Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методик анализа доходов от реализации и прибыли торговых организаций, а также поиск резервов их увеличения. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность Быховское РАЙПО за 2009-2011 годы. Предметом исследования являются методики анализа доходов от реализации и прибыли. Для достижения поставленных цели реализованы следующие задачи: – исследована сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь; – рассмотрены методики анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации; – дана экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО; – проведен анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО;
Введение…………………………………………………………………
1 Экономическая сущность, роль доходов и прибыли торговой организации, тенденции их развития …………………..…………….
1.1 Сущность экономических категорий «прибыль торговли» и «доход», их взаимосвязь …………………………………………….
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров и прибыли торговой организации ……………………..…………………………
2 Экономический анализ доходов и прибыли Быховское РАЙПО …
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО ………………………………………………………………….
2.2 Анализ образования и использования доходов Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
2.3 Анализ прибыли и рентабельности Быховское РАЙПО. Основные факторы, влияющие на них.………………………………
3 Резервы и пути увеличения доходов и прибыли в Быховское РАЙПО ……………………………………………………………….
3.1 Пути и резервы роста доходов и прибыли ………………………
3.2 Прогноз экономических границ деятельности Быховское РАЙПО …………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………
Анализ прибыли за год дополняется ее изучением по полугодиям, кварталам и месяцам.
Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торговой организации. Особое внимание уделяют изучению работы торговых подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ результатов работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт лучших хозрасчетных подразделений по финансово-хозяйственной деятельности. Глубокое изучение результатов хозяйствования второй группы подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста доходов и прибыли.
В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности во многом зависит от прибыльности их работы, возможности накапливать финансовые ресурсы, обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями и хозяйственными организациями. В связи с этим значительно возрастает значимость исследования прибыльности (рентабельности) субъектов хозяйствования. Комплексный анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности предприятий и использования вложенного в них капитала, определять финансовую устойчивость, разрабатывать оптимальные стратегические и тактические управленческие решения.
Показатели рентабельности отражают соотношения прибыли организации и факторов, которые являются предпосылками ее возникновения. Важное значение при этом имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить относительную величину прибыльности субъекта предпринимательской деятельности.
В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности, что определяет актуальность и проблемность их изучения.
Рентабельность может определяться на основе различных показателей прибыли в зависимости от целей экономического анализа. Так, для расчета уровней рентабельности организаций может использоваться прибыль от реализации товаров, продукции (работ, услуг), то есть финансовый результат от основной деятельности; прибыль (убыток) от других видов деятельности (операционной и внереализационной); прибыль отчетного периода; чистая прибыль.
Изучение рентабельности, как и других показателей хозяйственной деятельности организации, желательно проводить за длительный период времени, предпочтительно с момента начала его функционирования. Такой анализ позволяет изучить прибыльность субъекта предпринимательской деятельности по совокупности лет, оценить динамику его финансово-хозяйственного развития, определить перспективы экономического и социального роста. В результате глубина анализа рентабельности значительно увеличивается.
На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговых организаций обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж и считают одним из основных показателей оценки эффективности функционирования торговых предприятий. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок [7, с. 234].
Экономисты стран СНГ считают, что минимальный уровень рентабельности продаж в розничной торговле в условиях формирования и развития рыночного механизма хозяйствования должен составлять не менее 4—6 % к обороту.
Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение структуры розничного товарооборота ведет к повышению или к снижению уровня рентабельности продаж торговой организации. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рентабельности продаж торговой организации проявляется через уровень валового дохода и уровень издержек обращения.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определять рентабельность хозяйственных ресурсов (активов) как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих (оборотных) активов (совокупного капитала). Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах организации или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля совокупного (общего) капитала. В зарубежной практике менеджмента его называют уровнем рентабельности совокупного капитала (всех активов). При исчислении рентабельности совокупного капитала в расчет следует включать все производственные основные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные средства. Фактическую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.
Сумма прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов (изменения объема розничного товарооборота, уровней валового дохода, издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, сумм прибыли или убытков от реализации основных средств и от другой операционной деятельности, от внереализационных доходов, расходов и потерь), влияние которых на уровень рентабельности совокупного капитала можно определить способом долевого участия. Для этого необходимо найти долю влияния каждого фактора в сумме отклонения от плана или в динамике по балансовой прибыли и полученные результаты последовательно умножить на размер влияния прибыли на уровень рентабельности совокупного капитала.
Мировая практика стандартной оценки текущей (основной), операционной и внереализационной деятельности организаций предлагает использовать систему взаимосвязанных показателей рентабельности (прибыльности), каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяются для оценки выполнения плана и динамики показателей рентабельности (прибыльности) финансово-хозяйственной и другой деятельности организации; другие — при проведении сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и по хозрасчетным подразделениям), по организациям-аналогам и организациям-конкурентам. С этой целью разработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рентабельности продаж, совокупного и функционирующего капитала предлагается также отдельно изучать рентабельность внеоборотных активов, оборотных средств, основных производственных фондов, всех затрат живого и овеществленного труда (издержек обращения), расхода средств на оплату труда, собственного капитала (прибыль к источникам собственных средств), перманентного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства), заемного капитала, экономического потенциала (прибыль к среднегодовым остаткам внеоборотных и оборотных активов и расходу средств на содержание персонала организации) и др. Также определяют и анализируют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м2 торговой или всей площади магазина. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовом доходе и издержках обращения. Главным показателем прибыльности многие экономисты считают рентабельность экономического потенциала. Показатели рентабельности (прибыльности) следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволит проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей (основной), операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.
В первой главе можно сделать следующие выводы.
Главная цель торговой организации в современных условиях - получение максимального дохода. Поиски резервов для увеличения доходов организации составляют основную задачу руководства.
Валовой доход представляет собой часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов и образования прибыли. Валовой доход торговой организации представляет собой разность между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Прибыль – главный показатель оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.
Основным источником формирования доходов и прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки,
Цель анализа доходов и прибыли - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ БЫХОВСКОЕ РАЙПО
2.1 Экономическая характеристика деятельности Быховское РАЙПО
Быховское районное потребительское общество - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, а так же вторичного сырья, оказание услуг, внешнеэкономическую деятельность.
Организация зарегистрирована решением Могилевского исполнительного комитета № 25-15, от 30.09.1999г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700031339. Устав райпо утвержден постановлением Правления Могилевского облпотребсоюза от 29.10.2007 г. № 21-6.
Быховское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Могилевский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Председателем правления райпо с 9 ноября 2010 года является Сергей Александрович Дмитрачков.
На 1.01.2011 г. потребительская кооперация Быховского района объединяет 6040 пайщика и обслуживает 192 населенных пункта, где проживает 34,9 тыс. чел., в том числе сельского населения – 17,9 тыс. чел., городского – 17,0 тыс. чел. Степень охвата денежных доходов обслуживаемого населения за 2010 год составляет 33,5 %.
Торговую деятельность в районе осуществляют потребительская кооперация (Быховское райпо), 2 предприятия имеют фирменные магазины. В районе зарегистрировано более 390 предпринимателей.
По состоянию на 01.01.2011 г. в состав Быховского потребительского общества входит учрежденное им частного унитарного предприятия «Промторг».
Основная часть материально-
Быховское райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. Быховское райпо посредством предприятий торговли, автомагазинов, предприятий общественного питания осуществляет торговую деятельность в г. Быхове и 15 сельских советах или 187 населенных пунктах. На долю потребительской кооперации в 2010 г. приходилось 50,5 % розничного товарооборота, 98 % товарооборота общественного питания района. Всего численность населения обслуживаемого райпо составляет около 34,9 тыс. человек.
С организацией торгового обслуживания
сельского населения
Существенный вклад вносит Быховское
райпо в реализацию Государственной
программы возрождения и
В соответствии с уставом основной целью деятельности Быховского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.
Основными задачами деятельности Быховского райпо являются:
- организация розничной
- закупка у граждан и
- оказание платных услуг
- организация рынков для
- осуществление