 

 

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ БЫХОВСКОЕ  РАЙПО

 

2.1 Экономическая характеристика  деятельности Быховское РАЙПО 

 

Быховское районное потребительское  общество - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, а так же вторичного сырья, оказание услуг,  внешнеэкономическую деятельность.

Организация зарегистрирована решением Могилевского исполнительного комитета № 25-15, от 30.09.1999г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700031339. Устав райпо утвержден постановлением Правления Могилевского облпотребсоюза от 29.10.2007 г. № 21-6.

Быховское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Могилевский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Председателем правления  райпо  с 9 ноября 2010 года является Сергей Александрович Дмитрачков.

На 1.01.2011 г. потребительская кооперация Быховского района объединяет 6040 пайщика  и обслуживает 192 населенных пункта, где проживает 34,9 тыс. чел.,  в том  числе сельского населения – 17,9 тыс. чел., городского – 17,0 тыс. чел.   Степень охвата денежных доходов обслуживаемого населения за 2010 год составляет  33,5 %.

Торговую деятельность в районе осуществляют потребительская кооперация (Быховское  райпо), 2 предприятия  имеют фирменные магазины. В районе зарегистрировано более 390 предпринимателей.

По состоянию на 01.01.2011 г. в состав Быховского потребительского общества входит  учрежденное им частного унитарного предприятия «Промторг».

Основная часть материально-технической  базы и отраслей деятельности сосредоточена  на балансе непосредственно Быховского райпо (Правление райпо).

Быховское райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта  роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. Быховское  райпо посредством  предприятий  торговли, автомагазинов, предприятий общественного питания осуществляет торговую деятельность в г. Быхове и 15 сельских советах  или 187 населенных пунктах.  На долю потребительской кооперации в 2010 г. приходилось 50,5 % розничного товарооборота,  98  % товарооборота общественного питания района. Всего численность населения обслуживаемого райпо составляет около 34,9 тыс. человек.

С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно  связана  заготовительная отрасль  потребительской кооперации, которая  служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социально-экономическую функцию, как доведение сырья от производителей до перерабатывающих предприятий  и поставки на экспорт, способствует росту денежных доходов населения.

Существенный вклад вносит Быховское  райпо в реализацию Государственной  программы возрождения и развития села на 2011-2015 гг. в части организации  торгового обслуживания населения  агрогородков. В рамках программы  в 2005-2010 гг. районным потребительским обществом отработаны 2  агрогорода в районе.(д.Дуброва, д.Поляниновичи)

В соответствии с уставом  основной целью деятельности Быховского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.

Основными задачами деятельности Быховского райпо являются:

- организация розничной торговли, общественного питания;

- закупка у граждан и юридических  лиц сельскохозяйственной продукции  и сырья,  вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

- оказание платных услуг населению;

- организация рынков для торговли  товарами;

- осуществление внешнеэкономической  деятельности.

Информация о работе Доходы от реализации товаров и прибыль торговых организаций, их комплексный анализ и резервы увеличения (по материалам Быховского РАЙПО)