Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Показатель отношения  прямых иностранных инвестиций на душу населения также иллюстрирует неоднородность распределения прямых иностранных  инвестиций по регионам. Ниже приведены  кривая Лоренца (рис. 3.2) и коэффициент Джини (рис. 3.3), характеризующие неравенство регионов по этому показателю.

Рис. 3.2 Распределение объема ПИИ на душу населения в 2010 году по регионам России (кривая Лоренца)

Рис. 3.3 Коэффициент Джини  за период 2008-2010 гг.

Из графика кривой Лоренца  видно, что на 90% регионов приходится менее 20% душевого притока ПИИ. Коэффициент  Джини для распределения ПИИ  на душу населения по регионам в 2010 году составил около 0,88, что свидетельствует  о сохраняющейся высокой концентрации существенной доли привлекаемых ПИИ  в незначительном числе регионов. При этом наряду с сохранением  явных диспропорций прослеживается незначительная тенденция к выравниванию показателя, что можно считать  положительным сигналом.

Общие инвестиции в России в 2010 году показали явную тенденцию  к снижению. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта - импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2009г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий [8, 35]

Снижение темпов и объемов  производства и увеличение импорта  наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим  уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается  процентная кредитная ставка, а также  катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности. Успешное развитие российской экономики  невозможно без решения целого круга  проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального  характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную  систему.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим  кризисом, и в начале 2010 г. падение  промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале  по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального  спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное  воздействие на рост инвестиций и  потребления в России.

Согласно данным Росстата, рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению  с 21,1% в 2009 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом  квартале 2009 года на 2,3% по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года, что, в основном, было обусловлено  усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в  четвертом квартале 2009 г. до 1.9% в  третьем квартале 2010 г. в связи  с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения [16, с.60].

Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились в  области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении  электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные  инвестиционные планы на ближайшие  годы сохраняют энергетики. В феврале  правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики  на 2011 год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, эти  программы сформированы «исходя  из необходимости обеспечения надежного  и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год». Напомним, правительством РФ были одобрены (в основном перечне) важнейшие объекты электроэнергетики, финансирование которых в 2010 году будет происходить в том числе с использованием целевых инвестиционных средств. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2008-2012 годы» и др.

Однако, несмотря на то, что  необходимость активизации инвестиционного  процесса декларируется в программных  документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного  кризиса, продолжают сказываться на экономике. Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями  экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и  сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне..

Расчеты показывают, что  взятие «инвестиционного барьера» потребует  поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые  темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2007-2015 гг. - 4-5% в год, в 2016-2020 гг. - более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода [8, 35].

В электроэнергетике при  сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к  концу текущего десятилетия. Появление  этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших  парковый ресурс. По данным Института  энергетических исследований РАН, до 2011 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт  мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. - 72 млн. кВт (52%). Во избежание  дефицита энергетических мощностей  инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению  с предшествующим пятилетием: в 2007-2011 гг. - в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. - в 2,2 раза. На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью [16, 70]:

  • достройки федеральной опорной транспортной сети (без учета строительства международных транспортных коридоров);
  • развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;
  • развития газотранспортной системы, включая строительство в 2007-2020 гг. более 23 тыс. км новых магистральных газопроводов, из них свыше 7 тыс. км - в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2006 гг. - 4,8 тыс. км);
  • замещения основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа - более 60%2 (2004 г.), а по транспортным средствам - более 70%.

Необходимые инвестиции в  транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2007-2011 гг. - в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

В нефтегазовом комплексе  освоение новых месторождений в  северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах  только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют  наращивания капиталовложений: в  2007-2011 гг. - в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза. Между тем для России сейчас открыты реальные возможности по улучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:

  • интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок;
  • благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.

При этом риски для России заключаются в следующем:

  • в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционного барьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;
  • вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.

В целом можно сделать  вывод, что финансовый кризис негативно  повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как  внутренних, так и иностранных. В  связи с тем, что в настоящее  время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия  России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий  потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней  практике.

 

3.2. Свободные экономические  зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ

 

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия ФЗ об ОЭЗ 22.07.2005. С 2006 года по 2012 год в ОЭЗ России пришло более 300 инвесторов, в том числе 44 иностранные компании. «Нужны условия, при которых можно было бы свободную экономическую зону создать. У нас они функционируют, функционируют неплохо. В некоторых местах, не везде правда, но, в основном, работают успешно», - отмечает президент РФ Владимир Путин.

Управлением особых экономических  зон в России занимается ОАО «Особые  экономические зоны». Организация  была создана в 2006 году с целью  внедрения лучшей мировой практики в развитии и управлении ОЭЗ и  привлечения ПИИ в Россию. По состоянию на 1 января 2012 г. резидентами российских СЭЗ являлись 306 компаний, 44 из которых иностранные компании из 20 стран». Повлиять на эффективность СЭЗ в будущем, могут: конкуренция как с зарубежными СЭЗ, так и с частными индустриальными парками России, такими как парки в Калуге и Нижнем Новгороде; разделение СЭЗ по отраслевому признаку, например, производство, туризм, инновации, портовая деятельность (такое разделение означает, что производственная отрасль не будет взаимодействовать с инновационным сектором, что уменьшает экономическую гибкость); недостаток квалифицированной рабочей силы.

К промышленно-производственным зонам относятся территории Елабужского  района Республики Татарстан и Грязинского  района Липецкой области. Кроме того, в 2010 г принято решение о создании ОЭЗ подобного типа в Самарской  области и ОЭЗ «Титановая долина»  на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области. Основные направления деятельности, которые  развивают в рамках промышленных зон: производство автомобилей и  автокомпонентов; производство строительных материалов; производство химической и нефтехимической продукции; производство бытовой техники и торгового  оборудования и др.

Инновационные (технико-внедренческие, или технологические парки) расположены  в научно-образовательных центрах  с богатыми научными традициями и  признанными исследовательскими школами. Инвестирование в проекты открывает  возможности для развития инновационного бизнеса и наукоемкого производства. На территории РФ функционируют четыре инновационные зоны, расположенные на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Туристические (туристско-рекреационные) зоны располагаются в самых красивых регионах России, пользующихся спросом  со стороны туристов, и предлагают благоприятные условия для организации  туристического, спортивного, рекреационного и аналогичных видов бизнеса.

Портовые (портово-логистические) зоны располагаются вблизи основных глобальных транзитных коридоров. Их положение  позволяет инвесторам получить доступ к быстрорастущему рынку портово-логистических  услуг на Дальнем Востоке и  в центральной части России.

В 2007 году в Калужской  области было создано ОАО «Корпорация  развития Калужской области» (КРКО), региональный институт развития, государственный  оператор индустриальных парков Калужской  области. За несколько лет работы Корпорация привлекла большое количество иностранных инвесторов. Инвестиции, в созданные в результате работы Корпорации развития Калужской области  индустриальные парки, превысили 152,7 млрд. рублей. В области было создано  более 17,5 тыс. рабочих мест.

Рис. 3.4 Динамика роста ВРП  на душу населения, 2005-2010 гг.

 

Одной из самых последних  особых экономических зон, созданных  на территории России, является ОЭЗ  промышленно-производственного типа «Титановая долина». ОЭЗ «Титановая долина» создана на территории Верхнесалдинского  городского округа Свердловской области  постановлением Правительства РФ от 16.12.10 г.

«Титановая долина» вошла  в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта ОЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ.

Основная цель этой особой экономической зоны - создание предприятий, использующих наиболее современные  технологии при производстве продукции  в области машиностроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии. Планируется, что за весь срок существования ОЭЗ будет  привлечено 50 резидентов, которые обеспечат 10 тысяч рабочих мест. Согласно оценкам  экспертов, на реализацию проекта потребуется  около 27 млрд. рублей.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях