Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса глобализации, определение предпосылок его возникновения, его сущности, выделение положительных и отрицательных явлений и их влияния на развитие мировой и национальных экономик.
Введение-
• 1.Сущность и последствия глобализации для различных стран.__
• 1.1.Различные подходы трактовки понятия «Глобализация».__
• 1.2.Плюсы и минусы процесса «Глобализации».__
• 2.Глобализация и Россия.__
• 2.1.Россия в глобализирующемся мире.__
• 2.2.Что нужно предпринять России для того чтобы занять достоинство в глобализирующемся мире.__
-Заключение.__
-Список использованной литературы.__
в) Привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа. В свое время вывоз африканских рабов позволил Америке надолго решить проблему трудовых ресурсов в условиях интенсивного освоения экономического пространства континента. Аналогичная политика привлечения “сторонних” трудовых ресурсов на постоянной основе должна применяться и Россией для освоения восточной части страны. Кроме того, в процессе использования зарубежных трудовых ресурсов может быть решена и задача этнической ассимиляции приехавших среди местного населения. Источниками трудовых ресурсов для России теоретически могут быть страны Африки, Тихоокеанского региона и Латинской Америки, тогда как другие районы планеты сами нуждаются в кадрах. Африку можно исключить сразу в связи со сверхвысоким уровнем заболеваемости СПИДом (не менее 30% трудоспособного населения). Латинская Америка еще лет 50 будет ориентироваться на североамериканский рынок труда. Остается Тихоокеанский регион, являющийся в настоящее время самым “трудоизбыточным”.
Китайцы не могут рассматриваться в качестве трудовых ресурсов для России в связи с тем, что этот народ не подвержен культурно-этнической ассимиляции. Если китайцы заселят российский Дальний Восток и Восточную Сибирь, они не будут смешиваться с местным населением и не прервут тесные связи с Китаем. Это приведет только к тому, что эти российские территории через 5 – 10 лет после заселения их китайцами станут китайскими территориями. Опыт автономного существования китайской диаспоры в Северной Америке для нас не показателен, так как в отличие от США у России есть сухопутная граница с Китаем, что позволит китайскому государству в любое время прийти вслед за своими гражданами.
Основными источниками
рабочей силы для освоения восточных
регионов России следует считать
такие страны, как Индия и Корея.
Ни индусы, ни корейцы не являются этническими
“захватчиками”, а признание индуизма
и буддизма религиями, “поддерживаемыми
государством” позволит организовать
эффективное взаимодействие с этими
двумя очень религиозными народами.
В сочетании с привлечением японских
капиталов, управляемых японскими
менеджерами и техническими специалистами,
использование индусов и
г) Содействие процессам этнической ассимиляции в форме поощрения межнациональных браков и программ переселения компактных этнических групп в другие регионы.
д) Отношение к выезду российских граждан на постоянное место жительства за рубеж. Хотя свободное передвижение людей является одним из признаков глобализации и должно поддерживаться Россией, национальные интересы нашей страны в период до 2020 – 2025 г.г. требуют ограничения выездов квалифицированных специалистов и лиц детородного возраста. Прямыми запретами данный вопрос не решить, поэтому следует ввести налог на выезд. Сумма налога должна компенсировать, во-первых, затраты на обучение выезжающего специалиста, во-вторых, расходы на привлечение аналогичных кадров из-за рубежа. Самые высокие ставки налога следует предусмотреть для специалистов с высшим образованием; для лиц, выезжающих с семьями; для лиц детородного возраста. Для пенсионеров и лиц с хроническими или наследственными заболеваниями налог может быть снижен.
3) Глобализация управления.
а) Одной из основных задач является формирование сверхкорпораций в тех отраслях экономики, где у нашей страны есть объективные или субъективные преимущества. Россия может выставить на глобальные рынки как минимум 4 сверхкорпорации – топливно-энергетическую, золото-алмазную, аэрокосмическую, военно-промышленную и высоких технологий. Этот список потенциальных российских сверхкорпораций практически полностью совпадает со структурой отраслевых министерств СССР, что наводит на определенные размышления. Во-первых, глобализация экономических форм в СССР достигала более высокого уровня по сравнению с Российской Федерацией и смена собственников в процессе приватизации не должна была приводить к деглобализации национальной экономики. Во-вторых, вывод о “вреде” монополизма в экономике должен быть оспорен – борьба с монополиями, на самом деле, является замаскированным противодействием процессам глобализации. Следует отнести обе формы деглобализации экономики России – приватизационную и антимонопольную – к деятельности “пятой колонны” Мирового правительства.
б) ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС России и Минатом должны стать ядром российской топливно-энергетической сверхкорпорации. Необходимо провести процедуру присоединения всей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли России и стран СНГ к ГАЗПРОМУ. Одновременно аналогичный процесс концентрации вокруг РАО ЕЭС России следует проводить в отношении энергетических предприятий СНГ. Следующим логичным шагом на пути образования сверхкорпорации должна стать политика поглощения нефтегазовых и энергетических компаний ряда восточноевропейских и азиатских государств. В сферу ответственности топливно-энергетической сверхкорпорации должны войти: добыча и переработка 100% углеводородного сырья на территории России и стран СНГ; обеспечение потребности России, СНГ и стран Восточной Европы в энергоносителях на 100%, стран Западной Европы – не менее чем на 75 – 80 %; производство и передача всей электроэнергии на территории России, стран СНГ, ряда государств Восточной Европы и Азии; строительство и эксплуатация всех атомных электростанций на территории России, стран СНГ, государств Восточной Европы и Азии; реализация программ утилизации и переработки радиоактивных отходов (с мировой рыночной долей – не менее 75 – 80 %); добыча и обогащение сырья для атомной энергетики (с мировой рыночной долей – не менее 75 – 80 %); добыча и переработка всего угля на территории России, стран СНГ, ряда государств Восточной Европы и Азии. Кроме того, данная сверхкорпорация должна ставить перед собой задачу проникнуть на топливно-энергетические рынки Китая, Японии, а перспективе до 2050 года – на американские рынки с рыночной долей не менее 30 %. Одним из действенных механизмов дальнейшей глобализации такой сверхкорпорации может стать альянс (или даже объединение) с нефтегазовыми и энергетическими компаниями исламского мира (особенно с иранскими).
в) Одной из основных целей Мирового правительства является установление контроля над сферой “реальных денег” (золото, серебро, металлы платиновой группы и драгоценные камни, прежде всего, алмазы), о чем со всей очевидностью свидетельствуют факты. Отказ многих государств от золотого стандарта является частью продуманной стратегии, предусматривающей установление глобального контроля над мировой экономической и политической системой путем обладания реальными запасами мировых денег. Элементом данной игры можно с уверенностью считать формальный отказ от золотого стандарта в США и других развитых государствах Запада и, как следствие, – перевод основных запасов мировых реальных денег из государственных банков в частные банки.
Былая влиятельность СССР определялась, в частности, наличием значительного золотого и алмазного запаса. Вывоз подавляющей части советского золота (т.н. “золота партии”) в начале 90-х и распродажа алмазного фонда в середине 90-х являются не чем иным, как попыткой не пустить Россию в число лидеров глобализации.
В одном из своих
недавних выступлений руководитель
Федеральной резервной системы
США прямо признал, что реальная
стоимость американского
Россия может и должна как можно скорее сформировать золото-алмазную сверхкорпорацию, основой которой может стать компания “Алроса” с условием присоединения к ней всех золотых и серебряных приисков России и стран СНГ. В состав российской золото-алмазной сверхкорпорации также должно войти РАО “Норильский никель” с его платиновым бизнесом, а также все предприятия системы Гохрана (кроме Алмазного фонда). Указанные шаги позволят создать в течение 3 – 5 лет основу для успешной конкуренции триумвирату De Beers Centenary AG/De Beers Consolidated Mining Ltd. – Anglo American Corp. of South Africa Ltd. – Minorco Societe Anonyme на всех сегментах мирового рынка “реальных денег” – золотом, серебряном, платиновом и алмазно-бриллиантовом. Сегодня консорциум DB – AAC - M, несмотря на его скромные по мировым меркам экономические показатели, можно назвать “почти” сверхкорпорацией. De Beers уже давно позиционирует себя как экстерриториальную глобальную компанию, о чем свидетельствуют слова ее основателя – Сесиля Джона Родса: “Мы возглавляем дело, которое едва ли не является государством в государстве”.
г) Формирование аэрокосмической сверхкорпорации для России является не только шагом на пути глобализации управления, но и базой для решения основной задачи в информационно-коммуникационной сфере – преодоление огромных российских расстояний. После объединения всех российских авиационных и космических предприятий следует сделать следующий шаг – решить вопрос о слиянии российского аэрокосмического комплекса с Европейским консорциумом в единую сверхкорпорацию. В такой сверхкорпорации космическая промышленность и военное вертолетостроение останутся за Россией, гражданская авиапромышленность – за европейскими партнерами, а военное самолетостроение будет сферой совместных разработок. Только в указанном случае можно будет успешно конкурировать с американскими аэрокосмическими концернами, уже сегодня демонстрирующими свою готовность к объединению в глобальную сверхкорпорацию.
д) Военно-промышленная сверхкорпорация должна объединить в себе все российские государственные и приватизированные предприятия, связанные с разработкой, производством и торговлей вооружениями и военной техникой. Задачей сверхкорпорации должна стать и реализация единой политики в сфере разработки и использования высоких технологий (от НИОКР до патентной защиты и реализации лицензий). При этом функциями Российской академии наук и отраслевых академий наук по-прежнему останутся фундаментальные исследования. Дополнительной задачей в технологической области может стать ревизия всех технических архивов и фондов на предмет обнаружения в них перспективных разработок. Отдельным направлением деятельности сверхкорпорации должен стать экспорт программных кодов (по примеру Индии, которая зарабатывает не менее 3 миллиардов долларов в год на данном направлении). В целях предотвращения утечки квалифицированных специалистов в области программирования и других высоких технологий следует принять закона об обязательной компенсации российскими гражданами затрат на их обучение при выезде за рубеж.
е) Существенной трансформации подлежит и модель государственного управления. Вопросы экономической политики должны быть распределены между государством и сверхкорпорациями. При этом за государством остаются бюджетная и налоговая политика, направленная на финансирование минимального набора государственных программ. Непосредственное управление экономическими процессами должно являться прерогативой сверхкорпораций. Для того чтобы не допустить искажения в экономической политике сверхкорпораций, российское государство должно участвовать как в капитале, так и в органах управления сверхкорпораций (с управленческой долей от 30 до 60 %).
Структура государственного бюджета должна предусматривать финансирование следующих статей: национальная оборона и безопасность; функционирование госаппарата; фундаментальная наука; среднее образование; идеология и пропаганда; стимулирование рождаемости. Остальные затратные статьи подлежат финансированию за счет экономических субъектов (главным образом, сверхкорпораций) и частных средств граждан. К таким “самофинансируемым” статьям относятся пенсионное и социальное обеспечение (кроме госсектора и “силового” блока); высшее образование; медицинское обслуживание; поддержка отраслей промышленности; поддержка регионов. Необходимо провести кардинальное сокращение государственного аппарата, оставив 7 министерств – обороны; иностранных дел; безопасности; внутренних дел; идеологии и пропаганды; государственных финансов; чрезвычайных ситуаций.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что глобализация и интеграция мировой экономики необратима. И это не только политическая, экономическая потребность, но и закономерность развития прогрессивного общества. И несомненно, что России занимает и будет занимать важную роль в формировании и развитии мирового сообщества. Российский потенциал огромен, как в позитивном, так и в негативном смысле. С этой точки зрения выбор экономически развитых стран невелик – или новая политика вовлечения, или новое сдерживание России. Представляется, что вторая альтернатива – это путь назад к политики «мирного существования» времен холодной войны, которая не отвечает на современные требования международной безопасности, развития мировой экономики и глобализации в целом. Да и России, если она вдруг станет на путь самоизоляции и применения безнадежно устаревших и неэффективных форм государственного, экономического и общественного бытия, вряд ли сохранит шансы быть по настоящему современной, а значит - сильной и влиятельной мировой державой.