Глобализация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса глобализации, определение предпосылок его возникновения, его сущности, выделение положительных и отрицательных явлений и их влияния на развитие мировой и национальных экономик.

Содержание работы

Введение-
• 1.Сущность и последствия глобализации для различных стран.__
• 1.1.Различные подходы трактовки понятия «Глобализация».__
• 1.2.Плюсы и минусы процесса «Глобализации».__
• 2.Глобализация и Россия.__
• 2.1.Россия в глобализирующемся мире.__
• 2.2.Что нужно предпринять России для того чтобы занять достоинство в глобализирующемся мире.__
-Заключение.__
-Список использованной литературы.__

Файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 139.61 Кб (Скачать файл)

Потребность в реформировании и демократизации, а также в наделении новыми функциями международных организаций, таких как МВФ, Всемирный банк, ВТО, Европейский центральный банк и некоторых других, ощущается все более явственно. Нахождение ответа на вызов, который здесь предъявляет глобализация, связано с делегированием части суверенных полномочий национальных правительств международным наднациональным органам. К этому многие страны не готовы. Так, не находит поддержки предложение о введении налога в пользу наднациональных структур на международные валютные трансакции. Но объективные закономерности развития глобальной экономики будут в дальнейшем все сильнее понуждать к этому.

России предстоит определить свой стратегический подход к этим проблемам. Уже переговоры по поводу вступления в ВТО сделали такую задачу актуальной. ВТО, бесспорно, важный инструмент экономической глобализации, поскольку во многом определяет нормы и механизмы регулирования торгово-экономических отношений. С самого начала предшественник этой организации — Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ) — возник как клуб ведущих держав, которые были готовы приоткрыть свои рынки друг для друга. Но включив в себя десятки новых участников, преимущественно из развивающейся и бедной части мира, ВТО приобрела универсальный характер. В ней ныне состоит около полутора сотен членов.

Главная функция этой организации  состоит в либерализации мировой  торговли, то есть освобождении экономических обменов между странами от различных ограничений и барьеров. Она добивается максимального устранения государственного регулирования, ограничивающего свободное движение товаров, услуг, капиталов, включая интеллектуальную собственность, и рабочей силы. Устанавливает в соответствии со своей либеральной идеологией общие правила ведения международной торговли, а также контролирует их соблюдение и разрешает возникающие споры. Командные посты в организации и решающее слово принадлежат фактически США, государствам ЕС, Японии. Их интересы определяют сегодня мировой экономический порядок. Членство в ВТО дает России возможность участвовать в обсуждении и разработке нововведений в практику международных обменов, использовать существующие в этой организации и обязательные для всех ее членов механизмы разрешения международных торговых споров, рассчитывать на более благоприятные условия продвижения некоторых своих товаров на международные рынки. Нельзя считать нормальным, что ее интересы долгое время оставались не представленными на этом влиятельном форуме. Вместе с тем России нельзя не считаться с ограниченными возможностями своего влияния, поскольку в ВТО решающее слово принадлежит западным державам. Кроме того, ВТО отнюдь не благотворительная организация. Она дает своим членам определенные права и преимущества, но и обязывает их добровольно жертвовать частью национальных интересов. Баланс складывается, как правило, с большим плюсом для стран, обладающих сильными конкурентными позициями на мировых рынках. Малые и бедные страны не в состоянии изменить суть проводимой ВТО политики. Это вызывает критику с их стороны, рождает предложения по реформированию данной организации. Взяв на себя обязательства по соблюдению установленных ВТО правил и процедур, Российское государство ограничит ряд своих регулирующих функций. Конечно, глобализация по модели ВТО отнюдь не самый лучший путь участия России, Китая и многих других стран в мировой экономике. Но другого выбора пока нет. Эта и родственные ей международные экономические организации рано или поздно вынуждены будут откликнуться на стремление все большего числа стран к демократизации международных экономических отношений.

В соответствии с действующим  в рамках ВТО соглашением по субсидиям и компенсационным мерам члены организации берут на себя обязательство отказаться от государственного стимулирования отечественного производства и экспорта. В ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия добивалась компромисса в отношении мер экономической политики, влияющих на условия конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Мы не могли оставить беззащитными от внешних конкурентов сельское хозяйство и ряд других жизненно важных отраслей обрабатывающей промышленности. Иначе стране грозит участь остаться топливно-сырьевым придатком индустриально развитого мира, быть зависимой от превратностей мирового рынка и импорта необходимого оборудования и продовольствия. Будут ли достаточны достигнутые соглашения? Десятилетний опыт членства в ВТО Китая говорит о том, что ему приходится, соблюдая формально букву соглашения о вступлении в ВТО, находить меры защиты своей экономики, которые расходятся с политикой этой организации.

Ряд соглашений ВТО не требует  обязательного присоединения к ним ее членов, оставляя за ними право добровольного выбора. Это относится, например, к соглашениям по торговле гражданской авиатехникой и по информационным технологиям. Тем не менее ряд государств-членов обусловливал свое согласие на принятие России в ВТО подписанием ею таких соглашений, лишающих соответствующие отрасли защиты и поддержки со стороны государства. Негативные последствия могло иметь навязываемое нам серьезное снижение или даже отмена импортных тарифов на продукцию электроники, автомобиле- и авиастроения. Особенно губительно это для отечественного гражданского авиастроения. Беспошлинный ввоз подержанных авиалайнеров, продаваемых или передаваемых в лизинг по бросовым ценам, способен лишить рынка отечественные заводы и затруднить их модернизацию. Еще одним формально необязательным, но настоятельно предъявляемым России некоторыми партнерами требованием являлась отмена экспортных таможенных пошлин на нефть, природный газ, некоторые металлы и сырьевые товары. Одновременно России предлагалось последовательно приближать внутренние цены на эти виды своей продукции к мировым. Осуществление таких рекомендаций лишит нашу страну ее конкурентных преимуществ. Специалисты предупреждают, что в случае выравнивания внутренних и мировых цен только на энергоносители объем выпускаемой в России химической и металлургической продукции может сократиться вдвое, а машиностроительной — до четверти из-за роста издержек производства и падения спроса вследствие роста внутренних цен. Все это означает, что, вступив в ВТО, Россия не может полностью разоружиться перед экспортной экспансией промышленно развитых стран.

Отвечающая российским интересам  перестройка мирового экономического порядка предполагает максимизацию преимуществ глобализации и минимизацию ее отрицательных сторон. С этой же задачей сталкиваются и многие другие государства. История вновь, как и в 70-е гг. прошлого столетия, выдвигает на повестку дня ООН и международного сообщества меры по демократизации международного экономического порядка, по адаптации международных экономических и политических отношений, а также внутренней политики стран мира к происходящим серьезным сдвигам в человеческом  жизнеустройстве.

У России есть три  варианта дальнейшего развития:

1. Если попытаться в очередной раз идти вне глобализационных процессов современности, то в ближайшие 25 лет наша страна перестанет существовать как государство, народ, культурная общность. Вместе с Россией прекратит существование и ее элита.

2. Если Россия  будет просто следовать глобализационным процессам, то существует высокий риск оказаться в качестве сырьевого элемента “Нового Мирового Порядка”. В этом случае часть российской элиты найдет свое место под солнцем в качестве надсмотрщиков, нанятых лидерами глобализации.

3. Третья возможность  заключается в том, чтобы РОССИЯ  СТАЛА ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ “НОВОГО  МИРОВОГО ПОРЯДКА”, ОБЕСПЕЧИВ СВОЕМУ  НАРОДУ И СВОЕЙ ЭЛИТЕ ДОСТОЙНОЕ  МЕСТО В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Как говорится, если  нельзя бороться с движением,  следует его возглавить. Такая  постановка вопроса должна стать  ИДЕОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ.

“Новый Мировой  Порядок” – настоящая статья призвана очертить общие контуры политики “глобализационного лидерства”. Для реализации данной стратегии России необходимо предпринять беспрецедентные усилия по всем направлениям. Наиболее сложным и болезненным является вопрос о территориальной глобализации и месте в ней России. Вся совокупность проблем территориальной глобализации сводится, в принципе, к вопросу о том, в какую континентальную территориальную структуру должна войти страна на этапе, переходном к единой сверхцивилизации. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов и должен определяться путем глубокой научной проработки. При этом уже сегодня становится очевидным, что роль и место России в любом из территориальных объединений будет зависеть от состояния 4 “критичных” ресурсов – “ментальной” сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и “силового” блока. Чем выше качество каждого из этих ресурсов, тем весомее и значительнее будет место нашей страны в глобальных блоках. Следовательно, стратегия развития России в 21 веке должна предусматривать одновременное развитие всех указанных элементов.

1) “Ментальная” сфера.

а) Россия может  и должна стать первым государством, где будет реализована политика интеграции мировых религий. Для ускорения объединительных процессов в религиозной сфере следует как можно скорее в законодательном порядке ввести понятие “государственная религия”, к которой должны быть отнесены православие и ислам. Другие христианские течения, иудаизм, буддизм и индуизм должны получить статус религий “поддерживаемых государством”. В данном вопросе важны не количественные показатели численности верующих, а сам факт признания равноправия религиозных систем. Статус “государственной религии” и религии “поддерживаемой государством” должен принести всем религиозным системам не только государственную финансовую помощь (одинаковую для всех), но и участие в выработке управленческих и политических решений на самом высоком уровне.

Особо важным является признание ОДИНАКОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ  РОССИИ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА, как  религиозных систем, исповедуемых ЕДИНОЙ СЛАВЯНСКО-ТЮРКСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТЬЮ. Данный шаг должен явиться логическим завершением ситуации, когда сопоставимое количество граждан России исповедуют православие и ислам. Он позволит на качественно новом уровне строить  отношения с исламским миром  – от получения инвестиционных ресурсов Исламского банка в качестве мусульманского государства до прекращения поддержки  значительной частью исламского мира тех же чеченских бандформирований.

Другим важным мероприятием в данной сфере следует считать  установление максимально тесных отношений  между православием и иными ветвями  христианства, в первую очередь, Римской  католической церковью. Униатство, которое  до настоящего времени трактуется как  несомненное зло для России, на самом деле явилось не совсем удачным  экспериментом в области религиозной  глобализации. Вместо того чтобы делать эту тему яблоком раздора, куда более  правильно использовать опыт униатства  в дальнейших интеграционных процессах. По этому вопросу должно проявить свою четкую позицию Российское государство, для которого сотрудничество с Ватиканом  и католическими странами представляется делом первостепенной важности.

б) В сфере идеологии, основой которой может стать принцип “Россия во главе “Нового Мирового Порядка”, основными для решения являются две задачи – формирование научно-методологической основы и пропаганда. Можно сделать утверждение о том, что пока в России не будет решена задача формирования полноценной идеологии, все остальные проблемы не смогут получить адекватного решения.

Можно по разному  относиться к тому общественно-политическому  строю, который существовал у  нас до августа 1991 года. Но в одном  нельзя отказать той системе –  в наличии единой идеологии, те или  иные элементы которой пронизывали  все без исключения аспекты жизни  страны. Любой сторонний наблюдатель, даже не знакомый с основами марксистско-ленинской общественно-экономической теории, прочитав любую из Программ КПСС, получал полное представление о том, что представляет из себя страна под названием СССР, какие задачи во внешней и внутренней политике стоят перед обществом, какие методы решения подобных задач применяются теми или иными структурами и общественными силами.

Для решения указанных  задач целесообразно создать  в России Министерство идеологии  и пропаганды. Основными функциями  такого министерства могут стать  разработка научного обоснования идеологии  “глобализационного лидерства”, подготовка и проведение мероприятий по пропаганде такой идеологии внутри России и за рубежом. Министерству следует подчинить все российские средства массовой информации, а также научные и образовательные учреждения, связанные с вопросами идеологии. В целях “внедрения” российских традиций в формирующуюся сверхкультуру необходимо проводить и единую культурную политику под руководством Министерства идеологии и пропаганды. Данное предложение не является попыткой возрождения Идеологического отдела ЦК КПСС или германского Министерства пропаганды, но определенный опыт работы подобных организаций может быть использован и при реализации стратегии “глобализационного лидерства”.

2) Демографическая ситуация.

При решении задач  в области демографической политики следует четко понимать цель –  достижение таких темпов прироста населения, чтобы Россия к 2020 – 2025 г.г. снова вышла на 3 место в мире по численности граждан после Китая и Индии. Всю совокупность демографических проблем, требующих решения, можно разбить на следующие группы:

а) Оздоровление имеющегося населения, в том числе снижение количества лиц, регулярно потребляющих алкоголь и наркотики. Следует принять государственную программу снижения выпуска алкогольных и табачных изделий, а также нормативные акты, предусматривающие принудительное лечение от алкоголизма и наркомании за счет самих граждан или их родственников. В случае нежелания или неспособности оплачивать принудительное лечение, граждане подлежат изоляции в поселениях специального типа. Такие спецпоселения создаются в неосвоенных восточных районах страны и наделяются правами самоуправления. Государство выделяет разовые финансовые ресурсы на создание нового поселения (строительство жилья и медицинских учреждений по минимально обоснованным нормативам). Отношения государства со спецпоселениями строятся в форме договоров на концессию (производство сельскохозяйственной продукции или добыча полезных ископаемых). Оплата продукции производится государством по факту поставки безналичными средствами на коллективные или индивидуальные счета или бартером (техника, одежда, медикаменты и др.).

б) Повышение рождаемости коренного населения России. Семейная политика должна предусматривать стимулирование высокой рождаемости, особенно в семьях с высокими доходами. Если в таких семьях в течение 2 – 3 лет после свадьбы нет ни одного ребенка, проводится медицинское освидетельствование супругов. Если у одного или обоих супругов обнаруживается бесплодие, применяется специальный налог или усыновление не менее 2 детей. Если бесплодия нет, дается контрольный срок (год), при нарушении которого также применяется налог или усыновление не менее 2 детей. Еще одной действенной мерой может стать выделение средств из бюджета семьям, имеющим не менее 3 собственных детей. Выделяемых средств должно хватать на то, чтобы обеспечивать достойную жизнь одного из супругов и всех детей. Увеличение бюджетных расходов по данной статье можно компенсировать снижением затрат на государственное пенсионное обеспечение, единственной формой которого должны стать выплаты государственным служащим и выплаты за счет бюджета в счет передачи недвижимости в доход государства после смерти пенсионера. Основная масса пенсионеров должна обслуживаться частными пенсионными фондами по накопительной системе с использованием индивидуальных счетов.

Информация о работе Глобализация экономики