Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса глобализации, определение предпосылок его возникновения, его сущности, выделение положительных и отрицательных явлений и их влияния на развитие мировой и национальных экономик.
Введение-
• 1.Сущность и последствия глобализации для различных стран.__
• 1.1.Различные подходы трактовки понятия «Глобализация».__
• 1.2.Плюсы и минусы процесса «Глобализации».__
• 2.Глобализация и Россия.__
• 2.1.Россия в глобализирующемся мире.__
• 2.2.Что нужно предпринять России для того чтобы занять достоинство в глобализирующемся мире.__
-Заключение.__
-Список использованной литературы.__
Потребность в реформировании и демократизации, а также в наделении новыми функциями международных организаций, таких как МВФ, Всемирный банк, ВТО, Европейский центральный банк и некоторых других, ощущается все более явственно. Нахождение ответа на вызов, который здесь предъявляет глобализация, связано с делегированием части суверенных полномочий национальных правительств международным наднациональным органам. К этому многие страны не готовы. Так, не находит поддержки предложение о введении налога в пользу наднациональных структур на международные валютные трансакции. Но объективные закономерности развития глобальной экономики будут в дальнейшем все сильнее понуждать к этому.
России предстоит определить свой стратегический подход к этим проблемам. Уже переговоры по поводу вступления в ВТО сделали такую задачу актуальной. ВТО, бесспорно, важный инструмент экономической глобализации, поскольку во многом определяет нормы и механизмы регулирования торгово-экономических отношений. С самого начала предшественник этой организации — Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ) — возник как клуб ведущих держав, которые были готовы приоткрыть свои рынки друг для друга. Но включив в себя десятки новых участников, преимущественно из развивающейся и бедной части мира, ВТО приобрела универсальный характер. В ней ныне состоит около полутора сотен членов.
Главная функция этой организации
состоит в либерализации
В соответствии с действующим в рамках ВТО соглашением по субсидиям и компенсационным мерам члены организации берут на себя обязательство отказаться от государственного стимулирования отечественного производства и экспорта. В ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия добивалась компромисса в отношении мер экономической политики, влияющих на условия конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Мы не могли оставить беззащитными от внешних конкурентов сельское хозяйство и ряд других жизненно важных отраслей обрабатывающей промышленности. Иначе стране грозит участь остаться топливно-сырьевым придатком индустриально развитого мира, быть зависимой от превратностей мирового рынка и импорта необходимого оборудования и продовольствия. Будут ли достаточны достигнутые соглашения? Десятилетний опыт членства в ВТО Китая говорит о том, что ему приходится, соблюдая формально букву соглашения о вступлении в ВТО, находить меры защиты своей экономики, которые расходятся с политикой этой организации.
Ряд соглашений ВТО не требует обязательного присоединения к ним ее членов, оставляя за ними право добровольного выбора. Это относится, например, к соглашениям по торговле гражданской авиатехникой и по информационным технологиям. Тем не менее ряд государств-членов обусловливал свое согласие на принятие России в ВТО подписанием ею таких соглашений, лишающих соответствующие отрасли защиты и поддержки со стороны государства. Негативные последствия могло иметь навязываемое нам серьезное снижение или даже отмена импортных тарифов на продукцию электроники, автомобиле- и авиастроения. Особенно губительно это для отечественного гражданского авиастроения. Беспошлинный ввоз подержанных авиалайнеров, продаваемых или передаваемых в лизинг по бросовым ценам, способен лишить рынка отечественные заводы и затруднить их модернизацию. Еще одним формально необязательным, но настоятельно предъявляемым России некоторыми партнерами требованием являлась отмена экспортных таможенных пошлин на нефть, природный газ, некоторые металлы и сырьевые товары. Одновременно России предлагалось последовательно приближать внутренние цены на эти виды своей продукции к мировым. Осуществление таких рекомендаций лишит нашу страну ее конкурентных преимуществ. Специалисты предупреждают, что в случае выравнивания внутренних и мировых цен только на энергоносители объем выпускаемой в России химической и металлургической продукции может сократиться вдвое, а машиностроительной — до четверти из-за роста издержек производства и падения спроса вследствие роста внутренних цен. Все это означает, что, вступив в ВТО, Россия не может полностью разоружиться перед экспортной экспансией промышленно развитых стран.
Отвечающая российским интересам перестройка мирового экономического порядка предполагает максимизацию преимуществ глобализации и минимизацию ее отрицательных сторон. С этой же задачей сталкиваются и многие другие государства. История вновь, как и в 70-е гг. прошлого столетия, выдвигает на повестку дня ООН и международного сообщества меры по демократизации международного экономического порядка, по адаптации международных экономических и политических отношений, а также внутренней политики стран мира к происходящим серьезным сдвигам в человеческом жизнеустройстве.
У России есть три варианта дальнейшего развития:
1. Если попытаться в очередной раз идти вне глобализационных процессов современности, то в ближайшие 25 лет наша страна перестанет существовать как государство, народ, культурная общность. Вместе с Россией прекратит существование и ее элита.
2. Если Россия
будет просто следовать
3. Третья возможность
заключается в том, чтобы
“Новый Мировой Порядок” – настоящая статья призвана очертить общие контуры политики “глобализационного лидерства”. Для реализации данной стратегии России необходимо предпринять беспрецедентные усилия по всем направлениям. Наиболее сложным и болезненным является вопрос о территориальной глобализации и месте в ней России. Вся совокупность проблем территориальной глобализации сводится, в принципе, к вопросу о том, в какую континентальную территориальную структуру должна войти страна на этапе, переходном к единой сверхцивилизации. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов и должен определяться путем глубокой научной проработки. При этом уже сегодня становится очевидным, что роль и место России в любом из территориальных объединений будет зависеть от состояния 4 “критичных” ресурсов – “ментальной” сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и “силового” блока. Чем выше качество каждого из этих ресурсов, тем весомее и значительнее будет место нашей страны в глобальных блоках. Следовательно, стратегия развития России в 21 веке должна предусматривать одновременное развитие всех указанных элементов.
1) “Ментальная” сфера.
а) Россия может и должна стать первым государством, где будет реализована политика интеграции мировых религий. Для ускорения объединительных процессов в религиозной сфере следует как можно скорее в законодательном порядке ввести понятие “государственная религия”, к которой должны быть отнесены православие и ислам. Другие христианские течения, иудаизм, буддизм и индуизм должны получить статус религий “поддерживаемых государством”. В данном вопросе важны не количественные показатели численности верующих, а сам факт признания равноправия религиозных систем. Статус “государственной религии” и религии “поддерживаемой государством” должен принести всем религиозным системам не только государственную финансовую помощь (одинаковую для всех), но и участие в выработке управленческих и политических решений на самом высоком уровне.
Особо важным является признание ОДИНАКОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ РОССИИ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА, как религиозных систем, исповедуемых ЕДИНОЙ СЛАВЯНСКО-ТЮРКСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТЬЮ. Данный шаг должен явиться логическим завершением ситуации, когда сопоставимое количество граждан России исповедуют православие и ислам. Он позволит на качественно новом уровне строить отношения с исламским миром – от получения инвестиционных ресурсов Исламского банка в качестве мусульманского государства до прекращения поддержки значительной частью исламского мира тех же чеченских бандформирований.
Другим важным мероприятием
в данной сфере следует считать
установление максимально тесных отношений
между православием и иными ветвями
христианства, в первую очередь, Римской
католической церковью. Униатство, которое
до настоящего времени трактуется как
несомненное зло для России, на
самом деле явилось не совсем удачным
экспериментом в области
б) В сфере идеологии, основой которой может стать принцип “Россия во главе “Нового Мирового Порядка”, основными для решения являются две задачи – формирование научно-методологической основы и пропаганда. Можно сделать утверждение о том, что пока в России не будет решена задача формирования полноценной идеологии, все остальные проблемы не смогут получить адекватного решения.
Можно по разному относиться к тому общественно-политическому строю, который существовал у нас до августа 1991 года. Но в одном нельзя отказать той системе – в наличии единой идеологии, те или иные элементы которой пронизывали все без исключения аспекты жизни страны. Любой сторонний наблюдатель, даже не знакомый с основами марксистско-ленинской общественно-экономической теории, прочитав любую из Программ КПСС, получал полное представление о том, что представляет из себя страна под названием СССР, какие задачи во внешней и внутренней политике стоят перед обществом, какие методы решения подобных задач применяются теми или иными структурами и общественными силами.
Для решения указанных задач целесообразно создать в России Министерство идеологии и пропаганды. Основными функциями такого министерства могут стать разработка научного обоснования идеологии “глобализационного лидерства”, подготовка и проведение мероприятий по пропаганде такой идеологии внутри России и за рубежом. Министерству следует подчинить все российские средства массовой информации, а также научные и образовательные учреждения, связанные с вопросами идеологии. В целях “внедрения” российских традиций в формирующуюся сверхкультуру необходимо проводить и единую культурную политику под руководством Министерства идеологии и пропаганды. Данное предложение не является попыткой возрождения Идеологического отдела ЦК КПСС или германского Министерства пропаганды, но определенный опыт работы подобных организаций может быть использован и при реализации стратегии “глобализационного лидерства”.
2) Демографическая ситуация.
При решении задач
в области демографической
а) Оздоровление имеющегося населения, в том числе снижение количества лиц, регулярно потребляющих алкоголь и наркотики. Следует принять государственную программу снижения выпуска алкогольных и табачных изделий, а также нормативные акты, предусматривающие принудительное лечение от алкоголизма и наркомании за счет самих граждан или их родственников. В случае нежелания или неспособности оплачивать принудительное лечение, граждане подлежат изоляции в поселениях специального типа. Такие спецпоселения создаются в неосвоенных восточных районах страны и наделяются правами самоуправления. Государство выделяет разовые финансовые ресурсы на создание нового поселения (строительство жилья и медицинских учреждений по минимально обоснованным нормативам). Отношения государства со спецпоселениями строятся в форме договоров на концессию (производство сельскохозяйственной продукции или добыча полезных ископаемых). Оплата продукции производится государством по факту поставки безналичными средствами на коллективные или индивидуальные счета или бартером (техника, одежда, медикаменты и др.).
б) Повышение рождаемости коренного населения России. Семейная политика должна предусматривать стимулирование высокой рождаемости, особенно в семьях с высокими доходами. Если в таких семьях в течение 2 – 3 лет после свадьбы нет ни одного ребенка, проводится медицинское освидетельствование супругов. Если у одного или обоих супругов обнаруживается бесплодие, применяется специальный налог или усыновление не менее 2 детей. Если бесплодия нет, дается контрольный срок (год), при нарушении которого также применяется налог или усыновление не менее 2 детей. Еще одной действенной мерой может стать выделение средств из бюджета семьям, имеющим не менее 3 собственных детей. Выделяемых средств должно хватать на то, чтобы обеспечивать достойную жизнь одного из супругов и всех детей. Увеличение бюджетных расходов по данной статье можно компенсировать снижением затрат на государственное пенсионное обеспечение, единственной формой которого должны стать выплаты государственным служащим и выплаты за счет бюджета в счет передачи недвижимости в доход государства после смерти пенсионера. Основная масса пенсионеров должна обслуживаться частными пенсионными фондами по накопительной системе с использованием индивидуальных счетов.