Глобализация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса глобализации, определение предпосылок его возникновения, его сущности, выделение положительных и отрицательных явлений и их влияния на развитие мировой и национальных экономик.

Содержание работы

Введение-
• 1.Сущность и последствия глобализации для различных стран.__
• 1.1.Различные подходы трактовки понятия «Глобализация».__
• 1.2.Плюсы и минусы процесса «Глобализации».__
• 2.Глобализация и Россия.__
• 2.1.Россия в глобализирующемся мире.__
• 2.2.Что нужно предпринять России для того чтобы занять достоинство в глобализирующемся мире.__
-Заключение.__
-Список использованной литературы.__

Файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 139.61 Кб (Скачать файл)

Трудно не видеть, что  сложившаяся ситуация порождает  общественную нестабильность, чревата  социальными потрясениями, способствует идеализации советского прошлого, вызывает в определенных слоях ностальгию по сталинизму, по «железной руке»  и порядку, основанному на силе и  произволе.

В целом Россия оказалась  в нелегкой ситуации: угроза законсервироваться в роли сырьевого придатка экономически передовых стран, скатиться на обочину  современного мирового прогресса стала  весьма реальной, В акцентировании на такого рода прогнозах как со стороны отечественных, так и зарубежных экспертов, особенно в обвальные 90-ые годы, недостатка не было. Многие считали, что Россия неудержимо сползает в ряды стран «третьего мира»; высказывались даже мнения, будто траектория ее динамики ведет непосредственно в «четвертый мир», охватывающий наиболее отсталые государства планеты, с мнением которых не принято считаться при решении международных проблем.

Однако и тогда высказывались  более оптимистические предположения. Так известный американский историк  Р. Пайпс сравнивал Россию с тяжело, но не безнадежно больным человеком. Снижение мирового престижа России некоторые политики склонны были непосредственно связывать с переходным состоянием общества; они заявляли, что рано или поздно страна вновь обретет статус великой державы; вопрос в том, когда и какой именно державой - демократической или авторитарной предстанет Россия в будущем. По мнению целого ряда экспертов, было бы нереалистично при разработке долгосрочных и даже в какой-то мере среднесрочных проектов, касающихся различных сторон международных отношений, исходить из нынешней слабости России.

У России действительно еще  имеется мощный ресурсный, интеллектуальный, научный потенциал; ее географическое положение как своеобразного  моста между Европой и Азией  при адекватном стратегическом курсе  может приносить существенные политэкономические дивиденды. Страна обладает хотя и устаревающей, но все еще значительной индустриальной базой и что особенно важно - имеет  целый ряд в основе своей вполне конкурентоспособных высокотехнологических  анклавов, которые при правильной организации дела и необходимых  инвестиционных вливаниях, могли бы занять гораздо более существенное место в современных мирохозяйственных  связях. Среди них - отрасли космической  техники, авиастроения, радиоэлектроники, тем более что открытия в этой области лауреата Нобелевской премии Ж.Алферова имеют основополагающее, фундаментальное значение мирового масштаба. Страна могла бы занять значительно более сильные позиции на рынке разнообразной интеллектуальной продукции, увеличивая продажу лицензий на оригинальные «know-how, предлагая программы информационного обеспечения, при том, что возможности науки в данной сфере существенно превышают возможности нашей экономики, Значительные резервы таятся в расширении и модернизации инфраструктуры туристского бизнеса - отрасли, становящейся все более характерной сферой деятельности для эпохи глобализации, энергичная реализация этих потенций могла бы выдвинуть Россию в категорию наиболее преуспевающих стран в области туризма и приносить весьма существенные доходы.

Но в целом, для того чтобы Россия в современную эпоху  приобрела статус высокоразвитой державы, занимающей достойные мирохозяйственные  позиции, необходима комплексная модернизация всей экономической системы, что  невозможно без широкого притока  инвестиций как отечественных, так  и зарубежных. Благоприятный инвестиционный климат предполагает устойчивую социальную стабильность, дебюрократизацию и повышение эффективности управленческого аппарата, успешную борьбу с коррупцией и криминалитетом, проведение судебно-правовой реформы, направленной на обеспечение безопасности граждан и их собственности, упорядочение финансовой сферы и пр. В качестве исходной предпосылки должны выступать ликвидация бедственного положения науки, без чего невозможно развитие современной инновационной экономики, К этому процессу имеет непосредственное отношение и модернизация системы образования, начиная со школьного обучения. Формирование современной хозяйственной системы предполагает поощрение мелкого и среднего бизнеса наряду с развитием мощных промышленно-финансовых групп, притом, что деятельность естественных монополий должна в определенной мере контролироваться государством с целью перераспределения в пользу общества значительной части природной ренты, В целом обеспечение гибкого, динамичного и эффективного сочетания рыночного механизма с его способностью к само наладке и правильно построенного государственного регулирования является необходимым условием успешного функционирования современной экономики.

Хотя происходящие в России кризисные процессы нельзя, по нашему мнению, в целом отнести к так  называемому созидательному разрушению, поскольку социально-экономическая  цена ресрормирования явилась непомерно высокой и методы его проведения не могут быть однозначно названы позитивными, тем не менее, в стране были заложены основы рыночной системы с существованием различных форм собственности и некоторыми элементами постиндустриальной инфраструктуры. Без подобных предпосылок активное интегрирование России в мировое рыночное пространство было бы просто невозможно, причем речь идет не только о рынке товаров, но и о рынках труда, капитала, инсрормации, валюты. Не вызывает удивления, что вхождение ослабленной, охваченной кризисом России в международные рынки труда и капитала обернулось, по крайней мере на начальной стадии, такими болезненными для страны явлениями как бегство капитала, «утечка мозгов», обременительные проценты по кредитам и займам.

Но в целом начавшийся переход России на рельсы рыночной экономики явился принципиально  важным событием не только для нашей  страны, но и для всего мирового хозяйства. Отношения России с зарубежными  партнерами теперь выстраиваются на совершенно иных основах, чем в советские  времена. Место государственной  монополии на внешнеэкономическую  деятельность, которая в значительной степени исходила из политико-идеологических приоритетов, заняли самостоятельные  действия различных экономических  агентов, преследующие коммерческие цели и интересы и регулируемые рыночными  нормами, что, естественно, расширило  экономическую базу процесса глобализации.

Вхождение страны в качестве активного рыночного игрока в  уже сложившуюся и при этом исключительно динамичную конкурентную мирохозяйственную среду - дело весьма непростое. Необходимо иметь адекватное представление о сложных механизмах функционирования глобализирующего рынка, усвоить диктуемые им правила игры, овладеть современными формами и инструментами интегрирования в него, иметь ясное представление о путях обеспечения конкурентоспособности своей продукции и делать максимум возможного для реализации этой цели. Завоевание соответствующих ниш в мировом рыночном пространстве требует сочетания оперативности и взвешенности в принятии решений, способности к диалогу и компромиссу, гибкости и в то же время жесткости в отстаивании своих интересов. Естественно, что в подобных условиях необходима высокая квалификация экономического менеджмента, соответствующего современным требованиям, владеющего ситуацией, способного принимать эффективные решения с учетом состояния дел на всех уровнях экономической деятельности - от филиалов фирмы до национального хозяйства и мирового рынка.

Несмотря на агрессивную  анти рыночную среду, которая господствовала в стране на протяжении более полувека, многие российские бизнесмены, войдя  в мировой рынок в постперестроечный  период, продемонстрировали незаурядную  смекалку, недюжие адаптационные способности, быструю обучаемость. К сожалению, большинство крупных предпринимателей, связанных, прежде всего с естественными монополиями, используя явные просчеты в российском законодательстве, не имеют необходимых обязательств перед обществом, и общественная полезность от их доходов является совершенно недостаточной. В то же время нельзя не отдать должного низшему звену внешнеторговой иерархии - вездесущим «челнокам», людям, проявившим здоровое экономическое чутье и предприимчивость. Оказавшись в большинстве своем безработными, они не опустили руки, а, сменив характер деятельности, отважно бросились в пучину неизвестного - налаживать контакты с зарубежными производителями и оптовиками, и в значительной мере благодаря их усилиям был весьма быстро насыщен сравнительно дешевыми товарами рынок потребительских благ. Это, безусловно, свидетельствует о немалом предпринимательском ресурсе, которым обладают массы россиян, притом, что ныне им приходится постоянно преодолевать различные препоны, связанные с негативными действиями чиновников.

Как уже отмечалось, успешное вхождение в мировое рыночное пространство зависит не только от самого бизнеса, но и от государства В этой связи перед ним, прежде всего, стоят задачи, связанные с содействием модернизации страны, наращиванием конкурентоспособности ее хозяйства, с неуклонным проведением политического курса, направленного на обретение Россией равных возможностей во внешнеэкономической деятельности, на предоставление ей недискриминационного торгово-экономического режима и защиту ее национальной, в том числе и экономической безопасности.

Становление России как активного  участника современного мирохозяйственного процесса, естественно предполагает ее вхождение в авторитетные международные  экономические организации, в первую очередь - в ВТО, умелое использование  предоставляемых в этой связи  выгод на мировом рынке в сочетании  с отстаиванием своих национальных интересов, учитывающих специфику  исторического контекста страны, особенности ее современного социально-экономического положения и перспективы ее дальнейшего  развития.

Прочное интегрирование России в мировое сообщество делает необходимым  включение ее в единое правовое пространство, что предполагает, в том числе  и преодоление традиционного  для населения правового нигилизма  и отношения к свободе как  к воле, не имеющей ни внешних, ни внутренних ограничителей.

В условиях беспрецедентно динамичного современного мира, где  существуют различные социально-экономические  модели с их национальным своеобразием, в обстановке усиливающейся глобализации было бы нецелесообразно ориентировать  страну на догоняющий тип развития. Активное стимулирование и оперативное использование отечественного научно-технического ресурса, привлечение передовых зарубежных «know-how» сделало бы возможным не проходить последовательно все более или менее традиционные стадии технологического и социально-экономического развития; при этом целесообразно учитывать и так называемые преимущества отставания, позволяющие минимизировать негативные явления, с которыми сталкивались на различных этапах своей истории страны экономического авангарда, и быть готовыми к возможным вызовам.

Резко изменившаяся конфигурация мира, наступившая с окончанием «холодной  войны», потребовала от российской внешней политики пересмотра ее ориентиров и принципов. Естественно, на первых порах далеко не все в этой области  было сделано без издержек и просчетов. Подход к внешнеполитическим приоритетам  отличался определенной односторонностью. Почти от генетического антиамериканизма был сделан крен к америкоцентризму. Конечно, значимость нормализации отношений с мощной супердержавой трудно переоценить, однако, слишком большая концентрация на взаимосвязях с США как бы отдавала дань стереотипам и комплексам эпохи «соревнования двух систем», когда Россия привыкла соизмерять себя с Соединенными Штатами, и не учитывала в должной мере в дальнейшем, что они хотя и являются ведущим, но все же не единственным полюсом мировой политики. Однако, затем, с середины 90-ых, произошел определенный откат в российско-американских отношениях, которые лишь в последние годы стали выравниваться в направлении делового стратегического партнерства, не исключающего наличия разногласий по важным международным проблемам.

В постперестроечный период Россия недостаточно эффективно и целеустремленно  развивала отношения со своими ближайшими соседями - прежде всего с государствами  бывшего Советского Союза. Сразу  после распада СССР российское руководство  не оценило в должной мере важности задач по организации постсоветского пространства, его экономической  и правовой интеграции, а с течением времени возможности реализации этих целей становились все более  сложными и фрагментарными. К настоящему времени отношения между Россией  и рядом бывших советских республик  отличаются заметной напряженностью и  наличием серьезных проблем. Во всяком случае, так называемая «доктрина создания пояса добрососедства и сотрудничества по всему периметру российских границ» еще очень далека от осуществления. С распадом Советского Союза и прекращением действия Варшавского договора по существу были пущены на самотек отношения со странами Центральной и Восточной Европы, что содействовало стремительному сближению этих государств с Западом, с НАТО, хотя основные причины этого процесса коренятся, прежде всего, в непростом историческом контексте. Характерно, что, осознав серьезность создавшейся ситуации, Россия изначально стала вести переговоры по этой проблеме с ведущими державами Запада и руководством НАТО через головы самих инициаторов данного прецедента, не изменяя своему обыкновению концентрироваться по преимуществу на отношениях с крупными партнерами.

Сомнительно, чтобы продвижение  НАТО на Восток заключало в себе прямую военную угрозу для нашей  страны, однако оно предоставляет  дополнительные рычаги для оказания возможного военно-политического давления на Россию.

Она не только не обеспечила широкого экономического сотрудничества с Японией, отклонив целый ряд  выгодных проектов и все еще не подготовив почву для заключения с ней мирного договора, но и  явно недооценила неуклонной территориальной  экспансии перенаселенного Китая  с одной стороны и возрастающих возможностей экономического сотрудничества с ним с другой,

В последние годы Россия, как это становится весьма очевидным, в целом стала разрабатывать  и осуществлять более продуманную  и взвешенную концепцию отношений  с мировым сообществом, в большей  степени соответствующую современным  мировым реалиям и ее национальным интересам. Траектория внешнеполитического  курса нашей страны, хотя еще и  не в полной мере, но начинает приобретать  многосекторный характер и энергичней осуществляться «по всем азимутам», принимая более динамичный и прагматический характер. Международное сотрудничество все более полно осуществляется не только в режиме двусторонних отношений, но и в рамках различных международных организаций глобального, регионального и межрегионального уровней, Выстраивая свои международные политико-экономические отношения, Россия, как правило, предпочитает уже видеть в других странах не заведомых врагов и противников, не задушевных друзей или благодетелей, а в первую очередь - деловых партнеров, отношения между которыми строятся на базе взаимной выгоды и общих интересов. Внешний курс страны становится более гибким, с более отчетливым осознанием того, что политика есть искусство возможного.

Информация о работе Глобализация экономики