Формирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - выявление проблем формирования и использования прибыли в коммерческой фирме и поиск путей ее улучшения.
Объектом исследования является компания ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис". Предмет исследования - финансовые результаты деятельности компании.
Информационной базой для анализа финансовых результатов работы ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" являются отчетные данные предприятия за период 1998- 2000 гг.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, - это  часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия.

Нераспределенная  прибыль, - это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.

Консолидированная прибыль – это прибыль, полученная  с учетом финансовых результатов, зависимых от дочерних предприятий, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях с материнским предприятием.

Номинальная прибыль – это сумма, фактически полученной прибыли в действующих  ценах, не учитывающая размер инфляции.

Реальная  прибыль – это номинальная  прибыль, скорректированная на уровень  инфляции. Она позволяет оценить  покупательскую способность полученной предприятием номинальной прибыли.

Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую могло бы получить торговое предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов или в случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т. д.

       В коммерческой практике могут применяться  и иные показатели прибыли предприятия, название и экономическое содержание которых определяется самим предприятием, исходя из взглядов на способы оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли от реализации тех или иных товаров и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся между собой показатели прибыли.

       Поскольку оценка прибыли имеет достаточно большое значение для всех участников рыночных отношений, то многие страны стремятся к их унифицированию. Например, в Европейской Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:

  • Валовая прибыль или убыток. Валовая прибыль – это оборот без учета прочих операционных доходов за вычетом производственной себестоимости, то есть затрат без учета коммерческих или административно-управленческих расходов;
  • Прибыль или убыток от основной деятельности после налогообложения;
  • Прибыль или убыток на финансовый год.

       Сумма прибыли характеризует достигнутый  результат, то есть эффект. Однако по сумме  прибыли трудно оценить экономическую  эффективность торговой деятельности, сопоставить показатели уровня коммерческой деятельности предприятий. Показатели прибыли имеют и другие недостатки. Во-первых, показатель прибыли не годится для соизмерения "выгодности" альтернативных активов, вариантов, вложений с различными сроками и т. д. Это объясняется тем, что он практически не отражает капиталоемкость коммерческой деятельности, не учитывает временных характеристик потоков расходов и доходов. Во-вторых, прибыль, исчисленная за короткий период времени, не может служить для обоснованных выводов об эффективности коммерческой деятельности. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономической системы, величина прибыли может меняться в значительных пределах. Это не позволяет рассчитать ожидаемую величину показателя с разумной степенью точности. Наоборот, если фиксировать прибыль как накопительную сумму, с начала квартала или года, она не позволит зафиксировать изменений в бизнесе. Как следствие этих недостатков, показатели прибыли практически невозможно использовать для эффективного управления капиталом, поскольку он не сопоставим с основными экономическими индикаторами (инфляцией, уровнем цен, ставками кредитов), он слишком «заинтересован» в одностороннем повышении цен, что неминуемо вызывает проблемы сбыта и снижение конкурентоспособности.

С целью компенсации  некоторых из названных недостатков используется показатель приведенной прибыли или чистого приведенного дохода. Чистый приведенный доход – разность между суммой доходов и расходов, приведенных к одному моменту времени по ставке сравнения.

       Учитывая  достаточно большое количество недостатков показателя прибыли для оценки эффективности деятельности результат составляется с затратами и примененными ресурсами.

1.3. Рентабельность как  показатель, характеризующий  прибыльность коммерческой  деятельности предприятия

Для оценки эффективности  работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективно-экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Рентабельность  – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия  за определенный период.В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:

1. прибыль;

2. отношение  полезного результата торговой  деятельности в виде прибыли  к стоимости совокупных затрат  на ее получение;

3. сопоставление  результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;

4. интегральный  показатель, обобщающий показатели  эффективности.

       В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т. п.

       Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового  положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.

       Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия  появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.

Кредиторов  и заемщиков денежных средств  уровень рентабельности и его  изменение интересует с точки  зрения реальности получения процентов  по обязательствам, снижения риска  невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

В мировой  практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, его текущего положения, для  сравнительного анализа привлекательности  различных сфер бизнеса.

Система коэффициентов  рентабельности объединяет несколько классов:

1. прибыли;

2. рассчитываемые  для оценки отдачи производственных  активов;

3. рассчитываемые  на основе потоков наличных  денежных средств;

       Первых  две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета о  прибылях и убытках. Сюда входят следующие  коэффициенты:

  • Прибыль на продажу;
  • Коэффициент текущих расходов;
  • Коэффициент стоимости проданных товаров;
  • Прибыль на инвестируемый капитал;
  • Прибыль на собственный капитал;
  • Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных);
  • Коэффициент эффективности прибыли.

       Методика  расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой, чистой и прибыли от реализации.

       1. Рентабельность товарооборота определяется:

       Рр = П/Т 100,  (1.1)

где П –  балансовая, чистая прибыль и прибыль  от реализации торгового предприятия;

       Т – объем розничного товарооборота (продаж). 

       Ро = П / ОТС 100,   (1.2)

где П –  балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;

       ОТС – оптовый товарооборот, руб.

Рентабельность  продаж показывает, какая прибыль  получена в расчете на 1 рубль  оборота, сколько процентов занимает прибыль в товарообороте. Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.

       Поскольку рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры  товарооборота торгового предприятия необходимо рассчитывать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров. Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:

       ИР = (ТН – ИИО) / ТН * 100,  (1.3)

       где ИР – индивидуальная рентабельность;

       ТН  – норма торговой надбавки;

       ИИО – издержкоемкость товара.

Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая  первичная информация, необходимая  для подобных расчетов. Однако, в  последствии он может стать основой  для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.

       2. Коэффициент текущих издержек  позволяет определить эффективность  произведенных расходов и их  окупаемость. Для этого расчета  применяется следующая формула:

       Рио = П / ИО, (1.4)

где ИО –  сумма текущих расходов.

Данный коэффициент  характеризует величину прибыли  на 1 рубль текущих затрат. Чем  выше эта величина, тем выше эффективность  деятельности торгового предприятия.

Однако показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность лишь текущих издержек и не показывает как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.

       3. Рентабельность совокупных затрат  определяется как отношение балансовой  (чистой) прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, содержания работника:

       Рф = (БП (ЧП)) / (ОФ + ОС+ ФОТ) * 100, (1.5)

Данный коэффициент  показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

Уровень рентабельности производственных фондов зависит от изменения фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности товарооборота. Их взаимосвязь может быть представлена следующим образом:

       Рф = БП * ((1 / Фоф) + (1 / Оос)),  (1.6)

       где Фоф – коэффициент фондоотдачи;

       Оос – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

С целью углубленного анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогии и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и др.

       Торговое  предприятие для организации  торгового процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих  издержек. Поэтому для предприятия  становится важным определение эффективности  использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового работника и прибылью к среднедневной численности в расчете на один рубль затрат, связанных с их содержанием.

       4. В странах с развитой экономикой  в качестве показателя рентабельности  выступает норма прибыли на  вложенный капитал. Его иногда  называют коэффициентом прибыли  на активы. Он отвечает на вопрос, насколько работает предприятие,  какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты не рассчитывались.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли