Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

В США механизм трансформации  сбережений в инвестиции базировался  на широком развитии ссудосберегательных  ассоциаций, привлекавших сбережения личного сектора для предоставления целевых кредитов жилищному строительству  и различным отраслям промышленности.

Во многих развивающихся  странах устойчивый рост экономики  во многом обусловлен тем, что основную часть денежных потоков удалось  локализовать в государственных  банках, которые размещали мобилизованные сбережения и кредитные ресурсы  в производственные инвестиции в  соответствии с заданными приоритетами социально-экономического развития и  по регулируемым процентным ставкам.

В российской экономике, характеризующейся  несбалансированной структурой и затяжным кризисом, преодоление инвестиционного  спада и восстановление инвестиционной активности невозможно без целенаправленного  регулирования государством денежных потоков и процентных ставок. Лишь при достижении устойчивого роста  экономики роль государственного воздействия  на финансовые рынки в целом должна уменьшаться.

Совершенствование структуры  денежной массы связано также  со снижением доли наличных денег  в обращении, для чего требуются  введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация  расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое  пространство деятельности банковского  сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Одной из первоочередных задач  современного этапа является полное восстановление платежной системы, ограничение бартерных сделок, вытеснение из обращения огромной массы платежных  средств, которые не могут служить  полноценным ресурсом для формирования потенциала накоплений. Основными способами  ее решения могут быть проведение взаимозачетов, переход к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета  коммерческих векселей, организация  эмиссии и налаживание обращения  складских свидетельств, закладных  и иных разрешенных законом платежных  инструментов, удешевление кредитных  ресурсов, привлекаемых для финансирования основного и оборотного капитала, секьюритизация просроченной задолженности.

Секьюритизация просроченной задолженности предприятий может  проводиться путем выпуска коммерческих векселей и складских обязательств, имеющих соответствующее товарное наполнение. При этом решение проблемы неплатежей должно быть совмещено с  расширением предложения на товары отечественного производства и инициированием спроса на них. Значительную роль при  этом могли бы сыграть региональные маркетинговые центры, функционирование которых способствовало бы проведению сделок между предприятиями на основе аккумулирования информации о рынке  продукции и размещения заказов.

Решение проблемы неплатежей на неинфляционной основе, выступая одним  из направлений оздоровления денежного  обращения, является важнейшим условием роста производства и инвестиций. Кроме того, для повышения эффективности системы регулирования денежного обращения и исключения возможностей активизации эмиссионных механизмов, не сопровождающихся расширением предложения товаров, необходимо обеспечить усиление валютного регулирования и контроля, нацеленное на пресечение нелегального вывоза капитала и вытеснение иностранной валюты из внутриэкономического оборота.

В последние годы в российской экономике наметились положительные  сдвиги в структуре денежного  предложения, связанные с некоторым  уменьшением доли наличных денег  в обращении и доли неденежных форм расчетов. Нейтрализация эффекта  вытеснения частного спроса на кредитные  ресурсы государственным посредством  реорганизации условий размещения государственных ценных бумаг, контролируемое целевое расширение денежной массы (при обеспечении превышения темпов роста денежной массы над темпами  роста инфляции) обусловили снижение уровня процентных ставок. Банк России (пока в качестве эксперимента) приступил  к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета векселей финансово  устойчивых предприятий.

Создание механизмов притока  капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной  организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному  хозяйству каналов обеспечения  производства инвестиционными источниками  в наибольшей степени представлен  лишь один - собственные средства предприятий. Роль кредитной системы и фондового  рынка в механизме трансформации  сбережений в производственные инвестиции, как показал предшествующий анализ, не является существенной.

Формирование эффективной  инфраструктуры финансового рынка. Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы  регулирования в соответствии с  заявленными приоритетами экономической  политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в  экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система могла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.

Важное значение в повышении  инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы  стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных  и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных  гарантий.

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также  отнести снижение нормативов резервных  отчислений и льготное налогообложение. Известно, что в настоящее время  резервная политика Банка России предусматривает усреднение нормативов обязательных резервных отчислений. Между тем в интересах экономики  следовало бы установить механизм, дифференцирующий величину резервных  отчислений от привлеченных средств  в зависимости от направления  использования активов банка. При  этом меньшее значение должно соответствовать  использованию средств для производственного  инвестирования, большее - применяться  при вложении средств в валютные активы. Это способствовало бы более  эффективному регулированию структуры  денежной массы путем сокращения возможностей направления средств  на рынки, характеризующиеся высоким  инфляционным эффектом, вытеснению иностранной  валюты из денежного обращения, стимулированию финансирования реальных проектов путем  переориентации денежной массы со спекулятивных  операций в производство.

Среди возможностей использования  льготного налогообложения для  стимулирования инвестиционной активности коммерческих банков могут быть рассмотрены  такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов.

Оптимальным подходом к решению  проблемы повышения экономической  заинтересованности банков в осуществлении  инвестиционной деятельности с помощью  льготного налогообложения является тот, который предполагает, с одной  стороны, невысокие потери для бюджета, а с другой - стимулирует коммерческие банки направлять ресурсы в производственный сектор, а не в иные сферы деятельности, по доступным для производства процентным ставкам. Такой подход может достигаться  путем компенсации потерь банков от выделения низкодоходных для  них кредитов за счет предоставления налоговых льгот. При этом данные стимулирующие меры могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне - в виде предоставления льгот  по ставкам налогов, зачисляемых  в региональные или местные бюджеты  в пределах полномочий соответствующих  органов.

Возможности повышения инвестиционной активности коммерческих банков во многом обусловлены состоянием их ресурсной  базы. Кризисные события 1997-1998 гг. существенно  подорвали устойчивость российской банковской системы и вызвали  обострение проблем формирования ее ресурсов. В данной ситуации резко  возросла необходимость создания условий, позволяющих обеспечить устойчивость банковского сектора и в то же время привлечение сбережений широких слоев частных вкладчиков.

Одним из таких условий  выступает организация системы  защиты частных вкладов, введение которой  способствует укреплению доверия населения  к государству и банковскому  сектору.

Создание системы гарантирования депозитов. Мировой опыт показывает, что введение системы гарантирования депозитов является необходимой составляющей комплекса мер, направленных на масштабную мобилизацию сбережений населения.

Создание системы гарантирования депозитов является фактором существенного  потенциального увеличения ликвидности  как отдельных кредитных институтов, так и в целом кредитной  системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов  из банков. Отток частных вкладов, являющихся нередко значительной частью банковских ресурсов, может привести к банкротству даже устойчивых банков, не говоря о кредитных организациях, которые испытывают серьезные финансовые затруднения при неблагоприятной  экономической ситуации.

Ресурсы институтов системы  гарантирования депозитов формируются  за счет взносов кредитных организаций, кредитов национальных банков и международных  финансовых организаций. Взносы кредитных  организаций, как правило, включают вступительный и регулярные взносы. При этом величина последних определяется в зависимости от объемов привлеченных средств и колеблется обычно в  пределах 0,03-0,3% от суммы обязательств.

Следует отметить, что в  России уже существует определенный задел по гарантированию вкладов. Доминирующая доля частных депозитов (в настоящее  время около 85% от совокупного объема вкладов банковской системы) приходится на Сберегательный банк РФ. В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" на Сбербанк распространяются государственные  гарантии по вкладам. Поэтому речь идет в основном об оставшихся 14-15% суммы  частных вкладов, приходящихся на другие коммерческие банки. Вместе с тем  следует более четко определить гарантии государства по вкладам  в Сбербанке РФ путем принятия нового закона или дополнения к уже  существующим.

В законопроекте "О гарантировании вкладов граждан в банках" предусматриваются  обязательный порядок внесения вступительного (0,5% от собственных средств банка) и календарных взносов (до 1% от средней  хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный  год) для банков, осуществляющих привлечение средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы. Однако, учитывая различную степень устойчивости коммерческих банков, при определении величины регулярных взносов целесообразно было бы исходить из принципа установления взаимосвязи между данной величиной и показателями финансового состояния банка.

В этом плане может быть использован опыт Финляндии, где  регулярные взносы состоят из фиксированной  части (0,05%) от размера застрахованных вкладов и части, которая зависит  от показателя достаточности капитала: чем ниже капитальная позиция  банка, тем выше вторая часть взноса (верхний предел составляет 0,25%). Данный подход стимулирует кредитные организации  к увеличению собственных средств  и уменьшению рисков, что является весьма актуальным в российских условиях.

Эффективность функционирования системы гарантирования депозитов  зависит от многих факторов, одним  из которых является тесная координация  работы институтов по страхованию вкладов  со специализированными институтами  надзора, реструктуризации банковской системы, внешнего и внутреннего  аудита. Такая координация позволяет  поддерживать стабильность кредитной  системы и отдельных кредитных  организаций путем мониторинга  состояния и управления всеми  стадиями развития банка.

Создание в России системы  гарантирования вкладов при осуществлении  мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному  развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста инвестиционной активности кредитных  институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс  средства населения.

Активное содействие государства  формированию механизмов трансформации  сбережений в производственные инвестиции должно осуществляться по ряду направлений, предполагающих как повышение привлекательности размещения сбережений в функционирующие финансово-кредитные институты, так и развитие новых институтов. Это требует активных мер государственной политики по формированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, способных мобилизовать долгосрочные финансовые ресурсы (системы негосударственного пенсионного обеспечения, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, ипотечных институтов и т.д.), повышение эффективности банковской системы по аккумуляции сбережений и инвестированию.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях