Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:11, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявление проблем формирования и использования прибыли в коммерческой фирме и поиск путей ее улучшения.
Объектом исследования является компания ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис". Предмет исследования - финансовые результаты деятельности компании.
Информационной базой для анализа финансовых результатов работы ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" являются отчетные данные предприятия за период 1998- 2000 гг.
Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам.
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, - это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия.
Нераспределенная прибыль, - это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.
Консолидированная прибыль – это прибыль, полученная с учетом финансовых результатов, зависимых от дочерних предприятий, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях с материнским предприятием.
Номинальная прибыль – это сумма, фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она позволяет оценить покупательскую способность полученной предприятием номинальной прибыли.
Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую могло бы получить торговое предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов или в случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т. д.
В коммерческой практике могут применяться и иные показатели прибыли предприятия, название и экономическое содержание которых определяется самим предприятием, исходя из взглядов на способы оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли от реализации тех или иных товаров и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся между собой показатели прибыли.
Поскольку оценка прибыли имеет достаточно большое значение для всех участников рыночных отношений, то многие страны стремятся к их унифицированию. Например, в Европейской Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:
Сумма
прибыли характеризует
С целью компенсации некоторых из названных недостатков используется показатель приведенной прибыли или чистого приведенного дохода. Чистый приведенный доход – разность между суммой доходов и расходов, приведенных к одному моменту времени по ставке сравнения.
Учитывая достаточно большое количество недостатков показателя прибыли для оценки эффективности деятельности результат составляется с затратами и примененными ресурсами.
1.3. Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность коммерческой деятельности предприятия
Для оценки эффективности работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективно-экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период.В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:
1. прибыль;
2. отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3. сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
4. интегральный показатель, обобщающий показатели эффективности.
В
любом определении
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
В мировой
практике достаточно широко используется
система показателей
Система коэффициентов рентабельности объединяет несколько классов:
1. прибыли;
2. рассчитываемые
для оценки отдачи
3. рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств;
Первых две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты:
Методика расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой, чистой и прибыли от реализации.
1. Рентабельность товарооборота определяется:
Рр = П/Т 100, (1.1)
где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации торгового предприятия;
Т
– объем розничного товарооборота
(продаж).
Ро = П / ОТС 100, (1.2)
где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;
ОТС – оптовый товарооборот, руб.
Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 рубль оборота, сколько процентов занимает прибыль в товарообороте. Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Поскольку
рентабельность продаж в значительной
степени зависит от структуры
товарооборота торгового
ИР = (ТН – ИИО) / ТН * 100, (1.3)
где ИР – индивидуальная рентабельность;
ТН – норма торговой надбавки;
ИИО – издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной
рентабельности на практике не производится,
так как отсутствует
2.
Коэффициент текущих издержек
позволяет определить
Рио = П / ИО, (1.4)
где ИО – сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.
Однако показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность лишь текущих издержек и не показывает как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.
3.
Рентабельность совокупных
Рф = (БП (ЧП)) / (ОФ + ОС+ ФОТ) * 100, (1.5)
Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
Уровень рентабельности производственных фондов зависит от изменения фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности товарооборота. Их взаимосвязь может быть представлена следующим образом:
Рф = БП * ((1 / Фоф) + (1 / Оос)), (1.6)
где Фоф – коэффициент фондоотдачи;
Оос – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
С целью углубленного анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогии и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и др.
Торговое предприятие для организации торгового процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового работника и прибылью к среднедневной численности в расчете на один рубль затрат, связанных с их содержанием.
4.
В странах с развитой