Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88
Преимущества «Титановой
долины» в том, что она находится
на территории Свердловской области, являющейся
одним из наиболее экономически развитых
регионов России. Рядом с «Титановой
долиной» находится крупнейший в
мире производитель полуфабрикатов
из титановых сплавов
В августе 2011 года была одобрена регистрация первого резидента ОЭЗ «Титановая долина» – ООО «ВСМПО-Новые технологии», в декабре 2011 года – второго резидента ОЭЗ - ООО «Синерсис» (учредитель компании - ООО «Электромашиностроительный завод»). В июле 2012 года были одобрены проекты еще двух резидентов, готовых к строительству производства в «Титановая долине». Около десяти компаний с планируемым объемом инвестиций более 100 млн. евро готовы «переехать» в ОЭЗ, но пока находятся в ожидании, когда власти смогут предоставить инфраструктуру.
Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании промышленно-производственной особой экономической зоны в Псковской области. На ее создание из федерального бюджета в 2013-2015 годах будет выделено 2 881,5 млн. руб. Бюджет Псковской области выделит на создание инфраструктуры 467,8 млн. рублей.
Две особые экономические зоны могут появиться в Ступинском районе Московской области в рамках проекта документа «Стратегия инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2025 года». Порядка десяти резидентов ждут решения, когда появятся эти особые экономически зоны, и когда они смогут стартовать. На территории одной ОЭЗ смогут разместиться около 20 предприятий, на территории другой планируется размещение 30 предприятий.
В декабре 2011 года было подписано
постановление о создании новой
туристско-рекреационной особой экономической
зоны на территориях двух районов
республики Ингушетия: Джейрахского и
Сунженского. «Вхождение Ингушетии
в Северокавказский туристический
кластер и создание на ее территории
особой экономической зоны открывает
широкие возможности системного
развития республики», - говорит Глава
республики Юнус-Бек Евкуров. По его
словам, основная задача сегодня, привлечь
как можно больше инвестиций, создать
инфраструктуру и затянуть побольше
туристов. «В Джейрахском районе будут
строиться два крупных лыжных
туристических центра «Армхи» и
«Цори». На базе туристического кластера
мы также будем развивать
Также правительство одобрило
расширение площадей уже существующих
в регионе туристско-
Зона экономического благоприятствования «Ингушетия» (свободная таможенная и офшорная зона), которая функционировала на территории республики в 1994—1997 годах, так и не смогла стать успешной. По оценкам экспертов, на организацию данной СЭЗ федеральный центр потратил около 1 млрд. рублей, а региону СЭЗ «Ингушетия» не принесла никакой выгоды.
Как следует из приведенных
выше примеров, правильное использование
режима свободных экономических
зон - от идеи создания до полной реализации
- когда учтены все важные моменты,
включая расположение СЭЗ (близость
к районам реализации продукции
и к главным транспортным узлам),
наличие недорогой
Модернизация экономики России невозможна без вывода на рынок выскотехнологичных продуктов, технологии и инновации должны приносить прибыль. Для этого необходимо создание инфраструктуры поддержки инноваций. В регионах на бюджетные деньги в рамках различных программ создаются элементы инновационной инфраструктуры. Это бизнес-инкубаторы, центры прототипирования, лабораторные комплексы. Такие проекты необходимо реализовывать в комплексе, и лучший способ для этого – создание экосистемы технопарков в сфере высоких технологий.
Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года №328-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2393-р срок действия программы продлен до 2014 года.
Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках программы, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. В России реализуется стратегия развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.
Государственная функция в создании технопарков заключается в создании ключевых точек роста и снижении рисков для вложения частных средств при входе в венчурные инвестиционные проекты. Дальнейшая деятельность по развитию технопарков и выращиванию в них новых проектов, способных на равных конкурировать с Google, MySpace, YouTube, должна стать задачей отечественных предпринимателей.
На первом этапе развития
программы (2006-2007 годы) осуществлялись
проектные работы и велась подготовка
к созданию технопарков, на втором этапе
(2008-2010 годы) происходило развитие инфраструктуры.
Третий этап развития программы (2011 - 2014
годы) заключается в создании экосистемы
технопарков. Технопарки должны представлять
собой взаимодополняемые
В инфраструктуру технопарков
по итогам 2011 года было вложено 7 млрд руб.
федеральных средств, 8,5 млрд руб. региональных
средств и 4 млрд руб. средств частных
инвесторов. Эффективность создания
технопарков как социально-
Сегодня в России действуют
и развиваются 12 технопарков в 10
регионах. В рамках программы уже
введены в эксплуатацию объекты
технопарков: «Западно-Сибирский
В рамках программы создания
высокотехнологичных
Рис. 3.5 Финансирование технопарков по источнику средств
Выручка компаний-резидентов технопарков с 2009 по 2011 г. превысила 39 млрд руб (нарастающим итогом).
Рис. 3.6 Выручка резидентов технопарков накопленным итогом
На середину 2012 года 34% проектов резидентов технопарков находятся в стадии малотиражного производства, 27% – в полноценном производстве, 22% – на стадии НИР и ОКР и 17% переживают стадию жизненного цикла под названием «промышленный образец».
Рис. 3.7 Специализация российских технопарков
Треть резидентов технопарков специализируются на инфокоммуникационных технологиях, четверть – на высокотехнологичной химии, 16% – на нанотехнологиях, 2% отдают свой интеллект атомной промышленности и космосу[1].
К началу 2011 года было построено
и запущено семь технопарков в
Татарии, Тюмени, Новосибирске, Кемерове
и Мордовии. Суммарная выручка
их резидентов в 2010 году составила примерно
14 млрд руб., для сравнения, годом
ранее этот показатель был порядка
7 млрд руб. В основном компании, которые
получили места в технопарках, занимаются
стратегическим развитием информационных
технологий (19% всех резидентов), 18% резидентов
развивают инновационные
Важным шагом для развития
технопарков стало создание в
июле 2011 года некоммерческого партнерства
«Ассоциация технопарков в
В связи с продлением Программы
с 2011 по 2014 годы в Минкомсвязи России
прошло совещание Межведомственной
комиссии по координации деятельности
по созданию, функционированию и развитию
технопарков в сфере высоких
технологий. Были утверждены новый
формат бизнес-плана (инвестиционного
проекта) создания технопарка в сфере
высоких технологий и методика оценки
эффективности использования
3.3. Пути совершенствования
инвестиционной политики
Чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику. В качестве основных направлений такого реформирования могут быть предложены:
Вопрос о привлечении
иностранных инвестиций обсуждается
довольно часто. По мнению экспертов
Минэкономразвития, для достижения
устойчивого развития России в ближайшие
20 лет потребуется инвестировать
около $2 трлн. средств из разных источников
или по $100 млрд. в год. Проблема 2011
года, стоящая перед Россией, затрагивает
все сферы деятельности. По оценкам
специалистов, через год ожидается
выбытие до 25% (в 2011 г. до 50%) производственных
фондов вследствие их износа. И для
обеспечения хотя бы его простого
воспроизводства основного