Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Преимущества «Титановой долины» в том, что она находится  на территории Свердловской области, являющейся одним из наиболее экономически развитых регионов России. Рядом с «Титановой долиной» находится крупнейший в  мире производитель полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения Корпорация «ВСМПО-АВИСМА».

В августе 2011 года была одобрена регистрация первого резидента  ОЭЗ «Титановая долина» – ООО  «ВСМПО-Новые технологии», в декабре 2011 года – второго резидента ОЭЗ - ООО «Синерсис» (учредитель компании - ООО «Электромашиностроительный завод»). В июле 2012 года были одобрены проекты  еще двух резидентов, готовых к  строительству производства в «Титановая долине». Около десяти компаний с  планируемым объемом инвестиций более 100 млн. евро готовы «переехать»  в ОЭЗ, но пока находятся в ожидании, когда власти смогут предоставить инфраструктуру.

Недавно премьер-министр  РФ Дмитрий Медведев подписал постановление  о создании промышленно-производственной особой экономической зоны в Псковской области. На ее создание из федерального бюджета в 2013-2015 годах будет выделено 2 881,5 млн. руб. Бюджет Псковской области выделит на создание инфраструктуры 467,8 млн. рублей.

Две особые экономические  зоны могут появиться в Ступинском районе Московской области в рамках проекта документа «Стратегия инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2025 года». Порядка  десяти резидентов ждут решения, когда  появятся эти особые экономически зоны, и когда они смогут стартовать. На территории одной ОЭЗ смогут разместиться около 20 предприятий, на территории другой планируется размещение 30 предприятий.

В декабре 2011 года было подписано  постановление о создании новой  туристско-рекреационной особой экономической  зоны на территориях двух районов  республики Ингушетия: Джейрахского и  Сунженского. «Вхождение Ингушетии  в Северокавказский туристический  кластер и создание на ее территории особой экономической зоны открывает  широкие возможности системного развития республики», - говорит Глава  республики Юнус-Бек Евкуров. По его  словам, основная задача сегодня, привлечь как можно больше инвестиций, создать  инфраструктуру и затянуть побольше туристов. «В Джейрахском районе будут  строиться два крупных лыжных туристических центра «Армхи» и  «Цори». На базе туристического кластера мы также будем развивать экстремальные  виды спорта, альпинизм, конный туризм», - рассказал он.

Также правительство одобрило расширение площадей уже существующих в регионе туристско-рекреационных  ОЭЗ: на территории Зеленчукского района КЧР и на территориях Черекского, Чегемского и Эльбрусского районов  Кабардино-Балкарии, а также на территории Хунзахского района Дагестана.

Зона экономического благоприятствования  «Ингушетия» (свободная таможенная и офшорная зона), которая функционировала  на территории республики в 1994—1997 годах, так и не смогла стать успешной. По оценкам экспертов, на организацию данной СЭЗ федеральный центр потратил около 1 млрд. рублей, а региону СЭЗ «Ингушетия» не принесла никакой выгоды.

Как следует из приведенных  выше примеров, правильное использование  режима свободных экономических  зон - от идеи создания до полной реализации - когда учтены все важные моменты, включая расположение СЭЗ (близость к районам реализации продукции  и к главным транспортным узлам), наличие недорогой квалифицированной  рабочей силы, благоприятные налоговый  и таможенный режимы, хорошо организованную инфраструктуру и максимальные усилия государства по сокращению коррупции  и бюрократии, приводит к очень  позитивным результатам сначала  для отдельного региона, где учреждена  и работает СЭЗ, а позже для  всего государства.

Модернизация экономики  России невозможна без вывода на рынок  выскотехнологичных продуктов, технологии и инновации должны приносить  прибыль. Для этого необходимо создание инфраструктуры поддержки инноваций. В регионах на бюджетные деньги в  рамках различных программ создаются  элементы инновационной инфраструктуры. Это бизнес-инкубаторы, центры прототипирования, лабораторные комплексы. Такие проекты  необходимо реализовывать в комплексе, и лучший способ для этого –  создание экосистемы технопарков в  сфере высоких технологий.

Комплексная программа «Создание  в Российской Федерации технопарков  в сфере высоких технологий»  утверждена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 10 марта 2006 года №328-р. Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2393-р срок действия программы  продлен до 2014 года.

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках программы, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. В России реализуется стратегия развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.

Государственная функция  в создании технопарков заключается  в создании ключевых точек роста  и снижении рисков для вложения частных  средств при входе в венчурные  инвестиционные проекты. Дальнейшая деятельность по развитию технопарков и выращиванию  в них новых проектов, способных  на равных конкурировать с Google, MySpace, YouTube, должна стать задачей отечественных  предпринимателей.

На первом этапе развития программы (2006-2007 годы) осуществлялись проектные работы и велась подготовка к созданию технопарков, на втором этапе (2008-2010 годы) происходило развитие инфраструктуры. Третий этап развития программы (2011 - 2014 годы) заключается в создании экосистемы технопарков. Технопарки должны представлять собой взаимодополняемые элементы одной системы, которая позволяет  пройти все стадии разработки инновационного проекта – от разработки НИР до мелкосерийного производства. Технопарки создаются как объекты полного  цикла. В рамках программы они  тесно взаимодействуют между  собой для обеспечения синергетического эффекта и обеспечения проектов компаний-резидентов всем спектром услуг, в т.ч. предлагаемых разными технопарками.

В инфраструктуру технопарков  по итогам 2011 года было вложено 7 млрд руб. федеральных средств, 8,5 млрд руб. региональных средств и 4 млрд руб. средств частных  инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого  проекта доказывает создание 9 000 рабочих  мест. По данным, полученным от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, выручка компаний-резидентов технопарков  с 2009 года превысила 39 млрд руб. (за 2011 год  около 17 млрд руб.). Таким образом, возврат  налогов в бюджеты всех уровней  составил 5,6 млрд руб.

Сегодня в России действуют  и развиваются 12 технопарков в 10 регионах. В рамках программы уже  введены в эксплуатацию объекты  технопарков: «Западно-Сибирский инновационный  центр» в Тюменской области; технопарки в Республике Татарстан (Казань) –  «ИТ-парк» и первая очередь «Технополиса «Химград»; первые очереди технопарков  в Новосибирской и Кемеровской  областях (В совокупности площадь  введенных в строй технопарков  составила 169 тыс. кв.м.). В октябре 2011 года в рамках Программы был запущен  бизнес-инкубатор «ИТ-парк Анкудиновка» в Нижегородской области. В Республике Мордовия введен в эксплуатацию объект технопарка – Информационно-вычислительный комплекс, в 2012 году для него планируется  получение сертификата Tier-4. В январе 2012 года в городе Новосибирске с  вводом в строй Центра информационных технологий запущена вторая очередь  «Технопарка Новосибирского Академгородка».

В рамках программы создания высокотехнологичных технопарков  в инфраструктуру технопарков с 2007 по 2011 гг было вложено 7 млрд. руб. из федерального бюджета, 8,5 млрд. из региональных бюджетов и 4 млрд. денег частных инвесторов.

Рис. 3.5 Финансирование технопарков  по источнику средств

Выручка компаний-резидентов технопарков с 2009 по 2011 г. превысила 39 млрд руб (нарастающим итогом).

Рис. 3.6 Выручка резидентов технопарков накопленным итогом

На середину 2012 года 34% проектов резидентов технопарков находятся  в стадии малотиражного производства, 27% – в полноценном производстве, 22% – на стадии НИР и ОКР и 17% переживают стадию жизненного цикла  под названием «промышленный  образец».

Рис. 3.7 Специализация российских технопарков

Треть резидентов технопарков  специализируются на инфокоммуникационных технологиях, четверть – на высокотехнологичной  химии, 16% – на нанотехнологиях, 2% отдают свой интеллект атомной промышленности и космосу[1].

К началу 2011 года было построено  и запущено семь технопарков в  Татарии, Тюмени, Новосибирске, Кемерове и Мордовии. Суммарная выручка  их резидентов в 2010 году составила примерно 14 млрд руб., для сравнения, годом  ранее этот показатель был порядка 7 млрд руб. В основном компании, которые  получили места в технопарках, занимаются стратегическим развитием информационных технологий (19% всех резидентов), 18% резидентов развивают инновационные технологии в добыче полезных ископаемых, а 15% занимаются энергоэффективностью. По сообщениям представителей министерства, основными  генераторами выручки стали технопарки «Химград» и IT-парк (в Казани), а  также новосибирский технопарк. Суммарный объем выручки резидентов технопарков начиная с фактического начала программы технопарков в 2007 году составил более 20 млрд руб., согласно планам министерства, к 2014 году этот показатель можно будет довести до 104,7 млрд руб., при этом количество резидентов должно будет вырасти до 1,5 тыс. (сейчас их около 400).

Важным шагом для развития технопарков стало создание в  июле 2011 года некоммерческого партнерства  «Ассоциация технопарков в сфере  высоких технологий». Ассоциация возникла по инициативе представителей технопарков. Ассоциация – система одного окна для технопарков в отношениях с РВК, «Роснано», «Сколково» и другими институтами развития. Так, в июле 2011 года было заключено трехстороннее соглашения между Минкомсвязью России, фондом «Сколково» и Ассоциацией. Предполагается, что инновационные проекты, отобранные экспертными советами в технопарках, будут получать статус резидентов «Сколково» и финансовую поддержку на начальном этапе развития. Уже сейчас есть созданные в технопарках в сфере высоких технологий проекты, которые были одобрены инновационным центром «Сколково», что подтверждает их эффективность. Одной из задач Ассоциации технопарков должен стать дальнейший мониторинг эффективности работы технопарков после окончания срока действия Программы.

В связи с продлением Программы  с 2011 по 2014 годы в Минкомсвязи России прошло совещание Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких  технологий. Были утверждены новый  формат бизнес-плана (инвестиционного  проекта) создания технопарка в сфере  высоких технологий и методика оценки эффективности использования средств  федерального бюджета. Была усовершенствована  система мониторинга создания технопарков  в сфере высоких технологий и  утверждены новые формы отчетности. Ход реализации программы был одобрен на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи 23 августа 2011 года.

 

3.3. Пути совершенствования  инвестиционной политики Российской  Федерации

 

Чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику.  В качестве основных направлений такого реформирования могут быть предложены:

  • оживление инвестиционного процесса, которое должно осуществляться за счет внутренних ресурсов, в связи с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;
  • активное вовлечение государственных средств и средств предприятий в виде гарантированных инвестиционных ценных бумаг в инвестиционный процесс. Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

Вопрос о привлечении  иностранных инвестиций обсуждается  довольно часто. По мнению экспертов  Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать  около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год. Проблема 2011 года, стоящая перед Россией, затрагивает  все сферы деятельности. По оценкам  специалистов, через год ожидается  выбытие до 25% (в 2011 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для  обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза [17, с.19]. В настоящее время  Россия занимает далеко не первое место  по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд ежегодно. Менее 1% - это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению  с тем, каким потенциалом  обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно  неудовлетворительный показатель с  точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть  себе достойное место среди развитых государств мира.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях