Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88
Показатель отношения прямых иностранных инвестиций на душу населения также иллюстрирует неоднородность распределения прямых иностранных инвестиций по регионам. Ниже приведены кривая Лоренца (рис. 3.2) и коэффициент Джини (рис. 3.3), характеризующие неравенство регионов по этому показателю.
Рис. 3.2 Распределение объема ПИИ на душу населения в 2010 году по регионам России (кривая Лоренца)
Рис. 3.3 Коэффициент Джини за период 2008-2010 гг.
Из графика кривой Лоренца
видно, что на 90% регионов приходится
менее 20% душевого притока ПИИ. Коэффициент
Джини для распределения ПИИ
на душу населения по регионам в 2010
году составил около 0,88, что свидетельствует
о сохраняющейся высокой
Общие инвестиции в России в 2010 году показали явную тенденцию к снижению. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта - импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2009г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий [8, 35]
Снижение темпов и объемов
производства и увеличение импорта
наблюдается также в других отраслях.
Повсеместная отрицательная динамика,
прежде всего, связана с низким технологическим
уровнем производства и конкурентоспособности.
Происходит инфляция издержек, снижается
процентная кредитная ставка, а также
катастрофически не хватает ресурсов
для проведения модернизации производства
и, как следствия, снижения его эффективности.
Успешное развитие российской экономики
невозможно без решения целого круга
проблем отраслевого, регионального,
институционального и инструментального
характера, что и является приоритетной
задачей современной
Планы правительства России
по развитию инвестиционной деятельности
во многом были нарушены финансово-экономическим
кризисом, и в начале 2010 г. падение
промышленного производства продолжилось
- на 16% в январе и на 13% в феврале
по сравнению с соответствующими
периодами предыдущего года. Сокращение
кредитных ресурсов, сокращение глобального
спроса, чрезвычайная неопределенность
в мировой экономике и рост
безработицы оказали
Согласно данным Росстата, рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению с 21,1% в 2009 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2009 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2009 г. до 1.9% в третьем квартале 2010 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения [16, с.60].
Темпы инвестиций в промышленность,
в прошлом году сохранились в
области положительных значений
(в том числе прирост
Однако, несмотря на то, что
необходимость активизации
Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2007-2015 гг. - 4-5% в год, в 2016-2020 гг. - более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода [8, 35].
В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия. Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2011 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. - 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2007-2011 гг. - в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. - в 2,2 раза. На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью [16, 70]:
Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2007-2011 гг. - в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.
В нефтегазовом комплексе
освоение новых месторождений в
северной и восточной частях страны,
а также компенсация
При этом риски для России заключаются в следующем:
В целом можно сделать
вывод, что финансовый кризис негативно
повлиял на инвестиции в России:
их объем заметно снизился. Остается
надеяться, что эта ситуация временна,
и в ближайшем будущем наша
страна увеличит приток инвестиций как
внутренних, так и иностранных. В
связи с тем, что в настоящее
время инвестиционная активность, несмотря
на некоторые положительные
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия ФЗ об ОЭЗ 22.07.2005. С 2006 года по 2012 год в ОЭЗ России пришло более 300 инвесторов, в том числе 44 иностранные компании. «Нужны условия, при которых можно было бы свободную экономическую зону создать. У нас они функционируют, функционируют неплохо. В некоторых местах, не везде правда, но, в основном, работают успешно», - отмечает президент РФ Владимир Путин.
Управлением особых экономических зон в России занимается ОАО «Особые экономические зоны». Организация была создана в 2006 году с целью внедрения лучшей мировой практики в развитии и управлении ОЭЗ и привлечения ПИИ в Россию. По состоянию на 1 января 2012 г. резидентами российских СЭЗ являлись 306 компаний, 44 из которых иностранные компании из 20 стран». Повлиять на эффективность СЭЗ в будущем, могут: конкуренция как с зарубежными СЭЗ, так и с частными индустриальными парками России, такими как парки в Калуге и Нижнем Новгороде; разделение СЭЗ по отраслевому признаку, например, производство, туризм, инновации, портовая деятельность (такое разделение означает, что производственная отрасль не будет взаимодействовать с инновационным сектором, что уменьшает экономическую гибкость); недостаток квалифицированной рабочей силы.
К промышленно-производственным зонам относятся территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. Кроме того, в 2010 г принято решение о создании ОЭЗ подобного типа в Самарской области и ОЭЗ «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области. Основные направления деятельности, которые развивают в рамках промышленных зон: производство автомобилей и автокомпонентов; производство строительных материалов; производство химической и нефтехимической продукции; производство бытовой техники и торгового оборудования и др.
Инновационные (технико-внедренческие,
или технологические парки) расположены
в научно-образовательных
Туристические (туристско-рекреационные)
зоны располагаются в самых красивых
регионах России, пользующихся спросом
со стороны туристов, и предлагают
благоприятные условия для
Портовые (портово-логистические)
зоны располагаются вблизи основных
глобальных транзитных коридоров. Их положение
позволяет инвесторам получить доступ
к быстрорастущему рынку
В 2007 году в Калужской области было создано ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО), региональный институт развития, государственный оператор индустриальных парков Калужской области. За несколько лет работы Корпорация привлекла большое количество иностранных инвесторов. Инвестиции, в созданные в результате работы Корпорации развития Калужской области индустриальные парки, превысили 152,7 млрд. рублей. В области было создано более 17,5 тыс. рабочих мест.
Рис. 3.4 Динамика роста ВРП на душу населения, 2005-2010 гг.
Одной из самых последних
особых экономических зон, созданных
на территории России, является ОЭЗ
промышленно-производственного
«Титановая долина» вошла в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта ОЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ.
Основная цель этой особой экономической зоны - создание предприятий, использующих наиболее современные технологии при производстве продукции в области машиностроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии. Планируется, что за весь срок существования ОЭЗ будет привлечено 50 резидентов, которые обеспечат 10 тысяч рабочих мест. Согласно оценкам экспертов, на реализацию проекта потребуется около 27 млрд. рублей.