Глобализация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса глобализации, определение предпосылок его возникновения, его сущности, выделение положительных и отрицательных явлений и их влияния на развитие мировой и национальных экономик.

Содержание работы

Введение-
• 1.Сущность и последствия глобализации для различных стран.__
• 1.1.Различные подходы трактовки понятия «Глобализация».__
• 1.2.Плюсы и минусы процесса «Глобализации».__
• 2.Глобализация и Россия.__
• 2.1.Россия в глобализирующемся мире.__
• 2.2.Что нужно предпринять России для того чтобы занять достоинство в глобализирующемся мире.__
-Заключение.__
-Список использованной литературы.__

Файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 139.61 Кб (Скачать файл)

в) Привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа. В свое время вывоз африканских рабов позволил Америке надолго решить проблему трудовых ресурсов в условиях интенсивного освоения экономического пространства континента. Аналогичная политика привлечения “сторонних” трудовых ресурсов на постоянной основе должна применяться и Россией для освоения восточной части страны. Кроме того, в процессе использования зарубежных трудовых ресурсов может быть решена и задача этнической ассимиляции приехавших среди местного населения. Источниками трудовых ресурсов для России теоретически могут быть страны Африки, Тихоокеанского региона и Латинской Америки, тогда как другие районы планеты сами нуждаются в кадрах. Африку можно исключить сразу в связи со сверхвысоким уровнем заболеваемости СПИДом (не менее 30% трудоспособного населения). Латинская Америка еще лет 50 будет ориентироваться на североамериканский рынок труда. Остается Тихоокеанский регион, являющийся в настоящее время самым “трудоизбыточным”.

Китайцы не могут  рассматриваться в качестве трудовых ресурсов для России в связи с  тем, что этот народ не подвержен  культурно-этнической ассимиляции. Если китайцы заселят российский Дальний  Восток и Восточную Сибирь, они не будут смешиваться с местным населением и не прервут тесные связи с Китаем. Это приведет только к тому, что эти российские территории через 5 – 10 лет после заселения их китайцами станут китайскими территориями. Опыт автономного существования китайской диаспоры в Северной Америке для нас не показателен, так как в отличие от США у России есть сухопутная граница с Китаем, что позволит китайскому государству в любое время прийти вслед за своими гражданами.

Основными источниками  рабочей силы для освоения восточных  регионов России следует считать  такие страны, как Индия и Корея. Ни индусы, ни корейцы не являются этническими  “захватчиками”, а признание индуизма и буддизма религиями, “поддерживаемыми государством” позволит организовать эффективное взаимодействие с этими  двумя очень религиозными народами. В сочетании с привлечением японских капиталов, управляемых японскими  менеджерами и техническими специалистами, использование индусов и корейцев на новых производствах в восточных  районах России позволит устранить  территориальный дисбаланс без  угрозы для территориальной целостности  страны.

г) Содействие процессам этнической ассимиляции в форме поощрения межнациональных браков и программ переселения компактных этнических групп в другие регионы.

д) Отношение к выезду российских граждан на постоянное место жительства за рубеж. Хотя свободное передвижение людей является одним из признаков глобализации и должно поддерживаться Россией, национальные интересы нашей страны в период до 2020 – 2025 г.г. требуют ограничения выездов квалифицированных специалистов и лиц детородного возраста. Прямыми запретами данный вопрос не решить, поэтому следует ввести налог на выезд. Сумма налога должна компенсировать, во-первых, затраты на обучение выезжающего специалиста, во-вторых, расходы на привлечение аналогичных кадров из-за рубежа. Самые высокие ставки налога следует предусмотреть для специалистов с высшим образованием; для лиц, выезжающих с семьями; для лиц детородного возраста. Для пенсионеров и лиц с хроническими или наследственными заболеваниями налог может быть снижен.

3) Глобализация управления.

а) Одной из основных задач является формирование сверхкорпораций в тех отраслях экономики, где у нашей страны есть объективные или субъективные преимущества. Россия может выставить на глобальные рынки как минимум 4 сверхкорпорации – топливно-энергетическую, золото-алмазную, аэрокосмическую, военно-промышленную и высоких технологий. Этот список потенциальных российских сверхкорпораций практически полностью совпадает со структурой отраслевых министерств СССР, что наводит на определенные размышления. Во-первых, глобализация экономических форм в СССР достигала более высокого уровня по сравнению с Российской Федерацией и смена собственников в процессе приватизации не должна была приводить к деглобализации национальной экономики. Во-вторых, вывод о “вреде” монополизма в экономике должен быть оспорен – борьба с монополиями, на самом деле, является замаскированным противодействием процессам глобализации. Следует отнести обе формы деглобализации экономики России – приватизационную и антимонопольную – к деятельности “пятой колонны” Мирового правительства.

б) ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС  России и Минатом должны стать  ядром российской топливно-энергетической сверхкорпорации. Необходимо провести процедуру присоединения всей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли России и стран СНГ к ГАЗПРОМУ. Одновременно аналогичный процесс концентрации вокруг РАО ЕЭС России следует проводить в отношении энергетических предприятий СНГ. Следующим логичным шагом на пути образования сверхкорпорации должна стать политика поглощения нефтегазовых и энергетических компаний ряда восточноевропейских и азиатских государств. В сферу ответственности топливно-энергетической сверхкорпорации должны войти: добыча и переработка 100% углеводородного сырья на территории России и стран СНГ; обеспечение потребности России, СНГ и стран Восточной Европы в энергоносителях на 100%, стран Западной Европы – не менее чем на 75 – 80 %; производство и передача всей электроэнергии на территории России, стран СНГ, ряда государств Восточной Европы и Азии; строительство и эксплуатация всех атомных электростанций на территории России, стран СНГ, государств Восточной Европы и Азии; реализация программ утилизации и переработки радиоактивных отходов (с мировой рыночной долей – не менее 75 – 80 %); добыча и обогащение сырья для атомной энергетики (с мировой рыночной долей – не менее 75 – 80 %); добыча и переработка всего угля на территории России, стран СНГ, ряда государств Восточной Европы и Азии. Кроме того, данная сверхкорпорация должна ставить перед собой задачу проникнуть на топливно-энергетические рынки Китая, Японии, а перспективе до 2050 года – на американские рынки с рыночной долей не менее 30 %. Одним из действенных механизмов дальнейшей глобализации такой сверхкорпорации может стать альянс (или даже объединение) с нефтегазовыми и энергетическими компаниями исламского мира (особенно с иранскими).

в) Одной из основных целей Мирового правительства является установление контроля над сферой “реальных  денег” (золото, серебро, металлы платиновой группы и драгоценные камни, прежде всего, алмазы), о чем со всей очевидностью свидетельствуют факты. Отказ многих государств от золотого стандарта является частью продуманной стратегии, предусматривающей  установление глобального контроля над мировой экономической и  политической системой путем обладания  реальными запасами мировых денег. Элементом данной игры можно с  уверенностью считать формальный отказ  от золотого стандарта в США и  других развитых государствах Запада и, как следствие, – перевод основных запасов мировых реальных денег  из государственных банков в частные  банки.

Былая влиятельность  СССР определялась, в частности, наличием значительного золотого и алмазного  запаса. Вывоз подавляющей части  советского золота (т.н. “золота партии”) в начале 90-х и распродажа алмазного фонда в середине 90-х являются не чем иным, как попыткой не пустить Россию в число лидеров глобализации.

В одном из своих  недавних выступлений руководитель Федеральной резервной системы  США прямо признал, что реальная стоимость американского доллара  далека от его номинального значения. По мнению американских экспертов, наполнение доллара реальными активами (драгоценные  металлы и камни в сумме  с объемом реального производства) составляет в настоящее время  всего 4 %. Остальные 96 % долларовой массы  обеспечиваются функционированием  “виртуальных” рынков – финансового, фондового, валютного. Мультипликаторная накачка доллара рано или поздно приведет к девальвации основной мировой валюты. Нетрудно представить себе последствия обесценения доллара до 4 центов для мировой экономики. В этом случае, как это уже неоднократно было в мировой истории, единственным вариантом спасения ситуации станет возвращение к золотому или иному подобному стандарту, в основе которого лежат “реальные деньги”. Тот, кто на момент кризиса будет обладать основными запасами “реальных денег”, тот и сможет диктовать условия глобальной экономике.

Россия может  и должна как можно скорее сформировать золото-алмазную сверхкорпорацию, основой которой может стать компания “Алроса” с условием присоединения к ней всех золотых и серебряных приисков России и стран СНГ. В состав российской золото-алмазной сверхкорпорации также должно войти РАО “Норильский никель” с его платиновым бизнесом, а также все предприятия системы Гохрана (кроме Алмазного фонда). Указанные шаги позволят создать в течение 3 – 5 лет основу для успешной конкуренции триумвирату De Beers Centenary AG/De Beers Consolidated Mining Ltd. – Anglo American Corp. of South Africa Ltd. – Minorco Societe Anonyme на всех сегментах мирового рынка “реальных денег” – золотом, серебряном, платиновом и алмазно-бриллиантовом. Сегодня консорциум DB – AAC - M, несмотря на его скромные по мировым меркам экономические показатели, можно назвать “почти” сверхкорпорацией. De Beers уже давно позиционирует себя как экстерриториальную глобальную компанию, о чем свидетельствуют слова ее основателя – Сесиля Джона Родса: “Мы возглавляем дело, которое едва ли не является государством в государстве”.

г) Формирование аэрокосмической сверхкорпорации для России является не только шагом на пути глобализации управления, но и базой для решения основной задачи в информационно-коммуникационной сфере – преодоление огромных российских расстояний. После объединения всех российских авиационных и космических предприятий следует сделать следующий шаг – решить вопрос о слиянии российского аэрокосмического комплекса с Европейским консорциумом в единую сверхкорпорацию. В такой сверхкорпорации космическая промышленность и военное вертолетостроение останутся за Россией, гражданская авиапромышленность – за европейскими партнерами, а военное самолетостроение будет сферой совместных разработок. Только в указанном случае можно будет успешно конкурировать с американскими аэрокосмическими концернами, уже сегодня демонстрирующими свою готовность к объединению в глобальную сверхкорпорацию.

д) Военно-промышленная сверхкорпорация должна объединить в себе все российские государственные и приватизированные предприятия, связанные с разработкой, производством и торговлей вооружениями и военной техникой. Задачей сверхкорпорации должна стать и реализация единой политики в сфере разработки и использования высоких технологий (от НИОКР до патентной защиты и реализации лицензий). При этом функциями Российской академии наук и отраслевых академий наук по-прежнему останутся фундаментальные исследования. Дополнительной задачей в технологической области может стать ревизия всех технических архивов и фондов на предмет обнаружения в них перспективных разработок. Отдельным направлением деятельности сверхкорпорации должен стать экспорт программных кодов (по примеру Индии, которая зарабатывает не менее 3 миллиардов долларов в год на данном направлении). В целях предотвращения утечки квалифицированных специалистов в области программирования и других высоких технологий следует принять закона об обязательной компенсации российскими гражданами затрат на их обучение при выезде за рубеж.

е) Существенной трансформации  подлежит и модель государственного управления. Вопросы экономической политики должны быть распределены между государством и сверхкорпорациями. При этом за государством остаются бюджетная и налоговая политика, направленная на финансирование минимального набора государственных программ. Непосредственное управление экономическими процессами должно являться прерогативой сверхкорпораций. Для того чтобы не допустить искажения в экономической политике сверхкорпораций, российское государство должно участвовать как в капитале, так и в органах управления сверхкорпораций (с управленческой долей от 30 до 60 %).

Структура государственного бюджета должна предусматривать финансирование следующих статей: национальная оборона и безопасность; функционирование госаппарата; фундаментальная наука; среднее образование; идеология и пропаганда; стимулирование рождаемости. Остальные затратные статьи подлежат финансированию за счет экономических субъектов (главным образом, сверхкорпораций) и частных средств граждан. К таким “самофинансируемым” статьям относятся пенсионное и социальное обеспечение (кроме госсектора и “силового” блока); высшее образование; медицинское обслуживание; поддержка отраслей промышленности; поддержка регионов. Необходимо провести кардинальное сокращение государственного аппарата, оставив 7 министерств – обороны; иностранных дел; безопасности; внутренних дел; идеологии и пропаганды; государственных финансов; чрезвычайных ситуаций.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что  глобализация и интеграция мировой  экономики необратима. И это не только политическая, экономическая  потребность, но и закономерность развития прогрессивного общества. И несомненно, что России занимает и будет занимать важную роль в формировании и развитии мирового сообщества. Российский потенциал огромен, как в позитивном, так и в негативном смысле. С этой точки зрения выбор экономически развитых стран невелик – или новая политика вовлечения, или новое сдерживание России. Представляется, что вторая альтернатива – это путь назад к политики «мирного существования» времен холодной войны, которая не отвечает на современные требования международной безопасности, развития мировой экономики и глобализации в целом. Да и России, если она вдруг станет на путь самоизоляции и применения безнадежно устаревших и неэффективных форм государственного, экономического и общественного бытия, вряд ли сохранит шансы быть по настоящему современной, а значит - сильной и влиятельной мировой державой.

                                                                         


Информация о работе Глобализация экономики