Иерархическая декомпозиция экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:46, монография

Описание работы

Появление монографии вызвано стремлением системно и комплексно изложить результаты исследований авторов в области экономической безопасности предприятия. Основной целью подготовки и издания монографии является комплексная разработка теоретических, методических и прикладных вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий на основании теоретического обоснования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и рекомендаций по его реализации. Авторы монографии выражают надежду, что ее положения принесут пользу экономистам и менеджерам промышленных предприятий разной отраслевой принадлежности и разных форм собственности, а также будут полезны студентам и аспирантам экономических специальностей вузов.

Содержание работы

Предисловие 5
Глава 1. Иерархическая декомпозиция экономической безопасности 7
Международная экономическая безопасность как следствие
глобализации 7
Особенности обеспечения национальной экономической
безопасности Украины 14
Продовольственная безопасность как основа обеспечения
национальной экономической безопасности Украины 31
Принципиальные основы концепции обеспечения социально-
экономической безопасности региона 43
Критерии оценки социально-экономической безопасности региона ... 56
Глава 2. Экономическая безопасность предприятия: сущность
и предпосылки формирования 62
Предпосылки возникновения понятия экономической
безопасности предприятия и его эволюция 62
Государственное регулирование деятельности предприятий
в обеспечении их экономической безопасности 74
2.3. Реализация интересов предприятия как основа обеспечения
его экономической безопасности 86
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия... 104
Система приоритетных интересов предприятия как основа
механизма обеспечения его экономической безопасности 104
Структура механизма обеспечения экономической безопасности
предприятия 118
Критерии экономической безопасности предприятия и ее уровня.... 133
Анализ прибыльности предприятий 149
Оценка уровня экономической безопасности предприятия 161

Глава 4. Адаптация предприятия как способ обеспечения

его экономической безопасности 179
Виды и процесс адаптации, адаптивная реакция предприятия 179
Затраты на адаптацию предприятия к изменениям
во внешней среде 203
Информационное обеспечение адаптации предприятия 205
Организация информационного обеспечения адаптации 218
Глава 5. Организация планирования процесса адаптации предприятия 227
Система планов процесса адаптации предприятия 227
Бюджетирование процесса адаптации предприятия 239
Календарное планирование процесса адаптации 257
Приложение А 265
Список литературы 268

Файлы: 1 файл

эконом.безпека1.doc

— 964.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее яркие угрозы международной экономической безопасности показаны на рис. 1.2.

Таким образом, на международную экономическую безопасность оказывают влияние как факторы внутренней экономической политики каждого члена мирового экономического сообщества, так и единая внешнеэкономическая политика членов сообщества.

Рис. 1.2. Угрозы международной экономической безопасности

Обеспечение международной экономической безопасности базируется на принципах, совокупность которых представлена на рис. 1.3.

 




Рис. 1.3. Основные принципы обеспечения международной экономической безопасности

Обеспечение международной экономической безопасности, с одной стороны, предполагает достижение и поддержание на определенном уровне национальной экономической безопасности отдельных государств, а с другой — будучи процессом сложным и многогранным, одновременно является условием достижения национальной экономической безопасности государств. Примером тесной взаимосвязи международной и национальной экономической безопасности еще до недавнего времени могли служить США, стратегия национальной безопасности которых формировалась исходя из национальных интересов и ценностей. Именно это способствовало расширению сообщества демократических стран с рыночной экономикой при одновременном ограничении и сдерживании угроз для США и их союзников. Отсюда основными компонентами стратегии вовлечения США в процесс обеспечения международной экономической безопасности были укрепление собственной экономической безопасности путем поддержания мощного оборонного потенциала, расширения сотрудничества с другими странами, открытие зарубежных рынков, содействие глобальному экономическому росту, поддержание демократии за рубежом и т.д. 

Проблема обеспечения международной экономической безопасности затрагивает интересы отдельных стран в различных странах мира, подчас сталкивая их. Так, по мнению специалистов вашингтонского Центра по вопросам политики в области обеспечения безопасности, в решении вопросов утверждения маршрута нефтепровода для транспортировки каспийской нефти были затронуты и американские экономические интересы.

Обеспечение международной экономической безопасности имеет различные организационные формы. Примером одной из крупнейших таких организационных форм является договор о Европейском Союзе (ЕС), которым установлены экономический и валютный союзы стран-участниц. В соответствии с этим договором Совет Министров ЕС определяет стратегические направления экономической политики стран-участниц вследствие их неравномерного развития, слабости валют отдельных государств, медленного реформирования государственного управления в правительственных организациях. Тем не менее, руководители ЕС считают, что весь европейский континент может выиграть от процессов интеграции государств региона в экономическом и политическом плане, так как это укрепит их безопасность и ускорит экономический рост. Присоединяясь к мнению руководителей ЕС, следует отметить, что выигрыш от процессов интеграции может быть получен в виде синергетического эффекта.

Другим примером решения проблем международной экономической безопасности является "Осакская декларация", принятая на состоявшейся в ноябре 1995 г. в г. Осака (Япония) неофициальной встрече руководителей организации Азиатского-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ней подтверждена решимость членов АТЭС стремиться к либерализации торговли и инвестиций, упрощению торгового и инвестиционного режимов, усилению технического и экономического сотрудничества.

Существует и ряд других организационных форм обеспечения международной экономической безопасности. Но вернемся еще раз к тезису о том, что обеспечение международной экономической безопасности зиждется на национальной экономической безопасности различных государств. Наука об обеспечении экономической безопасности государства — экосес-тейт (от. англ. ecosastable) — проходит только первые этапы своего формирования, а собственно процесс обеспечения национальной экономической безопасности в каждом государстве осуществляется по-разному и имеет ряд отличительных особенностей. Существуют такие особенности и в Украине, на рассмотрении которых остановимся подробнее.

 

1.2. Особенности  обеспечения национальной экономической безопасности Украины


Понятие "национальная безопасность" достаточно прочно вошло в общественную жизнь Украины, равно как и многих стран мира. Так, в специальной части Административного Кодекса Украины под национальной безопасностью понимается состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов и прав граждан.

Существует достаточно широкое толкование понятия "национальная безопасность", приведенное М. Павловским [109]. Это такое состояние и уровень развития всех сфер экономической системы общества (собственного производства, денежно-финансовой системы, сферы управления, социальной и экологической сфер), в которые государство в состоянии вложить собственные ресурсы и свой интеллектуальный потенциал для достижения экономической, научно-технической, технологической и духовной мощи, обеспечить миролюбие в обществе, достаточный уровень экономической и политической независимости, опираясь на собственные силы, на стратегию технологического лидерства или, по крайней мере, технологической независимости, на патриотизм своих граждан, независимость в мышлении и принятии решений лидерами государства, что дает возможность достичь политической, военно-стратегической и социальной цели ради создания условий для достойной жизни широких слоев населения, их материального благополучия, духовного и морального единства, развития и величия Украины.

В научной литературе можно обнаружить массу других трактовок национальной безопасности, однако, наиболее краткое и одновременно емкое определение этого термина, на наш взгляд, приведено профессором Н. Ермошенко: это состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и национальных интересов государства от негативного влияния широкого круга факторов (угроз) [57, с. 24].

На стыке XX—XXI ст. Украина переживает сложный период государственного становления. Развитие Украины как независимого государства происходит во взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где все острее наблюдается жесткая борьба национальных экономик, наднациональных и транснациональных группировок за отстаивание своих интересов. Для обеспечения достойного места в мировом сообществе Украине необходимы научно обоснованная разработка и целенаправленное осуществление политики защиты ее национальных интересов. Реализация этих 

процессов в значительной степени осложняется последствиями затяжного экономического кризиса, поразившего Украину. Мировой опыт еще не встречался с феноменом столь длительного и болезненного периода трансформации экономики, который столь явно актуализировал бы проблему обеспечения национальной безопасности государства. В этих условиях обеспечение экономической безопасности государства приобретает исключительную степень важности.

Проблема обеспечения национальной экономической безопасности Украины в наши дни является предметом напряженных теоретических и политических дискуссий, оказывает большое воздействие на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику и жизнь людей. С переходом к рыночной экономике резко расширился круг проблем, связанных с вопросами обеспечения экономической безопасности. Это объясняется тем, что в настоящее время открытое противостояние между государством и обществом стало практически невозможным. На первое место выходит противостояние экономических систем. Обеспечение экономической безопасности позволяет государству создать условия для обеспечения конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, что служит гарантом устойчивости от различного рода угроз и потерь [83, с. 42].

Экономическая безопасность является одним из важнейших составных элементов национальной безопасности, отражая причинно-следственную связь между экономическим могуществом страны, ее военно-экономическим потенциалом и национальной безопасностью. Эта связь предусматривает сознательное поддержание в государстве определенных пропорций между накоплением валового внутреннего продукта и военным строительством для обеспечения количественных и качественных параметров обороноспособности [80, с. 4]. Рассмотрение экономической безопасности невозможно вне контекста безопасности национальной. Графическая интерпретация такой контекстной связи экономической и национальной безопасности показана на рис. 1.4.

Пренебрежение экономической безопасностью может привести к катастрофическим последствиям: упадку отраслей экономики, банкротству предприятий и, наконец, подрыву системы жизнеобеспечения нации с последующей утратой суверенитета. Основным критерием экономической безопасности государства является способность его национальной экономики сохранять или, по крайней мере, быстро возобновлять критический уровень общественного воспроизводства в условиях прекращения внешних поставок или в кризисных ситуациях внутреннего характера.

 


Рис. 1.4. Структура национальной безопасности

Основой национальной экономической безопасности государства является прежде всего мощная экономика. По мнению ведущих западных экономистов, существует параллель между экономической безопасностью государства и степенью экономической свободы в нем. В середине 90-х годов экспертами американского неправительственного фонда "Наследие" было проведено исследование уровня экономической свободы в 142 странах мира, по результатам которого все обследованные страны были сгруппированы по следующим признакам [166, с. 57], а именно страны с:

  • свободной или относительно свободной экономикой (из 142 стран 
    к числу таковых было отнесено всего 65);
  • несвободной экономикой;
  • угнетенной экономикой.

В ходе исследования экспертами фонда был рассчитан индекс экономической свободы, при определении которого учитывались десять основных критериев:

  • степень протекционизма (средний уровень импортных тарифов, 
    ограничения в виде лицензирования, проверок, наличие особых 
    стандартов качества);
  • налоговая и финансово-кредитная политика;
 

 

  • доля государственного потребления в ВВП;
  • контроль над заработной платой и ценами;
  • государственное регулирование экономики;
  • положение дел с защитой прав собственности;
  • инвестиционная политика;
  • уровень преступности в государстве;
  • уровень политической стабильности;
  • степень регулирования банковской сферы.

Пальма первенства по уровню экономической свободы досталась Гонконгу и Сингапуру. Россия вместе с Болгарией, Литвой, Монголией и Непалом разделили, соответственно, позиции с 100 по 105, Беларусь заняла 106-ю ступень, а Украина попала в разряд стран с угнетенной экономикой.

Экономическая безопасность — фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН, в самом общем виде экономически эффективное государство — это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции [47, с. /0]. Во внутриэкономической сфере безопасность связывают с факторами макро- и микроэкономического развития, с внутренним иммунитетом и внешней защищенностью государства от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий. Во внешнеэкономичес- ■ кой сфере экономическая безопасность характеризует конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках, устойчивость валюты и финансового состояния.

Еще сравнительно недавно вопрос об экономической безопасности трактовался односторонне и связывался с действием только внешних факторов. К числу сторонников таких взглядов на экономическую безопасность следует отнести [1, 10, 21, 53, 59, 61, 70, 84, 98, 107, 137]. Внутренние факторы, вызвавшие развал экономики, в контексте угроз никогда не исследовались, хотя их разрушающее воздействие оказалось куда более масштабным (подавление экономического интереса личности и коллектива, громоздкость и неповоротливость управленческих структур, ослабление стимулов к нововведениям, коррупция власти). Начиная с 1991 г., одновременно с приобретением статуса независимости, в трактовке угроз экономической безопасности Украины наметилась другая крайность — сводить их к действию только внутренних факторов [170, 177].

2 — 3-1284

 

В экономической науке и практике пока не существует единого мнения по поводу определения категории экономической безопасности. Что же именно подразумевают отечественные ученые под экономической безопасностью? Так, В Шлемко и И.Бинько под экономической безопасностью понимают "такое состояние национальной экономики, которое позволяет сохранить устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способно удовлетворить потребности личности, семьи, государства" [174]. В.Мунтиян считает, что "экономическая безопасность — это общенациональный комплекс мероприятий, направленных на постоянное и стабильное развитие экономики государства, который включает механизм противодействия внутренним и внешним угрозам" [102]. По мнению Г.Пастернак-Таранущенко, "экономическая безопасность — это состояние государства, в соответствии с которым оно обеспечено возможностью создания, развития условий для плодотворной жизни и возрастания благосостояния его населения, перспективного развития в будущем..." [119]. Н.Ермошенко, рассматривая экономическую безопасность как базовую относительно понятия "финансовая безопасность", определяет ее как такое состояние экономического ме-* ханизма страны, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному воздействию внутренних и внешних угроз, его способностью обеспечивать на основе реализации национальных интересов стабильное и эффективное развитие отечественной экономики и социальной сферы [57, с. 29]. Подчеркнем, что особая значимость последнего определения заключается именно в упоминании развития социальной сферы в контексте понятия экономической безопасности.

Информация о работе Иерархическая декомпозиция экономической безопасности