Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

России в настоящее  время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных  и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так  же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств  государственного бюджета, отсутствием  достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса  и спадом производства, большим износом  установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться:

  • путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;
  • создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;
  • устранение противоречий в законодательстве;
  • упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;
  • создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;
  • становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.
  • следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного  климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного  омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы  могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и  идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска  инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать  единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров  на рынки. Так же правительство завершает  работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых  стимулов для инвестиций в высокие  технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих  зон и компаний, создаваемых при  высших учебных заведениях, введены  пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается  вопрос о целесообразности составления  специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним  из базовых критериев оценки эффективности  деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и  кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы  и муниципалитеты в ближайшем  будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить  процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие  государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения  благоприятного инвестиционного климата  и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической  системы в целом и интересах  всего общества.

По словам В.В. Путина, Правительство  России стремится создать действительно  открытую и привилегированную инвестиционную экономику – с максимально  либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким  качеством работы государственного аппарата.

 

1.3. Государственные гарантии  прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций

 

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют её участникам быть уверенным, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности зафиксированы в статье 14 Федерального закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и в статье 15 Федерального закона РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» обеспечивается стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в случае принятия законодательных  актов, положения которых ограничивают их права. В этом случае соответствующие  положения этих актов не могут  вводиться в действие ранее, чем  через год с момента их опубликования.

В законе РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений» гарантии прав расширены.

В их число включены следующие  гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления;
  • защита капитальных вложений.

Стабильность прав во втором законе обеспечивается лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов.

Приоритетным инвестиционным проектом называется проект, суммарный  объём капитальных вложений в  который, соответствует требованиям  законодательства РФ и включенный в  перечень, утвержденный Правительством РФ.

Если вступают в силу новые  федеральные законы или иные правовые акты, а также вносятся изменения  и дополнения в существующие, приводящие к увеличению совокупной налоговой  нагрузки на инвестора, то такие федеральные  законы и иные изменения вступают в силу по истечении срока окупаемости  проекта, но не более семи лет. В исключительных случаях при реализации проекта  в сфере производства или создания транспорта или иной инфраструктуры Правительством РФ может быть продлен срок действия прежних законов.

В совокупную налоговую нагрузку включаются:

  • сумма ввозных таможенных пошлин за исключением пошлин, вызванных защитой экономических интересов РФ;
  • федеральные налоги за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ;
  • взносы в государственные внебюджетные фонды за исключением взносов в Пенсионный фонд.

Правительство РФ устанавливает  критерии оценки изменения условий  взимания налогов, утверждает порядок  определения дня начала финансирования проекта и порядок регистрации  приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному  инвестиционному проекту, Правительство  РФ имеет право лишить его предоставленных  льгот.

Защита капитальных вложений заключается в том, что капитальные  вложения могут быть национализированы  и реквизированы только при условии  предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта  причиненных убытков. Капитальные  вложения могут быть застрахованы в  соответствие с законодательством  РФ.

В случае нарушения требований законодательства РФ и условий договоров  и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность  в соответствие с законодательством  РФ.

Инвестиционная деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и управления. Случаи приостановления или прекращения  перечислены в законе РСФСР «Об  инвестиционной деятельности в РСФСР». К ним относятся:

  • признание инвестора банкротом;
  • возникновения стихийных бедствий и катастроф;
  • введение чрезвычайного положения;
  • если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.

Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством  РФ и субъектов РФ [9].

 

1.4. Создание институционально-правовой  и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики

 

1.4.1. Денежно-кредитные методы  стимулирования инвестиций

 

Обеспечение устойчивого  инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетизации  экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановление платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.

Рост монетизации экономики  может быть достигнут путем ограниченной денежно-кредитной эмиссии. При определении  степени опасности ее инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводится только к ограничению эмиссии, она  предполагает и иные направления, в  первую очередь - обеспечение устойчивого  функционирования производства. Рост уровня монетизации реального сектора  российской экономики выступает  важнейшей предпосылкой оживления  производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором.

Основным условием предупреждения инфляционных последствий денежно-кредитной  эмиссии является разработка и запуск механизмов, направленных на изменение  макроэкономических условий и гарантирующих  ориентацию денежных потоков на поддержку производства. При таком подходе объем эмиссии определяется объективным спросом на деньги производственного сектора экономики за вычетом средств, перемещающихся на финансовый рынок.

При определении параметров прироста целевого расширения денежной массы особое значение приобретает  учет структуры денежного предложения. Различные каналы денежной эмиссии  имеют неодинаковую чувствительность к инфляции. В этой связи расширение денежного предложения может  осуществляться через рефинансирование банков путем учета векселей нефинансовых предприятий и целевого направления  эмитированных средств на финансирование производственных инвестиций. Еще менее  инфляционным каналом эмиссии является финансирование производственных инвестиций через государственные институты  развития.

Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков  является государственное воздействие  на динамику процентных ставок. Так, с  целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными, может производиться  путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему  государственных банков развития при  установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и  финансовые спекуляции.

Государственное регулирование  процентных ставок применялось как  в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоенного  развития Японии, в течение длительного  времени во Франции, при проведении так называемого нового курса  Рузвельта в США), так и в  ряде развивающихся стран, демонстрирующих  устойчиво высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Восточной  Азии и др.). Значительные масштабы накопления, обеспечивающие возможность повышения  темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики активного воздействия  на уровень процентных ставок в интересах  развития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности путем создания государственных банков развития, ссудо-сберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной политики для негосударственных банков, ставок льготного налогообложения.

Так, в Японии условия  для финансирования инвестиций и  роста производства были созданы  путем усиления государственного контроля за процентными ставками и использованием сбережений населения, которые аккумулировались в почтово-сберегательных учреждениях  и банках, а затем через систему  доверительных счетов Министерства финансов и эмиссию облигаций  коммерческими банками направлялись в государственные институты, банки  долгосрочного кредитования и траст-банки.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях