Формирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - выявление проблем формирования и использования прибыли в коммерческой фирме и поиск путей ее улучшения.
Объектом исследования является компания ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис". Предмет исследования - финансовые результаты деятельности компании.
Информационной базой для анализа финансовых результатов работы ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" являются отчетные данные предприятия за период 1998- 2000 гг.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

       Современная западная экономическая литература уделяет внимание прежде всего вопросам оценки величины прибыли и способы  ее максимизации, не вникая глубоко  в сущность данного показателя. Происхождение прибыли объясняется как результат реализации товаров, как доход от факторов производства. В настоящее время достаточно широко распространена так называемая теория риска, основанная на положении о том, что владелец капитала постоянно рискует его потерять. Отсюда прибыль рассматривается как вознаграждение предпринимателей за принятие на себя коммерческого риска, за техническое и технологическое нововведения и усовершенствование. П. Самуэльсон утверждает, что "те лица, которые взваливают риск на свои плечи, должны получать за это в сумме положительную величину премии за риск, или прибыль". Более того, ряд западных экономистов рассматривают прибыль как этическую категорию.

       Важным  положением, признаваемым экономистами-рыночниками, является то, что прибыль и убыток находятся в постоянном соседстве, и размер прибыли, во многом, зависит от возможности предприятия устоять и победить в конкурентной борьбе. Тем самым признается ограниченность совокупной массы прибыли, и возможность получения прибыли одними предприятиями приводит к разорению других.

       Таким образом, прибыль – это всегда некий излишек, получаемый одними участниками  рыночных отношений от других участников и за их счет.

Она может  быть получена лишь в том случае, если товар продан, то есть получены деньги от покупателя.

В условиях рыночной экономики вся человеческая жизнь  – борьба за обладанием ресурсами, совокупный размер которых ограничен. Законы рынка, и прежде всего, данного  рынка построены именно на этом рычаге влияния. Одни члены увеличивают свой ресурс за счет других членов, одни государства увеличивают свой ресурс за счет других государств.

Поэтому прибыль  в рыночной экономической системе  характеризует присуще именно этой системе отношения между созданными этими людьми предприятиями по поводу присвоения созданных природой жизненных ресурсов. Еще А. Смит в своей книге "Богатство народов" писал, что каждый индивидуум, стремясь извлечь из производства продукт наибольшей стоимости, преследует только свою собственную цель, заботится о собственной выгоде.

       Проблема  формирования прибыли сводится к  проблеме перераспределения первоначально  созданного избытка продукта на каждой стадии его движения. Перераспределение  прибыли осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали.

По вертикали  прибыль как избыточный продукт перераспределяется между различными отраслями экономики. Чем больше доля той или иной отрасли, тем более она привлекательна для вложения средств в нее, поскольку каждому хочется получить больший кусок от перераспределяемого продукта (большую прибыль).

По горизонтали  перераспределение имеет место  между предпринимателями одной  отрасли. Поскольку в одном сегменте рынка работают большое количество предприятий, то получение большей  доли прибыли приводит к обострению конкурентной борьбы между этими предприятиями, стремлению к монополизации сегмента рынка (чтобы не делиться с другими).

       С рассматриваемой точки зрения прибыль  предприятия – это та доля созданного природой продукта в денежном или  натуральном выражении, которую  предприятию удалось получить, работая на определенном сегменте рынка в течение определенного периода времени.

Поскольку рынок  можно сегментировать по-разному, предприятия  часто работают на различных сегментах  рынка диверсифицируя свою деятельность.

Торговля  как отрасль возникла в процессе углубления общественного разделения труда. Поэтому торговые предприятия по своей сути практически ни чем не отличаются от предприятий других отраслей экономики. Отличие заключается лишь в виде деятельности. Торговые предприятия – это предприятия, созданные группами людей с целью получения прибыли на определенном сегменте рынка. Сегодня мы видим, что в нашей стране количество совокупного ресурса резко снизилось, и многие производственные предприятия отказались от услуг торговых предприятий, взяв на себя деятельность по продаже произведенной продукции даже конечным потребителям (розничная продажа).

       Именно  поэтому мы и рассматриваем бизнес как управление безличными финансовыми  потоками.

Внешне торговая прибыль как результат хозяйственной  деятельности представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами торговой организации. Основой формирования прибыли в торговле являются доходы от торговой деятельности, представляющие собой разницу между выручкой торговой организации от продажи товара и суммой денег, заплаченной производителям товара. Внешняя форма дохода от торговой деятельности может меняться. Например, ранее основной формой дохода была торговая скидка, которая устанавливалась в процентах к розничной цене товара, а теперь источником дохода стали, в основном, торговые надбавки, которые устанавливаются в процентах к закупочной (оптовой) цене. Наряду с торговой надбавкой или скидкой, формой извлечения доходов от торговой деятельности может быть комиссионное вознаграждение и т. д.

       Доход от торговой деятельности, кроме образования  прибыли торгового предприятия, предназначен также для покрытия издержек обращения и, в частности, для возмещения расходов на оплату труда, а также для возмещения различных отчислений и расходов, не включая в издержки обращения. Полученная от торговой деятельности прибыль используется по различным направлениям. Порядок использования прибыли, ее назначение зависит от формы хозяйствования и определяется собственниками предприятий (фирм) на основе действующего законодательства.

1.2. Виды прибыли

Важным вопросом является оценка величины полученной прибыли. Собственники предприятия  должны знать: сколько им удалось  получить созданного природой дополнительного  продукта за счет других участников рынка? Особенный интерес для собственников предприятия представляет та часть полученной прибыли, которую они получили для удовлетворения собственных потребностей. Всегда есть соблазн сравнить результаты своей коммерческой деятельности с результатами других предприятий. Есть и иные причины, заставляющие предприятия по-разному подходить к оценке полученной прибыли. Отсюда появляется множественность показателей прибыли.

Различают бухгалтерскую  и экономическую прибыль.

       Экономическая прибыль – это общая выручка (валовой доход) за минусом суммы явных и не явных издержек. Иначе говоря, экономическая прибыль – это остаток от общего дохода после вычета всех (совокупных) издержек, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной.

       Бухгалтерской прибылью называют разность между полученной выручкой (валовым доходом) и явными (бухгалтерскими) издержками. Она не учитывает не явные издержки производства и обращения. Следовательно, бухгалтерская  прибыль отличается от экономической по величине неявных, скрытых издержек.

       С показателем экономической прибыли  непосредственно связан показатель нормальной прибыли. Нормальная прибыль  – это сумма денежных средств, которые получил бы собственник  данного предприятия, вложив свой капитал в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль – это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности. Если в результате своей работы предприятие приносит прибыль меньше нормальной, то заниматься данным видом деятельности не целесообразно, так как деньги, вложенные в предприятие можно просто положить в банк и, ничего ни делая, получить большую сумму прибыли. Таким образом, нормальная прибыль – это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя и сохранения его заинтересованности в данном направлении деятельности.

       Бухгалтерская прибыль иначе называется балансовой или валовой.

       Валовая прибыль представляет собой сумму  прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного  имущества предприятия и доходов  от внереализованных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям. Иначе говоря, валовая прибыль – это общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате осуществления коммерческой деятельности и внереализационных операций. Данный показатель прибыли называют также прибылью отчетного периода.

       Поскольку не вся валовая прибыль может облагаться налогом на прибыль, выделяют прибыль, облагаемую налогом, и прибыль налогом не облагаемую.

       Прибыль, облагаемая налогом, представляет собой  валовую прибыль предприятия, уменьшенную (увеличенную) в соответствии с положениями  предусмотренными законодательством РФ.

Прибыль, не облагаемая налогом – часть валовой  прибыли предприятия, с которой  налог на прибыль не взимается.

В практике коммерческой деятельности различают и другие виды прибыли. Среди них можно  выделить:

  • Операционную прибыль, то есть прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг;
  • Прибыль от обычной деятельности;
  • Прибыль, получаемая от внереализационных операций;
  • Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
  • Прибыль от основной деятельности;
  • Прибыль к распределению;
  • Прибыль, причитающаяся акционерам;
  • Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
  • Нераспределенная прибыль;
  • Консолидированная прибыль;
  • Номинальная прибыль;
  • Реальная прибыль;
  • Недополученная прибыль и т. д.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется федеральным законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и покупной стоимостью товаров и издержками обращения, приходящимися на проданные товары.

Прибыль от основной деятельности представляет собой часть  валовой прибыли, полученной от деятельности, объем которой занимает ведущее  место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации.

Прибыль от обычной  деятельности включает в себя, кроме прибыли от реализации, часть внереализованной прибыли.

К внереализованной прибыли, входящей в состав прибыли  от обычной деятельности, относится  разность между процентами, полученными  и процентами уплаченными, доходы от участия в других организациях и разность между прочими операционными доходами и расходами. Прибыль от обычной деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. При определении последнего показателя для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленной Правительством Российской Федерации.

       Прибыль от прочих внереализационных операций формируется как разность между  прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. В прочие внереализационные доходы включается кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы и убыток как безнадежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке в результате инвентаризации. В состав внереализационных расходов включаются суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; долги не реальные для взыскания; присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению причиненных убытков; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году и т. п.

Прибыль к  распределению (чистая прибыль) это  часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли