Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Выступление по дипломной работе
Подлесских В. Е.
Краткое представление теоретической части диплома
Проблему нехватки и эффективного распределения источников финансирования оборотных активов предприятия, а также максимально эффективного использования оборотных средств, безусловно можно назвать одними из доминирующих, наряду с другими проблемами управления финансами на предприятиях.
Оборотные средства производственных и торговых предприятий могут составлять до 80% актива. Поэтому управление элементами оборотных средств и комплексное управление текущими (краткосрочными) активами и пассивами может оказывать решающее значение на финансовый результат деятельности и финансовое состояние компании. При этом принятие решений по управлению оборотными активами и пассивами всегда осуществляется в координатах риск-доходность. Политика содержания значительного объема оборотных средств и такой их структура, при которой отдается предпочтение ликвидным активам, прямо положительно влияет на ликвидность и платежеспособность предприятия. Однако отрицательно влияет на уровень доходности активов, так как предполагает отвлечение из оборота крупных средств в запасы и денежные средства. Аналогично с дебиторской задолженностью, если доверять только платежеспособным клиентам. <REM>. Вопрос выбора между запасами готовой продукции при предоплате и ликвидной ДЗ при отсрочках платежа. При этом риск и доходность и там и там примерно одинаковы. </REM>. Если пытаться минимизировать величину запасов, могут возникнуть проблемы с бесперебойностью производственного цикла, а содержание излишних запасов отвлекает средства из оборота и снижает доходность. Следовательно, работой финансового менеджера в этом направлении будет выбор приемлемой величины компонентов оборотного капитала, которые бы максимально соответствовали политике и стратегии фирмы.
В работе рассмотрены финансовые аспекты управления всеми элементами оборотных средств, представлены модели управления запасами, ДЗ и денежными средствами. Рассмотрена теория комплексного управления текущими активами и текущими пассивами и приведены доводы о целесообразности выбора той или иной политики управления.
Тезисы
Таким образом, можно выделить три основных тезиса, характеризующих актуальность и раскрывающих проблематику изучаемого аспекта финансового механизма функционирования фирмы.
Во-первых, неверное сочетание и выбор неоптимальных объемов компонентов оборотных средств может привести к значительному, необоснованному риску потери ликвидности или потере дохода.
Во-вторых, неправильное сочетание потребности в основном и оборотном капитале (а также постоянной и варьирующейся его части) со сроками источников финансирования (долгосрочный заемный и собственный капитал, и краткосрочные заемные средства) может привести к проблемам с поставками и погашением задолженности перед поставщиками. Гораздо сложнее планировать и учитывать все предстоящие платежи, если постоянные активы финансировать краткосрочными пассивами, и очень просто попасть в критическую ситуации при даже незначительных изменениях конъюнктуры рынка.
В-третьих, стремление к увеличению доходности путем сокращения величины оборотных активов и ускорения оборачиваемости активов, неминуемо приведет к увеличению риска потери ликвидности и платежеспособности.
Указанные теоретические положения я попытался применить к фактически действующим торговым предприятиям.
Описание предприятий
В состав розничного звена Компании Бонтон1 входят ООО «Сократ», ООО «Виллис» и ООО «Продэкс», являющиеся формально самостоятельными юридическими лицами. Фактически же они входят в четко выстроенную структуру Компании Бонтон (далее Компания) и имеют строго очерченную сферу деятельности. В работе представлен анализ каждого предприятия отдельно и совокупности «Сократ – Виллис – Продэкс» (СВП) в целом.
Предприятия образовались последовательно, начиная с 1998 года, по мере расширения и наращивания объемов сбыта в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью. Потребность разделения предприятий связана с экономией на налогах, так как в этом случае к предприятиям применяется упрощенная система налогообложения. Их появление связано с началом работы оптовой компании, входящей в состав Компании Бонтон и являющейся эксклюзивным представителем ПЛВЗ «Петровский» на рынке сбыта алкогольной продукции. Занимаются предприятия розничной торговлей продуктами для питания, и в отдельную категорию выделена торговля алкогольной продукцией на внутреннем потребительском рынке города Петрозаводска. Предприятия являются коммерческими, и поэтому основой целью их деятельности является извлечение прибыли.
Предприятиям «Сократ», «Виллис» и «Продэкс» принадлежат магазины розничной торговли, охватывающие практически все центральные районы города. Совокупный оборот всех трех предприятий составляет примерно 100 млн. рублей в год. При этом существует выраженный сезонный характер продажи некоторых групп товаров, объективно обусловленный как временем года, так и днем недели. Об этом свидетельствует неравномерное распределение выручки от реализации по отчетным периодам.
Базовой продукцией, реализуемой СВП, является алкогольная продукция, поставляемая оптовым центром, входящим в состав Компании. Оптовая цена на такую продукцию устанавливается исходя из общей стратегии Компании, что позволяет СВП регулировать величину издержек и цены на реализуемую продукцию. Основными поставщиками продукции, идущей на реализацию, являются крупные предприятия пищевой промышленности Республики Карелия (такие как ОАО «Петрозаводский Хлебозавод», ООО фирма «Торговый Дом Ярмарка», ЗАО «Эссойла», ЗАО «ХолодСлавмо» и др.) и предприятия оптовой торговли Северо-Западного региона Российской Федерации. Покупателями являются жители и гости города Петрозаводска.
В рамках внутренней организационной структуры Компании механизм выстраивания отношений является нерыночным. Каждое отдельное розничное предприятие не несет риска по вопросам поставок базовой алкогольной продукции, практически отсутствует риск технической неплатежеспособности (оформленные на какое-либо отдельное предприятие кредиты могут использоваться другими), нет внутрифирменной (внутрикорпоративной) конкуренции, свободы выбора (в широком смысле слова) и свободы ценообразования – все подчинены единой стратегии. Стратегия маркетинга и борьбы с конкурентами является исключительной прерогативой высшего звена управления. У предприятий не возникает вопросов каким образом распределять прибыль, когда и куда расширяться и где брать мощные инвестиции. Такая организационная структура позволяет эффективно координировать деятельность каждого предприятия, входящего в состав Компании, и добиваться максимизации прибыли в долгосрочном периоде в рамках всей Компании. Следует однако отметить, что значительным упущением является отсутствие выделенного центра финансового анализа и подготовки информации для принятия руководством управленческих решений, что препятствует эффективному управлению финансами.
Конкурентами Компании Бонтон являются все остальные предприятия, занимающиеся розничной торговлей в городе Петрозаводске. В связи с тем, что название «Бонтон» уже можно назвать «брендом», основным конкурентом Компании является фирма «Лотос», также имеющая крупную сеть магазинов в Петрозаводске, в том числе работающих круглосуточно.
Согласно общей стратегии развития и конкурентной борьбы, руководство Компании намеревается провести маркетинговое исследование в области потребительского спроса на рынке продуктов для питания и алкогольной продукции. По его завершении можно будет определить целевые группы потребителей и четко сформулировать ценовую и ассортиментную политику, что позволит успешно развиваться и бороться с конкурентами в жестких условиях рынка.
Допущения при исследовании и организация анализа
Для того, чтобы четко отразить картину происходящих на предприятии процессов, дать характеристику качества управления оборотными средствами, необходимо предварительно провести анализ финансового состояния предприятий. Очевидно, что если на предприятии существуют глубокие структурные проблемы, угрожающие его финансовому состоянию, не имеет смысла проводить качественный анализ эффективности политики управления оборотными средствами. Если предприятие финансово устойчиво, можно заняться управлением оборотными средствами с целью повышения эффективности деятельности, иначе необходимо искать пути выхода из сложившегося состояния.
Для полного объективного анализа необходимо учесть некоторые особенности, характерные для данных предприятий.
Во-первых, внутри структуры СВП существует взаимная задолженность, которая выражена кредиторской и дебиторской задолженностью предприятий друг другу. Ее необходимо убрать при рассмотрении совокупности предприятий в целом. Привлекаемые каждым предприятием кредиты и займы могут распределяться внутри СВП.
Во-вторых, все трое имеют значительные остатки на сч. 76, отмеченные как «Инвестиции», по сути являющиеся безвозвратными (долгосрочными)2, однако отраженны они в балансе по строке дебиторская задолженность до 12 мес. Следовательно, как минимум, их надо перенести в дебиторскую задолженность сроком свыше 12 мес., а желательно постепенно списать на убыток (безнадежная дебиторская задолженность). Это позволило бы расчистить баланс от нереальных активов и улучшить финансовое состояние предприятия.
В-третьих, значительная доля используемых СВП основных фондов находится в собственности предприятия, не входящего в состав СВП, но входящего в структуру Компании, а платой за использование фондов являются арендные платежи. Значит, баланс СВП не загружен зданиями и сооружениями, не нужны дополнительные собственные3 средства для их формирования и содержания – «львиную» долю в активе составляет оборотный капитал. К тому же арендная плата вполне может соответствовать амортизации арендуемого имущества, а это дополнительный источник экономии на затратах.
В-четвертых, в связи с тем, что величина основных средств неестественно мала, а собственный капитал составляет до 60% пассивы, предприятиям нет необходимости прибегать к долгосрочным займам. Следовательно, основной задачей управления финансами является управление оборотным капиталом.
Помимо этого необходимо учитывать, что предприятия являются торговыми, и поэтому все их оборотные средства находятся на стадии обращении. Запасы практически полностью представлены товарами для перепродажи, которые являются более ликвидными, чем прочие товарно-материальные ценности. Краткосрочная дебиторская задолженность незначительна, и представлена в основном расчетами по предварительной оплате продукции.
Положения анализа
Целесообразно построить анализ следующим образом:
анализ финансового состояния каждого отдельного предприятия, входящего в состав СВП в динамике;
комплексный анализ структуры СВП, тоже в динамике, позволяющий описать звено в целом, исключив факторы внутреннего распределения кредитных ресурсов и некоторых финансовых издержек;
и в заключении выявляется влияние каждого предприятия на сложившуюся ситуацию в СВП.
Комплексный анализ включает в себя горизонтальный (динамика) и вертикальный (структура) анализ статей баланса, рассмотрение четырех групп показателей финансового состояния: рентабельность и доходность, платежеспособность и ликвидность, деловая активность и показатели структуры капитала субъекта анализа. Выводы необходимо делать по каждой группе показателей отдельно и в их комплексе. Необходимо также учесть изменения в динамике.
Выводы и рекомендации
В результате проведенного анализа удалось выявить слабые стороны, определить показатели, представляющие угрозу финансовой стабильности и устойчивости, а также факторы, негативно влияющие на финансовый результат деятельности организаций.
Основной проблемой, с которой сталкиваются предприятия, является наличие значительной просроченной задолженности, отрицательно виляющей как на финансовое состояние организаций, так и на финансовый результат их основной деятельности. Из оборота отвлечено около 60% активов (17 130 тысяч рублей просроченной дебиторской задолженности из 33 500 тысяч рублей актива, Приложение 4.1), не приносящих абсолютно никакого дохода и при этом отрицательно влияющих на платежеспособность и ликвидность. В результате тормозится рост и развитие предприятий. Наблюдается падение скорости оборота и доходности активов, отвлечение средств во внеоборотные активы.
В самом неустойчивом состоянии находится ООО «Сократ», принявшее на себя значительную долю «омертвленных» активов. Выходит на максимальный уровень активности ООО «Виллис», и в ближайшем будущем ему потребуются дополнительные вложения капитальных и оборотных средств. Самое молодое предприятие - ООО «Продэкс» – только выходит на нормальный уровень работы, накапливает запас финансовой прочности и оптимизирует финансовый и операционный циклы.
Таким образом, в рамках структуры «Сократ – Виллис – Продэкс», происходит перераспределение финансовых ресурсов, однако оно не позволяет удерживать на приемлемом уровне доходность, деловую активность, ликвидность и платежеспособность.
Деятельность, которой занимаются предприятия, требует значительного внимания, как в области финансового обеспечения, так и в области маркетинговой политики. Руководство же только начинает обращать внимание на финансовые аспекты управления. Пока нет четкой финансовой и маркетинговой политики, хотя уже в ближайшее время планируется разрабатывать подобные программы стратегического управления.
В связи с этим, можно рекомендовать предприятиям всесторонне изучить аспекты оптимизации операционного и финансового циклов, четко определиться с применяемыми способами расчетов, спрогнозировать рост реализации и составить соответствующий бизнес-план расширения деятельности с акцентированием внимания на привлечение необходимых инвестиций и изыскание дополнительных средств для увеличения оборота. Важно также выработать четкую политику управления оборотными средствами и способами их финансирования, избегая неприемлемых соотношений активов и пассивов по срокам и объемам.
Основными выводами проведенного анализа являются общетеоретические и практические решения: