Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:46, монография
Появление монографии вызвано стремлением системно и комплексно изложить результаты исследований авторов в области экономической безопасности предприятия. Основной целью подготовки и издания монографии является комплексная разработка теоретических, методических и прикладных вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий на основании теоретического обоснования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и рекомендаций по его реализации. Авторы монографии выражают надежду, что ее положения принесут пользу экономистам и менеджерам промышленных предприятий разной отраслевой принадлежности и разных форм собственности, а также будут полезны студентам и аспирантам экономических специальностей вузов.
Предисловие 5
Глава 1. Иерархическая декомпозиция экономической безопасности 7
Международная экономическая безопасность как следствие
глобализации 7
Особенности обеспечения национальной экономической
безопасности Украины 14
Продовольственная безопасность как основа обеспечения
национальной экономической безопасности Украины 31
Принципиальные основы концепции обеспечения социально-
экономической безопасности региона 43
Критерии оценки социально-экономической безопасности региона ... 56
Глава 2. Экономическая безопасность предприятия: сущность
и предпосылки формирования 62
Предпосылки возникновения понятия экономической
безопасности предприятия и его эволюция 62
Государственное регулирование деятельности предприятий
в обеспечении их экономической безопасности 74
2.3. Реализация интересов предприятия как основа обеспечения
его экономической безопасности 86
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия... 104
Система приоритетных интересов предприятия как основа
механизма обеспечения его экономической безопасности 104
Структура механизма обеспечения экономической безопасности
предприятия 118
Критерии экономической безопасности предприятия и ее уровня.... 133
Анализ прибыльности предприятий 149
Оценка уровня экономической безопасности предприятия 161
Глава 4. Адаптация предприятия как способ обеспечения
его экономической безопасности 179
Виды и процесс адаптации, адаптивная реакция предприятия 179
Затраты на адаптацию предприятия к изменениям
во внешней среде 203
Информационное обеспечение адаптации предприятия 205
Организация информационного обеспечения адаптации 218
Глава 5. Организация планирования процесса адаптации предприятия 227
Система планов процесса адаптации предприятия 227
Бюджетирование процесса адаптации предприятия 239
Календарное планирование процесса адаптации 257
Приложение А 265
Список литературы 268
Ситуация в экономике Украины по степени сложности
не уступает России и также характеризуется
отсутствием законодательной базы, стимулирующей
развитие отраслей жизнеобеспечения населения,
демографической, продовольственной и
производственной напряженностью. Эта
ситуация, с одной стороны, является последствием
административно-плановой системы, выработавшей
у людей определенные стереотипы иждивенчес-
кого мышления и поведения, а с другой — многочисленными ошибками в проведении реформ конца 80-х — начала 90-х годов.
Затрудненность обеспечения роста экономики обусловлена в первую очередь следующими основными причинами: несовершенством экономической информации, которая пока не соответствует международным нормам и стандартам; диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на сельскохозяйственную продукцию и потребительские товары), вследствие чего большая часть предприятий сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности оказалась неоправданно убыточными или низкорентабельными; искусственным снижением ценности труда и знаний; ошибочностью в выборе приоритетов развития; неэффективностью государственного управления экономикой; недоступностью кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны; инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами; падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей и старения фондов; неэффективной налоговой системой, сверх нормы давящей на производственный и потребительский секторы; неблагоприятными условиями для плодотворной деятельности предприятий и населения.
В связи с этим объектами Концепции экономической безопасности Украины являются ресурсы экономической деятельности; материальные, нематериальные и денежные активы резидентов Украины; стратегические запасы, золотовалютные резервы, сбережения и фонды; стабильность гривны, внутреннего и внешнего расчетно-платежного баланса; социальная ориентированность и динамичное развитие отечественной экономики; мировые хозяйственные связи Украины. Нельзя не отметить, что социальная ориентированность в Концепции экономической безопасности Украины занимает далеко не первую позицию, т.е. в настоящее время, судя по содержанию данной Концепции, нельзя констатировать однозначность изменения стратегических ориентиров в управлении нашим государством. До сих пор доминирующим стратегическим ориентиром остается обеспечение нужд производства, а не социальных нужд:
Сущность экономической безопасности раскрывается в системе критериев, показателей и пороговых значений. При этом прежде всего необходимо классифицировать угрозы. Под угрозами экономической безопасности понимаются факторы, которые делают невозможным или в значительной степени усложняют процесс реализации национальных интересов, чем создают опасность для жизнеобеспечения нации, ее социально-экономической и политической системы. Выявление угроз и их предотвращение должны быть приоритетными элементами экономической политики государства.
Основные факторы, оказывающие наиболее негативное воздействие на обеспечение национальной экономической безопасности, показаны на рис. 1.6.
Рис. 1.6. Основные факторы, оказывающие наиболее негативное воздействие на обеспечение национальной экономической безопасности
Анализируя причины, вызывающие необходимость обеспечения экономической безопасности в Украине, следует остановиться на ряде базовых противоречий, непосредственно создающих серию экономических угроз и представляющих совокупность дестабилизирующих факторов развития страны.
Значительное сокращение производства
и существенное сокращение конечного
потребления привели к тому, что весомая
часть экономического потенциала Украины
не используется. Это касается как основных
производственных мощностей, значительная
часть которых простаивает, увеличивая,
таким образом, и без того большие потери,
так и занятости в народном хозяйстве.
Несмотря на то, что зарегистрированный рынок труда в 2000 г. характеризовался относительной стабильностью, особенно во втором полугодии, в течение года к государственной службе занятости за помощью в поисках работы обратились 1,5 млн граждан, что на 102,9 тыс. больше, чем в 1999 г. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по стране, начиная с мая 2000 г., имел тенденцию к сокращению и на 1 января 2001 г. составил 4,2% трудоспособного населения. По состоянию на 1 января 2002 г. число граждан, имеющих статус безработных, составило 1008,1 тыс. человек, что на 12,7% меньше, чем на эту же дату в 2001 г. Однако, несмотря на общую тенденцию сокращения уровня безработицы, ситуация в сельской и городской местности остается неоднозначной. На фоне общего снижения этого показателя в городской местности наблюдалось его возрастание в сельской. Среди регионов самый высокий уровень безработицы в 2001 г. был зарегистрирован в Житомирской (8,1%), Ровенской (7,2%), Тернопольской (7,0%) и Сумской (6,5%) областях. В 2002 г. самый высокий уровень безработицы наблюдался в Ровенской области — 7,0%. Самый низкий уровень безработицы в 2002 г. сохранился в городах Киеве (0,6%), Севастополе (0,9%) и Одесской области (1,4%) [150, с. 75-76].
Противоречие между производством и инвестициями, необходимыми для его поддержания, хотя постепенно и утрачивает свою остроту, тем не менее еще не перестало быть актуальным. За период 1991—1997 гг. инвестирование в экономику Украины сократилось почти в 5 раз. Такой уровень инвестиционной активности практически не покрывал выбытие и износ производственных фондов, не говоря уже о воспроизводстве капитала предприятий. В 2000 г. продолжилось начатое в 1998 г. наращивание объемов инвестиций в основной капитал. За 2000 г. по сравнению с предыдущим годом объемы инвестиций возросли на 14,4% (в 1998 г. — на 6,1, в 1999 г. — на 0,4%). Однако наметившаяся тенденция пока не является устойчивой, хотя за 2002 г. объемы инвестиций и возросли на 17,2% по сравнению с прошлым годом.
Цены, сложившиеся в экономике Украины, близки к мировым, а в отдельных случаях и превышают их. В 2001 г. благодаря низкой инфляции удалось избежать значительных колебаний цен на продовольственном рынке. Так, в сентябре 2001 г. цены выросли всего на 0,4%, что в 8,5 раз ниже, чем за аналогичный период прошлого года. На протяжении второго полугодия 2001 г. наблюдалось снижение цен на картофель, сахар, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы и бобовые. Цены на непродовольственные товары с начала 2001 г. выросли на 0,6%, в том числе в сентябре — на 0,1%.3 Но, к сожалению, учитывая технологическую отсталость производ-
3 Украинская инвестиционная газета. — 2001. — 16 октября. — №42 (314). — С. 3.
ства, такие цены чаще всего генерируются производителями в результате высокого уровня материале-, трудо- и энергоемкости, что способствует созданию потенциала фоновой инфляции.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что впервые за годы независимости в феврале 2002 г. в Украине накануне такого значительного политического события, как выборы (что немаловажно!) уровень дефляции составил 1,4%.4 Это явление Управлением информации и связей с общественностью Администрации Президента Украины было объяснено как обусловленное снижением цен на продовольственные товары в среднем на 2,1%. Если в июле 2001 г. снижение цен на продовольствие обеспечивалось за счет сезонного удешевления овощей и фруктов, то в феврале 2002 г. — за счет тотального снижения цен на все основные продукты питания во всех регионах Украины: цены на хлеб в этот период были ниже, чем в марте 2001 г., на 16%, а на куриные яйца — на 26%.
Противоречие между падением уровня научно-технического потенциала и растущими требованиями к качеству и конкурентоспособности производства также обостряет проблему экономической безопасности. За годы так , называемого переходного периода произошло значительное разрушение научно-технического потенциала Украины. На протяжении 90-х годов расходы на проведение научных исследований сократились почти в 7 раз. Материально-техническая база машиностроения, производства оборудования — отраслей, развитие которых предопределяет обновление производственных систем, устарела. Инвестирование в модернизацию и техническое обновление производства стало крайне неэффективным, в отдельных секторах экономики наблюдается "проедание" капитала.
Экспорт не обеспечивает валютные потребности государства, подрывая уровень экономической безопасности. Растущие потребности по обслуживанию внешнего долга требуют мобилизации валютных ресурсов, в результате чего возникает замкнутый круг: дефицит валютных поступлений от экспорта препятствует модернизации перерабатывающих отраслей промышленности и повышению их конкурентоспособности; закрепляется несовершенная сырьевая структура экспорта и увеличивается потребность в импорте; соответственно, происходит отток капитала из несырьевых сфер экономики в сырьевые отрасли.
Резкая дифференциация населения по доходам создает противоречие между богатыми и бедными слоями, подрывая социальную подоплеку экономической безопасности государства. И хотя с начала 2001 г. темпы
4 Бизнес. - 2002. — №11. — С.64.
роста реальных доходов населения превысили прошлогодний уровень и достигли почти 9%, отсутствие крупного по размерам класса со средним уровнем обеспечения, который, как известно, является основой государства, приводит к поляризации общества, создавая социальную напряженность. В мировой практике принято считать, что разрыв между богатыми и бедными слоями населения не должен превышать 10-кратной величины. В Украине этот показатель превысил 20-кратную отметку [93, с. 209]. Кроме негативных социальных последствий, обнищание населения сужает внутренний рынок потребительских товаров, увеличивает дефицит накопления капитала в экономике.
Криминализация экономики, существование значительной по размерам теневой экономики, усиление влияния мафиозных структур негативно воздействуют на основные процессы, сопровождающие обеспечение экономической безопасности государства, приводят к утрате управляемости ею, ослабляют роль государства в целом.
Рис. 1.7. Динамика основных показателей развития Украины, % к предыдущему году
Параметры, которые описывают состояние экономической безопасности государства, имеют большое значение для определения уровня таковой. Их необходимо применять как при оценке уровня экономической безопасности, так и при прогнозировании ее будущих показателей. Однако уровень динамичности событий, сопровождающих изменения в экономической жизни страны, не всегда позволяет это делать с помощью ограниченного числа параметров, к основным из которых относятся: объем внутреннего валового продукта, объемы производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления и др. Показатели, характеризующие состояние украинской экономики в 1996—2001 гг., приведены на рис. 1.7.
Отмечая положительную тенденцию перехода показателей из отрицательной плоскости в положительную, нельзя не отметить остающийся крайне низким уровень этих показателей. За первые пять месяцев 2002 г. номинальный размер ВВП составил 75 624 млн грн, а реальный размер ВВП за этот же период по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. возрос всего лишь на 3,8%5.
Среди основных вопросов в Концепции экономической безопасности Украины выделены вопросы ее обеспечения в реальном и финансовом секторах экономики. В реальном секторе оцениваются проблемы воспроизводства основного капитала, энергетическая, технологическая, военно-экономическая и продовольственная безопасность. Нисколько не умаляя значимости проблем безопасности в обоих секторах и особо отмечая важность каждой категории безопасности в реальном секторе, сосредоточим внимание на проблеме продовольственной безопасности.
Здесь следует вспомнить иерархию потребностей А. Маслоу, согласно которой потребности человека в безопасности отнесены к одной из первичных категорий и следуют непосредственно за физиологическими потребностями. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности имеют именно физиологическую природу происхождения и поэтому, по нашему мнению, могут претендовать на перманентность исследования. В пользу того, что исследование даже одного, но столь значимого элемента экономической безопасности, как продовольственная безопасность, в определенной степени может характеризовать общий уровень экономической безопасности на государственном уровне, может стать утверждение известного индийского ученого Амартья Сен [7]. По его мнению, достижение высокого уровня продовольственной безопасности напрямую зависит от функционирования всей экономики, а не только от обеспечения страны продовольствием. Кроме того, социальная переориентация экономической политики Украины, являющаяся одним из стратегических приоритетов Украины и предполагающая первоочередное осуществление модернизации социальной сферы, усиливает значимость обеспечения продовольственной безопасности нашего государства. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что неотъемлемой составной частью экономической безопасности государства и важным условием ее независимости является продовольственная безопасность, вопросы обеспечения которой требуют детального рассмотрения.
5Урядовий кур'ер. — 2001. — 21 червня.
— №113. — С. 1.
1.3. Продовольственная
обеспечения
национальной экономической
безопасности Украины -
Каждая страна, независимо от уровня своего развития, стремится гарантировать продовольственную безопасность своему населению. Считается, что страна находится в состоянии продовольственной безопасности, если она способна обеспечивать достаточное питание всем гражданам при нормальных условиях и минимально необходимое — при чрезвычайных обстоятельствах. Таким образом, продовольственную безопасность можно идентифицировать как уровень защищенности населения от недостаточного питания, а тем более — от голода. Достижение такого уровня защищенности населения может быть гарантировано соответствующими возможностями государства. Обеспечение продовольственной безопасности является актуальной проблемой стран с низким уровнем экономического развития, но развитые страны также постоянно работают над совершенствованием механизмов поддержки продовольственной безопасности, в особенности для малообеспеченных групп населения.
На новом этапе построения социально-ориентированной экономики Украины продовольственная безопасность государства рассматривается как основная составляющая часть механизма формирования и реализации национальной безопасности. Решение этой комплексной проблемы является одной из гарантий продовольственной независимости страны, структуризации и развития национального аграрного рынка. Проблема продовольственной безопасности в Украине стоит довольно остро и тесно связана с упадком экономики, ограниченностью материально-технических и финансовых ресурсов, рабочей силы, депопуляцией сельского населения и другими факторами, которые влияют на процесс обеспечения продовольственной безопасности.
Информация о работе Иерархическая декомпозиция экономической безопасности