Финансовые ресурсы коммерческого банка, их формирование, использование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение состава и структуры ресурсной базы, проблем её формирования и разработка некоторых рекомендаций по их решению.
При выполнении дипломной работы ставились следующие задачи:
1. изучить точки зрения экономистов по вопросу сущности пассивных операций, ресурсов банка;
2. проанализировать состав и структуру собственного капитала банка;
3. исследовать депозитные и недепозитные ресурсы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1.Экономическая характеристика пассивных операций и ресурсов банка………9
1.1. Сущность финансовых ресурсов банка и их классификация………..……..9
1.2. Пассивные операции и формирование финансовых ресурсов коммерческих банков………………………………………………………………18
2. Анализ финансовых ресурсов коммерческого банка………………………..24
2.1. Анализ собственного капитала банка………………………………………24
2.2. Анализ привлеченных ресурсов коммерческого банка…………………...43
2.2.1. Депозитные ресурсы ………………………………………………………..43
2.2.2. Недепозитные привлеченные ресурсы……………………………………..57
3. Управление финансовыми ресурсами коммерческих банков и вопросы его совершенствования…………………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………….80
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

В современном банке  Управление ресурсов должно стать тем  подразделением, которое определяет все движения средств за пределы банка. Оно обеспечивает привлечение и распределение средств в банке для извлечения максимальной доходности банковских операций. Поэтому ему принадлежит основная роль в осуществлении ресурсной политики, т.к. почти все операции банка связаны с движением ресурсов. Стоит отметить, что некоторые операции совершаются в течение  одного-двух дней, например дилинговые и арбитражные, а некоторые в течение нескольких месяцев или лет, например, кредитные и лизинговые. Проведение банком этих операций должно осуществляться в привязке к имеющемуся депозитному портфелю. Банк не должен стремиться “прыгнуть выше головы”, т.е. выдать кредитов больше, чем может позволить состояние его кредитных ресурсов. Естественно, он может часть ресурсов постоянно перекупать на межбанковском рынке, но это грозит потерей текущей ликвидности в налоговые дни.

Роль Управления ресурсов в банке не ограничивается функциями  привлечения ресурсов. Именно от него должны исходить предложения по наиболее эффективному их размещению по различным  направлениям. В результате управление ресурсами как функция в банке   может осуществляться в двух направлениях. Одно из направлений первичное, когда суммы и лимиты распределения ресурсов по портфелям определяются по представлению Управления ресурсов с учетом возможностей привлечения и расчета  последствий их размещения, а другое - вторичное, при котором Управление ресурсов занимается “латанием дыр”, т.е. приобретает ресурсы для поддержки текущего состояния портфелей. При этом возможностей для дополнительных арбитражных и дилинговых операций практически не остается, маржа по привлеченным и размещенным ресурсам не имеет четкого планового характера, а определяется прежде всего текущей ценой ресурсов на межбанковском рынке. История развития банковского бизнеса показала, что банки с небольшими остатками на текущих счетах клиентов и преобладанием в ресурсной базе срочных депозитов юридических лиц, строившие свою кредитную политику в расчете на сохранение срочной депозитной базы, проиграли. Депозиторы так и не перешли на расчетно-кассовое обслуживание, а банки – держатели текущего счета в конце концов смогли предложить приемлемые условия обслуживания счетов и предотвратить подобную раздачу собственных кредитных ресурсов.

Первостепенной задачей  при управлении ресурсами является определение степени оттока ресурсов в активы, не приносящие доход.  Банк должен стремиться к привлечению бесплатных ресурсов, особенно остатков на текущих счетах клиентов, с целью получения максимального объема прибыли и наращивания уставного и других фондов. При этом необходимо помнить, что большой удельный вес платных ресурсов в ресурсной базе для банка является негативным фактом не только сам по себе, но и как причина потери оборотных средств за счет непокрытой доходами выплаты процентов по привлеченным средствам. Поэтому целесообразно наибольшее внимание уделять привлечению на  обслуживание клиентов со значительными переходящими остатками на текущих счетах. Впрочем, это задача не только и не столько Управления ресурсов, сколько всех служб банка, так как не последнюю роль в этом играет имидж банка, и увеличение остатков на счетах клиентов - это заслуга всех сотрудников.

В условиях обостряющейся  конкурентной борьбы и нарастания инфляции важным направлением политики банков должна стать ориентация банков на массового клиента, ибо с позиции банковского риска, кредитно-расчетное обслуживание ста мелких предприятий более выгодно, чем десять крупных. Привлечение временно свободных средств малого бизнеса позволит улучшить качество кредитных ресурсов, как за счет отмеченного  роста, так и диверсификации депозитного портфеля. При этом следует производить анализ и оценку реальных возможностей к аккумуляции средств предприятий, с одной стороны, и потребностей в денежных средствах этого же предприятия, с другой. Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность. Эффективность использования и ликвидность средств предприятий непосредственно отражается на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие  показатели как: ликвидность баланса, рентабельность и др. Клиента надо заинтересовать в хранении его ресурсов на депозитных счетах. Причем этот интерес заключается не только в процентах, получаемых по вкладам, но и разнообразии последних, а также в отличном обслуживании.

В настоящее время  коммерческие банки для привлечения  клиентов (вкладчиков) открывают различные  разновидности вкладов (льготный, социальный, пенсионный, премиальный, новогодний, спортивный и др.), которые рассчитаны  на различные категории вкладчиков. Однако виды вкладов требуют дальнейшей диверсификации. Так, в мировой банковской практике получил распространение депозит на срок обслуживания, открывающийся клиенту при оформлении им расчетного счета. Этот депозит имеет черты, свойственные различным видам вкладов, и в тоже время свои специфические особенности. К примеру, сумма вклада четко определена и фиксирована банком. Депозит носит обязательный характер, так как сумму депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета или в течение согласованного с банком срока (от 1 до 3 месяцев), в противном случае банк вправе прекратить обслуживание клиента. Этот депозит можно отнести к условным депозитам, ибо изъятие средств с него возможно лишь в случае закрытия клиентом расчетного счета. Он считается бессрочным, что позволяет банку использовать его в качестве долгосрочного кредитного ресурса. Депозит характеризует низкая доходность и полное отсутствие начисления процентов по аналогии со счетами до востребования.

Банки могут придавать  этому депозиту характер залогового, т.е. предусматривать право самого вкладчика на получение кредита  в сумме депозита без дополнительного обеспечения, так как вклад выступает в этом случае гарантией возврата ссуды. Таким образом, за счет депозита на срок обслуживания коммерческие банки получают стабильный, дешевый кредитный ресурс, позволяющий им формировать высокую прибыль. Однако с позиций клиента депозит носит «принудительный» характер, так как отвлечение средств из оборота на неопределенно длительный срок не приносит ему прямого дохода. В условиях конкурентной борьбы за клиентуру такой депозит становится позволительным лишь для тех банков, которые имеют возможность одновременно предложить клиенту удобные и льготные условия расчетно-кассового обслуживания или набор иных услуг, компенсирующих прямо или косвенно указанные выше потери. В противном случае банк может потерять не только будущих, но и уже существующих клиентов.

Определенный интерес  представляют договоры, предусматривающие  кредитование клиента на основе накопления денежных средств на депозитном счете. Согласно договору банк принимает на себя обязательство предоставить клиенту кредит при условии накопления и хранения последним в течение определенного срока некоторой суммы денежных средств. Формирование средств на депозитном счете может происходить либо по возможностям клиента и в удобное для него время, либо на основании плана накоплений, т.е. регулярных, согласованных с банком размерах и периодичности внесения взносов. Чем меньше разрыв между средствами на депозитном счете и величиной полученного кредита, тем меньше процент по ссуде, так как снижается риск банка в своевременном погашении кредита и достигается экономия кредитных ресурсов. Сумма накопленного депозита и проценты по нему могут быть зачтены в погашение ссуды и уплату процентов за кредит.

Анализируемым банком медленно осваивается такой сегмент рынка  кредитных ресурсов, как привлечение средств населения. Видимо следует рассмотреть возможность внедрения новых вкладов населения, предоставляющих дополнительные удобства и повышающих ликвидность депонируемых средств. Так, в мировой банковской практике имеются сберегательные счета, с которых банк автоматически переводит деньги на текущий счет клиента, если там образуется овердрафт, т.е. остаток на счете падает ниже оговоренного уровня. Есть также сберегательные счета с так называемыми предуведомленными платежами: клиент может поручить банку периодически, в строго обусловленные сроки списывать со счета суммы в уплату страховых взносов, платежей за аренду квартиры, взносов по потребительскому кредиту и переводить эти суммы получателям.

Проанализировав ресурсную  базу банка, можно сделать вывод о неплохой перспективе развития банка на сегодняшний день. Вместе с тем для достижения и в дальнейшем хороших показателей, банку необходимо обеспечить количественное и качественное соответствие между размером и сроком имеющихся в банке ресурсов, направлениями и сроками активных  кредитных операций.

При разработке депозитной политики следует учитывать все  затраты, которые понесет банк. Привлечение  заемных средств с точки зрения финансовых результатов деятельности банка  выгодно и рационально только в том случае, если цена этих средств, выраженная процентной ставкой, меньше текущего значения нормы прибыли. Нарушение этого важного правила обычно приводит к увеличению затрат на покрытие долгов за счет собственных средств, ухудшает финансовые результаты деятельности банка со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями [31, с.24-30].

Банку следует приложить  усилия по перестройке депозитной политики с краткосрочной на более длительную основу. Важным условием работы для  осуществления этого должны стать: выработка привлекательных для клиентов условий приема депозитов, открытость этой информации для потенциальных вкладчиков, высокий уровень культуры обслуживания. Все это играет немаловажную роль в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлеченные ресурсы. 

Основной стратегической целью  деятельности банка в области  обеспечения ресурсами  должна стать  политика  наращивания ресурсной  базы  при условии  поддержания  ликвидности  и обеспечения  рентабельности. А это возможно осуществить за счет следующих факторов:

- расширение числа клиентов банка;

  • увеличение средств на счетах клиентов;
    • рост организационной сети банка;

- объединение средств  клиентов банка по целевому назначению.

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы формирования ресурсной базы коммерческими банками Беларуси особенно актуальны в настоящее время. В условиях сужения экстенсивных путей формирования собственного капитала и привлеченных ресурсов, особую важность приобретает оптимизация их состава и структуры, разработка стратегии управления пассивными операциями, которые образуют ресурсную базу  коммерческого банка.

В результате исследования механизма создания собственного капитала и привлеченных средств коммерческим банком можно сделать следующие  выводы и предложения.

В составе ресурсной  базы на долю собственного капитала приходится от 29,5% до 37,9%. Собственный капитал  сформирован за счет уставного, резервного и других фондов из прибыли (до 85,5%), что характеризует эффективную  деятельность банка.

Рост привлеченных ресурсов за анализируемый период составил 24053,3 млн. рублей и их удельный вес к концу анализируемого периода достиг 70,5%. Основное внимание при формировании ресурсов обращается на привлечение средств от юридических и физических лиц, на долю которых приходится от 51,6% до 64,7%, и средств других банков от 21,1% до 32,4%

При привлечении ресурсов от юридических лиц предпочтение отдается коммерческим организациям, на долю которых приходится от 84,9 до 92,3%. За анализируемый период значительно  увеличились срочные депозиты юридических лиц, как в абсолютном размере (на 5257,1 млн. руб.), так и по удельному весу (на 16,6 процентных пункта), хотя средства привлеченные в режиме «до востребования» являются преобладающими (от 80,4% до 97,0%). Депозиты «до востребования» представлены остатками на текущих счетах (от 66,7% до 82,1%) и счетах специального режима (от 12,0% до 13,5%).

Анализируемым банком медленно осваивается такой сегмент рынка  ресурсов, как привлечение средств  от физических лиц, на долю которых приходится от 7,9% до 8,7%. Депозиты населения, привлеченные на срок, недепозитные привлеченные ресурсы представлены в основном кредитами, купленными у уполномоченных банков Республики Беларусь (от 6,7% до 21,2%) и у иностранных банков (от 44,5% до 50,0%). Из других не депозитных инструментов банк использует только банковские векселя, удельный вес которых к концу анализируемого периода составил 8,7% от всех привлеченных ресурсов.

На основании вышеизложенного  можно рекомендовать банку перестроить  банковскую политику в направлении:

- расширения контингента привлечения средств юридических лиц за счет индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций;

- акцентирования внимания на привлечение средств от физических лиц;

- внедрения таких инструментов как депозитные и сберегательные сертификаты;

- перестройки с краткосрочной основы на более длительный период;

- освоения новых видов депозитных счетов для  клиентов, широко применяемых в мировой банковской практике: депозитов на срок обслуживания, срочных депозитов с разрешением проведения платежей с этих счетов (нау-счета);

- улучшения качества обслуживания населения путем изменения времени работы с ними, оказания различных дополнительных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Банковский кодекс Республики Беларусь N 441-3 от 25 октября 2000года;

2. Финансово-кредитный словарь. М. Финансы и статистика, 1984г.-т1;

3. Организация деятельности коммерческих банков. Под общ. ред. Г.И. Кравцовой.- Мн. БГЭУ. 2002;

4. Банковские операции. Учебное пособие под ред. О.И. Лаврушина. М., ИНФО-М. 1996;

5. Банки и банковские операции в России. Букато В.И; Львов Ю.И., -М. 1996;

6. Усокин В.М. Современный коммерческий банк. -М. Все для Вас. 1993;

7. Пути повышения стабильности банковской системы N 9/2000г, Н. Алексеева, В. Осипов;

8. Румас С. Концептуальные основы и главные тенденции формирования ресурсной базы коммерческих банков // Банковский вестник.- 2000, №17;

9. А.В. Курочкин. Критерии оптимальности структуры источников ресурсной базы коммерческого банка // Финансы и кредит.- 2000, N 9

10. Современный финансово-кредитный словарь. О.А. Андресюк, Л.М. Бадалов, И.П. Баранников и др. под общ. ред. М.Т. Лапусты, П.С. Никольского. ИНФРО,-М. 1999;

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческого банка, их формирование, использование в современных условиях