Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении  воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические  процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и  ценовая политика, политика доходов  и занятости, привлечения иностранных  инвестиций, правовое поле и общий  административный уклад.

Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику, она, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию и характеру  правовой базы можно выделить формализованную  и неформализованную государственную  инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры  инвестиционного процесса, такие, как  налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая  степень государственного участия  в экономике. Неформализованная  инвестиционная политика характеризуется  сравнительно низкой долей государственных  капиталовложений (до 30%), большим объемом  частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих  субъектов и объемов промышленного  производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной  правовой базой.

По форме управления можно  выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические  методы государственного регулирования  инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство  — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные  источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит  в установлении «правил игры»  во взаимоотношениях «инвестор —  государство», что позволяет экономической  системе саморегулироваться и развиваться  относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование  преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством  аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев  современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную  и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как  по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования  данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили  чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной  инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессу в  регионах Российской Федерации присуща следующая особенность - децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить, по крайней мере, два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно  экономическим методам воздействия -государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально  иных взаимоотношений в сфере  воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как  и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.[2]

 

1.2. Государственная инвестиционная  политика РФ на современном  этапе

 

Государственная инвестиционная политика — составная часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к инвестиционной деятельности, она содержит:

1) определяет цели;

2) определяет направления;

3) определяет формы государственного  управления инвестиционной деятельностью  в Российской Федерации.

Основными целями государственной  инвестиционной политики являются: мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  инвестиционной деятельности; преодоление  спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных  программ строительства; обеспечение  структурных преобразований и повышение  эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные  инвестиции, так и инвестиции частных  инвесторов и юридических лиц.

Основные направления  инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов  в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию  государственных целевых программ, социальным объектам, а также  инвестициям на расширение и  модернизацию основных фондов  действующих производств и в  меньшей степени во вновь начинаемое  строительство объектов. Центр тяжести  перенести с нового строительства  на техническое перевооружение  и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат  на государственные программы  инвестиций с учетом реального  положения дел в экономике.  Предоставление субсидий из бюджета  жизненно важным отраслям народного  хозяйства.

3. Расширение прав предприятий-инвесторов  в инвестировании средств, отчисляемых  от прибыли и амортизационных  отчислений.

4. Сокращение бюджетного  финансирования инвестиций и  соответственно увеличение сферы  негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной  программе финансирование по  схеме 1 рубль государственных  на 4 рубля частных вложений. Использование  государственного заказа на капитальное  строительство как одной из  форм реализации инвестиционных  государственных программ.

5. Повышение эффективности  капитальных вложений, сокращение  сроков окупаемости затрат. В  первую очередь инвестиции вкладывать  в те объекты, которые дают  более быструю окупаемость. [3].

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и  на микро-уровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике.

В экономической литературе встречаются аналогичные или  несколько отличающиеся определения  инвестиционной политики. Наиболее точно  сущность термина дает следующее  определение: инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капитальных вложений в экономику  страны и отдельные ее сферы и  отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной  деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства [4,34].

Основными направлениями  инвестиционной политики выступают  меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению  жизненного уровня населения.

Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных  в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений". Главными из них являются:

1) создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности;

2) прямое участие государства  в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления  инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 17.11.2008), и общие  положения (санкции, условия льготного  кредитования и т.п.). Субъектам федерации  разрешается вносить собственные  дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия  подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия  доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое  использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной  политики России в инвестиционной сфере  оказывает влияние ряд факторов:

Во-первых, это традиционно  сложившаяся сильная роль государства  в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных  экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной  политики.

В-третьих, это особенности  переходного периода, такие как  политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики [5,65].

По мнению большинства  экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это  значит, что растущие рынки вновь  станут привлекательными для иностранных  инвесторов. Но не все, а в большей  мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и  комфортные условия для работы иностранного капитала. The Wall Streer Journal и Heritage Foundation выпустили  «Индекс экономической свободы» на 2011 год. Главное, что отражает отчет, - это планомерный подъем степени  экономических свобод после мирового кризиса, а значит и определение  наиболее благоприятных условий  для ведения бизнеса.

В индексе перечислены 183 страны, распределенные по 179 местам, и  более чем половина из них улучшили свои позиции. В их число Россия не попала. Повышение индекса на 0,2 (50,5 пункта в 2011 году, 50,3 пункта в 2010-м по 100-бальной шкале) не позволило российской экономике покинуть 143-е место  в рейтинге. По мнению экспертов, основными  причинами этого являются нестабильность экономической и политической ситуации, несовершенное и противоречивое законодательство, неясность в определении  прав собственности, отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала, нестабильность рубля как  национальной валюты, непредсказуемость  изменений в налоговой системе, а так же чрезмерная бюрократия, административные барьеры для бизнеса  и коррупция.

В современных экономических  условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства  является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической  политики, политики в отношении иностранных  инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого  характера. Эффективность государственных  инвестиций необходимо рассматривать  в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и  социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения  эффективности использования государственных  инвестиций. Основными направлениями  создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных  трансфертов.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях