Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Петрозаводский государственный университет
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономической теории и менеджмента
Курсовая работа по микроэкономике
Тема: Российский потребитель: поведение в условиях высокой инфляции.
Выполнила: студентка гр.82202
Мацеева П.А.
Проверил: научный руководи-
тель Резанов В.В.
ПЕТРОЗАВОДСК, 1999
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Основные положения теории потребительского поведения. 4
1.1. Кардиналистский (количественный) подход к анализу потребительского поведения. 4
1.2. Ординалистский (порядковый) подход к анализу потребительского поведения. 6
1.2.1. Основные аксиомы ординалистского подхода к анализу потребительского поведения. Кривые безразличия. 6
1.2.2. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. 7
1.2.3. Изменение цен и дохода. Кривые Энгеля. 8
1.2.4. Эффект замены и эффект дохода. 9
1.3. Потребитель: рациональность выбора. 10
ГЛАВА 2. Современная инфляция и ее особенности в России. 11
2.1. Инфляция, ее определение и измерение. 11
2.2. Типология инфляции, ее последствия. 12
2.3. Особенности инфляции в переходной экономике. 15
ГЛАВА 3. Поведение российского потребителя в условиях высокой инфляции. 19
3.1. Потребитель: рынки товаров и услуг. 19
3.2. Потребитель: сбережения, накопления, ценные бумаги. 22
3.3. Потребитель: рынок труда. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 30
Список используемой литературы. 31
ВВЕДЕНИЕ.
Микроэкономика - это часть экономической науки, изучающая процессы принятия решений отдельными экономическими субъектами. Экономический субъектом является участник экономических отношений, который в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и реализовывать собственный экономический интерес, обладая при этом возможностью влиять на условия и результаты производства.
Одним из экономических субъектов, которые изучает микроэкономика, является потребитель, его поведение на рынках товаров, услуг и факторов производства. Это обусловлено тем, что именно поведение потребителей во многом будет определять положение и развитие какой-либо фирмы на рынке.
Любой фирме при установлении цены на свою продукцию необходимо знать, что "при прочих равных условиях" спрос на блага в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Одним из важнейших показателей спроса является его эластичность, т.е. мера реакции потребителей на изменение цены товара, доходов самого потребителя и других факторов. Измерение эластичности спроса позволяет правильно выбрать стратегию фирмы на рынке. Коэффициенты эластичности спроса создают для фирмы возможность прогнозировать изменение объемов продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора, также коэффициенты эластичности спроса должны учитываться государством про налогооблажении. Но успех каждой фирмы определяется еще и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать те или иные покупки. Эти вопросы подробно изучаются теорией потребительского поведения и спроса. Согласно этой теории покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных товаров, чтобы максимизировать полезность от их потребления. Но полезность понятие субъективное: то, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезным для другого. Однако даже если выбранный продукт является полезным для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя. Такими ограничителями являются цена и доход. Анализ потребительского поведения на основе бюджетных линий и кривых безразличия позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.
Но теория потребительского поведения рассматривает поступки рационального потребителя на идеальном рынке, на рынке, где цена на товары формируется лишь под воздействием лишь спроса и предложения, без вмешательства государства, где действует принцип "при прочих равных условиях", где нет неопределенностей. В реальном же мире такая ситуация невозможна: человек не всегда действует рационально, в окружающей среде множество факторов, которые оказавают значительное влияние на поведение потребителя. К таким факторам относится и инфляция, а в особенности высокая инфляция, которая наблюдается в нашей стране в первой половине 90-х годов. Поэтому, довольно интересно и актуально проследить, как изменилось поведение российских потребителей под воздействием инфляции в ходе проведения экономических реформ. Именно это я и попытаюсь сделать в данной работе, главной целью которой является выяснение влияния инфляции на потребителя и его поведение.
ГЛАВА 1. Основные положения теории потребительского поведения.
Спрос - это то количество данного блага, которое потребители хотят и имеют возможность купить в данном месте, в данный момент времени и по данной цене. Рыночный спрос складывается из совокупности индивидуальных. Но для того, чтобы эффективно распределить свои средства между разнообразными потребностями, потребитель должен уметь каким-либо образом сравнивать товарные наборы. В качестве основы сравнения в конце 19 в. экономисты приняли полезность. Термин полезность был введен английским философом И.Бентамом. Согласно Бентаму "максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствие или счастье".1 Так была создана теория потребительского поведения, основанная на гипотезе о сопоставимости самых разнообразных благ. Известны 2 основных подхода к анализу потребительского поведения и спроса - количественный и порядковый.
1.1. Кардиналистский (количественный) подход к анализу потребительского поведения.
Основные представители этого подхода: Герман Генри Госсен, Карл Менгер, Эйген Бем-Баверк, Леон Вальрас.
Основная идея количественного подхода заключается в том, что существует возможность измерения полезности различных благ, т.е. предполагается, что потребитель способен сказать, сколько именно полезности он извлекает из единицы продукции. Количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют индивидуальный субъективный характер, так как основываются на вкусах и предпочтениях потребителя. Один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой для другого. Основной инструмент для анализа поведения потребителя в рамках количественного подхода - теория предельной полезности.
Благо каждого вида имеет для потребителя общую полезность, под которой подразумевается сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц данного блага.
TU=åUi
I=1
TU - общая полезность
Ui - полезность i-той единицы блага
n- количество единиц данного вида блага
В количественном подходе предполагается, что потребитель - это вполне разумный человек, который стремится так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность.
Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной, или маржинальной, полезность.
n+1 n
MU=åUi-åUi
В количественной теории предполагается, что чем больше в товарном наборе количество определенного продукта, тем полезнее набор, но в то же время увеличение потребления данного товара при фиксированных количествах остальных увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину.
Следовательно, при потреблении каждой дополнительной единицы ее предельная полезность снижается. Принцип убывающей предельной полезности часто называют 1-ым законом Госсена. Этот закон содержит два положения: первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом; второе констатирует, снижение полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
Между общей и предельной полезностью существует взаимосвязь: если при некотором объеме потребления данного товара его общая полезность достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.
Какой же именно набор товаров и услуг потребитель приобретет, чтобы получить наибольшую сумму полезности или удовлетворения? Потребитель заинтересован в таком распределении денежного дохода, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы ему одинаковую предельную полезность, т.е. каждый приобретенный товар должен приносить потребителю одинаковую полезность пропорционально цене. В этом случае он получает максимум удовлетворения. Данное утверждение является вторым законом Госсена, при помощи формул его можно выразить следующим образом:
MUx MUy
-------- = --------- = l (*)
Px Py
MUx - предельная полезность товара Х,
MUy - предельная полезность товара Y,
Px и Py - цены соответственно товаров X и Y,
l - предельная полезность денег.
Предположим обратное: X и Y реально покупаются потребителем, но MUx/Px>MUy/Py (MUx=40 ютилов в расчете на 1 кг, Px=2 рубля за 1 кг, MUy =20 ютилов, Py=4 рубля за 1 кг). В результате, очевидно, что покупатель при этом не достигнет максимума удовлетворения. Он может снизить потребление товара Y на 1 кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за счет сэкономленных 4 рублей он может купить дополнительно 2 кг товара X и получить дополнительно около 80 ютилов. Чистый выигрыш составит приблизительно 60 ютилов. С сокращение потребления товара Y его предельная полезность возрастает. Поэтому разность между MUx/Px и MUy/Py будет сокращаться. Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого покупаемого товара не станет одинаковым.
С помощью количественного подхода может быть также выведен закон спроса. Допустим, что цена на покупаемый товар X возрастет, в результате 1-ое отношение в равенстве (*) уменьшится. Чтобы восстановить данное равенство и максимизировать общую полезность, покупатель начнет сокращать потребление товара Х. Аналогичным образом будут поступать и другие покупатели, т.о. с повышением цены товара объем спроса на него снизится.
Но количественного подхода есть существенный недостаток, дело в том, что и сам человек количественно не может измерить полезность блага для себя, да и не существует никакого прибора для измерения полезности.
1.2. Ординалистский (порядковый) подход к анализу потребительского поведения.
Основные представители этого подхода: Френсис Эджворт, Вильфредо Парето, Ирвинг Фишер, Джон Хикс.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса качественно отличается от количественного, так как не требует от потребителя количественного измерения полезности товаров. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности, анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия не требует от потребителя уточнения, на сколько больше (или меньше) удовлетворения он получит.
1.2.1. Основные аксиомы ординалистского подхода к анализу потребительского поведения. Кривые безразличия.
Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:
При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Кривые безразличия воплощают в себе субъективную информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем различным товарным наборам. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как возможно, получим карту безразличия.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
Наличие множества равнозначных для потребителя сочетаний количеств 2-х благ говорит о том, что эти блага для него в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения (MRS). Предельная норма замещения блага Y благом Х показывает на сколько можно снизить потребление блага Y, при увеличении потребления блага Х на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.
DY
MRSxy= - --
ΔX U=const
Предельная норма замещения может принимать различные значения, в том числе и такие:
Зная предельную норму замещения одного товара другим, можно определить, как изменится объем потребления одного блага при изменении его цены или цены другого блага.
1.2.2. Бюджетная линия. Оптимум потребителя.