Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное стимулирование инвестиционной политики РФ….6
1.1. Понятие, сущность и виды инвестиционной политики……………………6
1.2. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..13
1.3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций…………………………………………………………….19
1.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики…………………22
1.4.1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций……………22
1.4.2. Налоговая политика………………………………………………………31
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций…………………………………..39
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………………39
2.2. Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………47
Глава 3. Анализ инвестиционной политики России на современном этапе…53
3.1. Инвестиционная активность России за период 2008-2011 года…………53
3.2. Свободные экономические зоны, технопарки и приоритетные национальные проекты в РФ……………………………………………………60
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………………..70
Глава 4. Расчетная часть………………………………………………...………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………...88

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех установленных  ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные  последствия устраняются за счет созданных запасов или возмещаются  страховыми выплатами.

 

2.2. Анализ рисков инвестиционного  проекта

 

В настоящее  время в России происходит процесс  стабилизации и развития производств, в частности базовых для российской экономики добывающих и перерабатывающих отраслей. Металлургия является базовой  отраслью промышленности России и, в  значительной степени определяет жизнеспособность экономики в целом.

Для обеспечения своей конкурентоспособности  перед предприятиями встанет  задача разработки системы оценки и  управления инвестиционными проектами  и, как следствие, разработка эффективной  системы оценки и управления инвестиционными  рисками металлургических предприятий.

Под рисками инвестиционных проектов понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей  эффективности проекта, возникающее  под влиянием неопределенности. В  количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных  показателей проекта: чистой текущей  стоимости (ЧТС) внутренней нормы доходности (ВНД) и срока окупаемости.

На данный момент единой классификации инвестиционных  рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующее основные риски, присущие практически всем инвестиционным проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.

Маркетинговый риск — это  риск недополучение прибыли в  результате снижения объема реализации или цены товара. Причиной его возникновения  может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая  оценка будущего объема продаж.

Риски несоблюдения графика  и превышения бюджета проекта - причины возникновения таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективные  (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Все это приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

К общеэкономическим относят  риски, связанные с внешними по отношению  к предприятию факторами, например: риск увеличения конкуренции в отрасли  из-за общего развития экономики в  стране и риск выхода на рынок новых  игроков и др.

Процедуру оценки и анализа  инвестиционных рисков можно представить  в виде схемы.

Таблица 2.1

Процедура оценки и управления риском

Этапы жизненного цикла проекта

Этапы планирования и управления инвестиционными рисками

Планирование проекта

Качественный анализ

Количественный анализ

Реализация проекта

Управление выявленными  рисками

Завершение проекта

Подведение итогов проекта, анализ реализовавшихся рисков


 

Результатом качественного  анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты  проекта – список вопросов помогающий выявить существующий риск.

Для металлургических предприятий  наиболее характерны следующие основные риски: не достижение  плановых объемов  продаж как за счет их меньшего физического  объема (в натуральном выражении), так и за счет более низкой цены, а так же снижение нормы прибыли  из-за роста цен на сырье.

Существует несколько  основных методик проведения количественного анализа: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло).

Анализ чувствительности - это стандартный метод количественного анализа, который заключается в изменении значений критических параметров (в нашем случае физического объема продаж, сметной стоимости проекта и цены реализации), подстановке их в финансовую модель проекта и расчете показателей эффективности проекта при каждом таком изменении. Анализ чувствительности можно реализовать, как с помощью специальных программных пакетов (project Expert, «Альт-Инвест», так и программы Excel).

Анализ чувствительности очень нагляден, однако главным его  недостатком является то, что анализируется  влияние только одного из факторов, а остальные считаются неизменными. На практике  же обычно изменяются сразу  несколько показателей. Оценить  подобную ситуацию и скорректировать  ЧТС проекта на величину риска  помогает сценарный анализ.

Сценарный анализ: для начала необходимо определить перечень критических факторов, которые будут изменяться одновременно. Для этого, используя результаты анализа чувствительности, можно выбрать 2—4 фактора которые оказывают наибольшее влияние на результат проекта. Рассматривать одновременно большее количество факторов не имеет смысла, поскольку это только усложняет расчеты.

Обычно рассматривают  три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный, но при необходимости  их число можно увеличить. В каждом из сценариев фиксируется соответствующие  значения отобранных факторов, после  чего рассчитываются показатели эффективности  проекта.

Анализ риска инвестиционных проектов методом имитационного  моделирования. В случае, когда точные оценки параметров задать нельзя, а аналитики могут определить только интервалы возможного колебания показателя, используют метод имитационного моделирования Монте-Карло.

В нашей методике определены наиболее значимые факторы для оценки риска инвестиционных проектов такие  как:

  • цена выпускаемой продукции;
  • объем выпускаемой продукции;
  • цена на сырье и материалы;
  • сводная сметная стоимость проекта;
  • курс валют.

Разработанная программа  рассчитывает абсолютные и относительные  значения риска инвестиционного  проекта. Абсолютный показатель - стандартное  отклонение - позволяет судить о  цене риска проекта, т.е. о величине наиболее вероятных потерь по данному  инвестиционному проекту.

Относительный показатель  - коэффициент вероятности - позволяет  определить класс риска инвестиционного  проекта.

Разработанная методика оценки эффективности  инвестиционного  проекта основанная на показателе риск-приоритетность позволяет принимать обоснованное решение о целесообразности реализации проекта.

Можно сделать вывод, что  экономическая оценка инвестиций - это не что иное, как грамотная политика в отношении размещения денежных средств. При этом инвесторам необходимо размещать свой капитал на долгий срок, чтобы получить максимальную выгоду. И только проведя всесторонний анализ ситуации на рынке, инвестор сможет минимизировать риски и подобрать для себя оптимальный вариант размещения финансов.

Сегодня существует множество  методик по оценке экономической  эффективности инвестиций, и каждый инвестор находится в постоянном поиске новых способов повышения  прибыли. В основном, оценка проводится комплексно – с точки зрения объема затрат, а также исходя из получения  материальной и нематериальной выгоды.

Основное, на что необходимо ориентироваться любому инвестору  – в любом случае должно работать возмещение средств, которые были вложены  в предприятие. Это достигается  за счет реализации определенных услуг  либо происходит при получении дохода от сбыта продукции. Следующий важный фактор – инвестор должен быть уверен в окупаемости инвестиций в пределах оговоренного заранее срока. Поэтому  любому предпринимателю, решившему  оценить правильность вложения средств  в ту или иную компанию, не избежать использования системы количественных показателей, чтобы реально оценить  свои расходы и доходы.

Как правило, оценку проводит специалист, профессионально разбирающийся  в финансовой сфере, ведь он знает, что  всегда важно обращать внимание и  на нематериальные аспекты. К примеру, инвестирование в определенное предприятие  явно сулит инвестору выгоду. Но при изучении обстановки на самом  предприятии может выясниться, что  ваша инвестиция будет иметь негативное влияние на мнение рабочего персонала  или жителей того региона, где  данная компания работает.

Следующая ситуация – при  проведении оценки экономической эффективности  инвестиций инвестор понимает, что  этот вариант окупит все его затраты  и принесет выгоду. Но комплексное  изучение проблемы показывает, что  данный проект противоречит стратегии, которую сам инвестор выбрал для  развития собственного дела. А значит, свои средства сюда вкладывать предприниматель  не будет.

До развала социалистического  лагеря все методы экономической  оценки инвестиций делили на зарубежные и отечественные. Основным отличием методик, принятых на вооружение в СССР, было то, что они базировались на принципах централизованного управления экономикой. Несмотря на то, что при  анализе учитывались технические  и экономические факторы, полностью  отсутствовала маркетинговая и  финансовая оценки.

Что касается методов оценки экономической эффективности инвестиций, используемых до недавнего времени  только в странах с рыночной экономикой, а теперь и на территории всего  бывшего Советского Союза, здесь  ситуация следующая. Перед внедрением любого инвестиционного проекта  составляется бизнес-план, основанный на нескольких стандартных методиках. Эти схемы разрабатываются крупными международными организациями и  ориентируются они на компании с  определенной спецификой деятельности. Каждая организация использует те или  иные методики, исходя из глобальных задач  и целей, которые стоят перед  ее руководством и рабочим персоналом.

Среди международных организаций, уделяющих особое внимание анализу  эффективности капиталовложений, можно  отметить Европейский банк реконструкции  и развития, Организацию экономического сотрудничества и развития, отделение  ООН по промышленному развитию, а  также Всемирный банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

3.1. Инвестиционная активность  России за период 2008-2011 года

 

В 2010 году в Россию от иностранных  инвесторов поступило 114 746 млн. долларов, из них 13 810 млн. долларов прямых иностранных  инвестиций, что примерно на 14% меньше показателя предыдущего года и вдвое  ниже, чем в докризисном 2007 году. Объем накопленных в Российской Федерации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на начало 2011 года составил 116,2 млрд. долларов.

 

Рис. 3.1 Структура поступления  прямых иностранных инвестиций в 2010 году

Неравномерность распределения  инвестиций по регионам несколько снизилась, однако основные их объемы по-прежнему продолжают поступать в Центральный  федеральный округ. Распределение  ПИИ по федеральным округам в 2010 году, а также динамика их изменения в сравнении с 2008-2009 гг. представлены в таблице 3.1.

Бессменным лидером по привлечению прямых иностранных  инвестиций в 2010 году, несмотря на значительное сокращение объема притока, остался  Центральный федеральный округ, в который поступило более 59,2% от всего объема привлеченных в Россию ПИИ (в 2009 г. – 58,1%, в 2008 г. – 46,4%).

Вторым по объему поступивших  иностранных инвестиций является Северо-Западный федеральный округ, который привлек 14,5% от общего объема прямых иностранных  инвестиций. На Дальневосточный федеральный  округ, занимавший второе место в 2008 году, пришлось около 8,5% от объема прямых иностранных инвестиций в Россию, из которых основная часть приходится на Сахалинскую область (68,2%), что обусловлено участием иностранных инвесторов в разработке нефтегазовых месторождений региона.

Таблица 3.1


Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в РФ в 2010 году по федеральным округам 

Рост объема притока иностранных  инвестиций наблюдается только в  Уральском федеральном округе (на 24,9%) и Приволжском федеральном  округе (14,5%). При этом рост прямых инвестиций в данных федеральных округах  в абсолютном значении не столь существен (прирост составляет 58,1 млн. долларов и 134,0 млн. долларов соответственно).

Во всех остальных округах  продолжилось снижение притока ПИИ, однако уже в гораздо меньшем  темпе, чем в 2009 году. Наибольшее снижение отмечено в Северо-Кавказском федеральном  округе – на 41%, Южном федеральном округе – 24,6% и Сибирском федеральном округе – 23,6%.

Распределение ПИИ по регионам также характеризуется значительными  диспропорциями, показатель колеблется от 140 долларов в Республике Мордовия до 2 201,5 млн. в Московской области  и 3 793,5 млн. долларов в г. Москве. В 8 регионах приток ПИИ был нулевым или  не регистрировался (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и  Чеченская Республика). В двух регионах приток ПИИ был несущественным, Республике Мордовия и в Магаданской области  объем приток прямых иностранных  инвестиций составил 140 долларов и 750 долларов соответственно.

Информация о работе Государственное стимулирование инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях