Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Таким образом, государственная  политика должна быть направлена, с  одной стороны, на создание равных условий  для вложений в различные секторы  экономики, обеспечение государственной  поддержки и гарантий частных  инвестиций, а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения конкурентоспособных  реальных ставок по банковским депозитам  должны не только укрепляться надежность и стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической  работы, но и снизиться риски в  экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций [11].

 

1.4.2. Налоговая политика

 

В области налоговой политики создание благоприятных условий  активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых  льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения  части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью  развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного  строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

В Налоговом кодексе льготы по налогообложению существенно  сокращены. В частности, в системе  налоговых скидок не предусмотрена  льгота по расходам на капитальные  вложения. Это связано с тем, что  данная льгота во многом не выполняла  возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики  из-за неконкретности механизма реализации, предусмотренного законодательством. Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется  при условии полного использования  суммы начисленной амортизации) усложняло расчет налогооблагаемой прибыли и оставляло возможность  для уклонения от налогов.

Более эффективным видом  налоговых льгот, получившим распространение  в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает  уменьшение в течение определенного  срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным  налогам с последующей поэтапной  уплатой суммы кредита и начисленных  процентов. В отличие от других видов  льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в  большей степени учитывает имущественное  положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким  ставкам, то применение инвестиционного  налогового кредита - для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок применения инвестиционного-налогового кредита  был определен Федеральным законом "Об инвестиционном налоговом кредите", однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот  не получил распространения. В Налоговом  кодексе инвестиционный налоговый  кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:

• проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ или технического перевооружения собственного производства;

• осуществление внедренческой  или инновационной деятельности, включая создание новых или совершенствование  применяемых технологий, а также  применение новых видов сырья  или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

В первом случае сумма инвестиционного  кредита может быть равна 30% стоимости  приобретенного для проведения НИОКР  или технического перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма  кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и  заинтересованной организацией.

Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых  кредитов по разным основаниям при  соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом отчетном периоде  суммы, на которые уменьшаются платежи  по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия  договоров об инвестиционном налоговом  кредите. Накопленная в течение  налогового периода сумма кредита  не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

Инвестиционный налоговый  кредит может предоставляться на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые  на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам Федерации  и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания  и условия предоставления инвестиционного  налогового кредита (в том числе  сроки действия и ставки процентов  за кредит) по региональным местным  налогам соответственно.

Правовые и нормативные  методы регулирования. Совершенствование  правового регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших  условий его активизации. Базисными  законами в области инвестиционной деятельности являются, как отмечалось. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений" № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в  Российской Федерации" № 160-ФЗ. Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском  кодексе Российской Федерации.

Между тем в практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые  требуют правовой регламентации. К  ним можно отнести: гарантии реального  обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных  инвесторов, непредсказуемого и частого  изменения таможенных пошлин, а также  несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного  воздействия, повысить роль правовой регламентации  хозяйственной жизни, создать эффективную  систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к  использованию нормативных методов  регулирования экономики.

Широкое применение нормативных  методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических  нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного  резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной  деятельности, критериев конкурсов  инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые  предстоит решить, очевидно, что  для инициирования устойчивого  инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению  благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов  экономического регулирования, учитывающих  реальную инвестиционную ситуацию. [10]

Можно сделать вывод, что  главная цель политики стимулирования инвестиционных процессов - воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков. Основным направлением стимулирования инвестиций является предоставление разного рода льгот. При этом льготы предоставляются предпринимателям при выполнении следующих условий:

- содействие росту занятости  населения;

- содействие мелкому и  среднему предпринимательству;

- проведение НИОКР;

- содействие расширению  экспорта.

Государство также может  осуществлять финансирование инвестиционных вложений на основе своего участия  в программах на паевых началах и  предоставления гарантий для займов. Финансовые льготы - рассмотренные  и иные - требуют значительных денежных затрат, а значит, создания дополнительных фондов. Поэтому эти меры стимулирования инвестиций чаще применяются в практике промышленно развитых стран и  реже - в практике развивающихся  стран и государств с переходной экономикой.

В развитых государствах также  широко используются налоговые льготы, в частности, ускоренная амортизация, снижение ставок корпоративного налога.

В развивающихся странах  чаще применяется практика снижения налоговых ставок, возврата налогов, предоставления налоговых каникул. Их период может достигать 1-5лет, иногда до 10-25 лет. Еще одна форма стимулирования - сниженные ставки таможенных пошлин, которые предоставляются на период 5-10 лет, а для некоторых проектов 15-23 года.

В практике стимулирования инвестиций промышленно развитых стран  преобладают финансовые средства, а  в практике развивающихся государств и стран с переходной экономикой - фискальные или налоговые средства стимулирования; чаще используются льготные таможенные пошлины на импортируемое  производственное оборудование (что  в промышленно развитых странах  является малоэффективной мерой  в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного  оборудования - несколько процентов), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых  каникул.

В странах с переходной экономикой применяются следующие  методы стимулирования инвестиций: уменьшение стандартного уровня ставки налога на корпоративные доходы; предоставление налоговых каникул; льготные ставки пошлин на используемое сырье или  оборудование. В некоторых странах  используется система так называемой налоговой стабилизации, которая  гарантирует неувеличение налоговых  ставок в течение установленного срока. Подобная система действует  в силу финансовой и правовой нестабильности того или иного принимающего государства.

В целом льготы, главным  образом налоговые, носят индивидуальный характер. Их применение зависит от характера отрасли или специализации  предприятия. В отраслевом разрезе  приоритет отдается наиболее наукоемким и техноемким отраслям.

Секретариатом ЮНКТАД разработана  классификация средств стимулирования капиталовложений, включающая три группы стимулов:

  • фискальные льготы;
  • финансовые льготы;
  • прочие льготы.

Фискальные стимулы подразделяются на следующие формы:

1) снижение ставки налога  на прибыль корпораций;

2) налоговые каникулы;

3) увеличение сумм амортизационных  отчислений;

4) разрешение последующего  зачета потерь, полученных в первый  период работы, в счет будущих  прибылей;

5) инвестиционные и реинвестиционные  скидки;

6) сокращение взносов  в социальные фонды;

7) сокращение суммы налогооблагаемой  прибыли в зависимости от количества  работающих и других расходов  на рабочую силу;

8) стимулы, связанные со  снижением ставки НДС, включая  уменьшение налога на прибыль  корпораций или предоставление  кредитов в связи с повышением  доли местного сырья или промежуточной  продукции;

9) снижение экспортных  пошлин;

10) преференциальное налогообложение  доходов от экспорта;

11) сокращение налоговых  ставок на специальные поступления  иностранной валюты, в том числе  за экспорт произведенных товаров;

12) налоговые кредиты на  внутренние продажи в обмен  на экспортные поступления;

13) налоговые кредиты в  связи с использованием местного  сырья в производстве товара, предназначенного на экспорт;

14) сокращение налогообложения  экспортно-ориентированного производства.

Группа финансовых стимулов включает в себя:

1) прямые субсидии на  покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых  расходов конкретного инвестиционного  проекта;

2) субсидированные займы;

3) гарантии на предоставляемые  займы;

4) гарантированные экспортные  кредиты;

5) участие государственного  капитала в инвестициях в проекты  с высоким коммерческим риском;

6) правительственное страхование  льготных кредитов, предоставляемое  для некоторых видов риска.  Например, при изменении курса  валюты, девальвации или по некоммерческим  рискам - экспроприации, изменении  политического строя страны и  др.

Третья группа средств  стимулирования - прочие льготы - подразделяется на:

1) субсидирование расходов  на создание или реконструкцию  инфраструктуры инвестиционного  проекта;

2) субсидирование услуг,  в том числе помощь в нахождении  источника финансирования, разработке  проектов, предоставление информации  о конъюнктуре рынков, наличии  сырья, помощь в подготовке  кадров, предоставление технических  возможностей для развития ноу-хау  или улучшение контроля за  качеством;

3) заключение преференциальных  государственных контрактов;

4) закрытие рынка для  последующего прихода других  производителей или предоставление  монопольных прав на производство  тех или иных товаров;

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях