Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:46, монография
Появление монографии вызвано стремлением системно и комплексно изложить результаты исследований авторов в области экономической безопасности предприятия. Основной целью подготовки и издания монографии является комплексная разработка теоретических, методических и прикладных вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий на основании теоретического обоснования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и рекомендаций по его реализации. Авторы монографии выражают надежду, что ее положения принесут пользу экономистам и менеджерам промышленных предприятий разной отраслевой принадлежности и разных форм собственности, а также будут полезны студентам и аспирантам экономических специальностей вузов.
Предисловие 5
Глава 1. Иерархическая декомпозиция экономической безопасности 7
Международная экономическая безопасность как следствие
глобализации 7
Особенности обеспечения национальной экономической
безопасности Украины 14
Продовольственная безопасность как основа обеспечения
национальной экономической безопасности Украины 31
Принципиальные основы концепции обеспечения социально-
экономической безопасности региона 43
Критерии оценки социально-экономической безопасности региона ... 56
Глава 2. Экономическая безопасность предприятия: сущность
и предпосылки формирования 62
Предпосылки возникновения понятия экономической
безопасности предприятия и его эволюция 62
Государственное регулирование деятельности предприятий
в обеспечении их экономической безопасности 74
2.3. Реализация интересов предприятия как основа обеспечения
его экономической безопасности 86
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия... 104
Система приоритетных интересов предприятия как основа
механизма обеспечения его экономической безопасности 104
Структура механизма обеспечения экономической безопасности
предприятия 118
Критерии экономической безопасности предприятия и ее уровня.... 133
Анализ прибыльности предприятий 149
Оценка уровня экономической безопасности предприятия 161
Глава 4. Адаптация предприятия как способ обеспечения
его экономической безопасности 179
Виды и процесс адаптации, адаптивная реакция предприятия 179
Затраты на адаптацию предприятия к изменениям
во внешней среде 203
Информационное обеспечение адаптации предприятия 205
Организация информационного обеспечения адаптации 218
Глава 5. Организация планирования процесса адаптации предприятия 227
Система планов процесса адаптации предприятия 227
Бюджетирование процесса адаптации предприятия 239
Календарное планирование процесса адаптации 257
Приложение А 265
Список литературы 268
Среди ресурсов жизнеобеспечения общества
продовольствие занимает ведущее место.
Поэтому производство продуктов питания
и развитие агропромышленного комплекса
следует считать выгоднейшими областями
экономики, которые, безусловно, должны
быть высокорентабельными и конкурентоспособными.
Мировой опыт свидетельствует, что обеспечение
экономической безопасности — это гарантия
независимости страны, условие стабильности
и эффективной жизнедеятельности общества.
Существует немало примеров того, как
после кризисных потрясений отдельные
страны смогли выйти на путь независимого
развития, добиться успеха и
занять достойное место в мировом сообществе. В этом контексте очевиден тот факт, что главным национальным приоритетом Украины является признание наивысшим национально-государственным интересом стремление ее к благосостоянию и экономическому процветанию державы.
Серьезное противостояние экономическому возрождению Украины и угрозу ее экономической безопасности представляет утрата общенациональных ориентиров и идеалов. Угрозы национальной безопасности не возникают одновременно и не имеют общей основы. Их источниками являются регионы. Именно поэтому особого внимания в контексте рассматриваемой проблемы заслуживает преодоление замкнутости и обособленности регионов.
1.4. Принципиальные основы
Состояние экономической безопасности Украины в целом находится в тесной зависимости с обеспечением устойчивого развития всех ее регионов. Популярный сегодня политический лозунг "Сильные регионы — сильное государство" достаточно полно характеризует экономическую стратегию Украины, реализацией которой предусматривается обеспечение экономической безопасности регионов. В экономической науке сегодня существует еще меньшая определенность понятия "экономическая безопасность региона", чем "экономическая безопасность государства". С одной стороны, обеспечение экономической безопасности регионов предполагает интеграцию региональной экономики с экономикой государства, с другой — сохранение региональной независимости.
Значительным достижением государственного управления в Украине является принятая 25 мая 2001 г. Концепция государственной региональной политики. В результате ее принятия более четко определились обязанности государства в отношении развития регионов и в то же время обособилась и конкретизировалась ответственность самих регионов за их социально-экономическое развитие. В Концепции были обозначены такие составляющие экономической безопасности региона:
Щ^—
46
Экономическая
безопасность предприятия
Глава 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
47
социально-ориентированный характер. Поэтому корректно говорить именно о социально-экономической безопасности региона.
Необходимость обеспечения социально-экономической безопасности на региональном уровне обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются региональные особенности характера и результатов труда, социально-демографические и другие условия. Важной особенностью обеспечения социально-экономической безопасности региона является сочетание развития социальной сферы за счет собственных региональных средств с государственным регулированием и субсидированием социального развития регионов. Источниками собственных региональных средств являются местные налоги и сборы, доходы от государственной региональной собственности, добровольные пожертвования и взносы юридических и физических лиц. Источниками централизованного экономического регулирования социального развития регионов выступают регулирующие налоги, финансовые ресурсы государственных программ, общие субсидии и целевые субвенции, средства фондов регионального развития.
Следует отметить, что хотя региональным органам и переданы полномочия по осуществлению социальной политики, экономические основы такой самостоятельности в регионах еще не сформированы [64], как не сформированы в Украине и основы эффективной бюджетной политики. Несмотря на то, что за первые три квартала 2001 г. в Украине сформировался профицит сводного бюджета в размере 1 млрд грн (0,5% к ВВП) [150, с. 73], профессор Н.Ермошенко утверждает, что пока не существует достаточных (экономических, правовых или административных) предпосылок для выполнения доходной части государственного бюджета [57]. Кроме того, формирование региональных бюджетов в Украине до сих пор осуществляется некачественно и неэффективно.
Наиболее значимые угрозы региональной социально-экономической безопасности носят финансовый, законодательно-правовой и социальный характер. Каждый вид угроз раскрывается в совокупности факторов, имеющих различную природу. Природа факторов может быть объективной и субъективной, инерционной и антропогенной, различной по временным параметрам. При этом каждый фактор может быть наделен различными природными чертами. К примеру, законодательно-правовое поле, имея ряд субъективных черт на государственном уровне, по отношению к региону обладает объективной природой. Финансовые угрозы, напротив, в зависимости от места их локализации могут быть иметь как объективную, так и субъективную природу.
Инерционный характер имеют те угрозы,
которые сложились исторически и воздействуют
на социально-экономическую безопасность
региона из года в
год с практически неизменной интенсивностью. Примером такой угрозы может быть состояние ресурсного потенциала региона. Уровень регулируемости угроз экономической безопасности инерционного характера практически равен нулю, в отличие от угроз антропогенного характера, регулируемость которых достаточно высока. Любые по природе угрозы социально-экономической безопасности региона могут иметь различную временную протяженность — от краткосрочного до долгосрочного и постоянного действия.
Пропорциональности
ПРИНЦИПЫ
обеспечения социально-экономической безопасности региона
Согласованности интересов
Комплексности
Природно-
хозяйственной
сбалансированости
и оптимальности
Вариантности
Приоритетности
Для того чтобы обеспечить социально-экономическую безопасность региона, необходимо придерживаться следующих принципов {рис. 1.10) [152].
Рис. 1.10. Принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона
Принцип историзма имеет универсальное методологическое значение, поскольку позволяет объективно оценить относительную целостность и
44
Экономическая
безопасность предприятия
Глава 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
45
форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательской деятельности, сдерживание влияния дестабилизирующих факторов;
• способность к развитию и прогрессу, т.е. возможность самостоятельно реализовать и защищать региональные экономические интересы, осуществлять постоянную модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал региона.
Достижению социально-экономической безопасности на региональном уровне, как, собственно, и на уровне государственном, препятствует ряд нерешенных проблем, которые, как уже отмечалось, обычно классифицируются как угрозы экономической безопасности. Проблема заключается в том, что экономической безопасности регионов угрожают сегодня не только правовая нерешенность многих вопросов, неурегулированность взаимоотношений регионов с центральными органами исполнительной власти, разрушение научно-технического потенциала, отсутствие четкой системы охраны окружающей среды, тенизация экономики, рост экономической преступности, низкая профессиональная компетенция управленческих кадров региональных органов управления, но главное — отсутствие приоритетов в их социально-экономическом развитии. Основным приоритетом в данном случае должно быть финансовое обеспечение социально-экономического развития региона. Графическая интерпретация основных угроз региональной экономической безопасности приведена на рис. 1.9.
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ
ijgW^^^
/ Отсутствие финансового обеспечения
/ Несовершенная нормативно-законодательная база
/ Неурегулированность взаимоотношений регионов с центральными органами | исполнительной власти
/ Разрушение научно-технического потенциала / Экологические угрозы
/ Тенизация экономики и рост экономической преступности / Недостаточный профессионализм административных ресурсов
Рис. 1.9. Угрозы экономической безопасности
региона
Прежде чем перейти к описанию всех перечисленных угроз, остановимся на социальном аспекте. Так, среди общего числа угроз, выделенных учеными Национального института стратегических исследований Украины, более всего мешают сохранению суверенитета и территориальной целостности нашего государства активизация сепаратистских движений в отдельных регионах, межконфессионные и межэтнические конфликты, а также межрегиональные диспропорции в экономическом развитии и жизненном уровне, усиление неконтролируемых миграционных процессов, которые способствуют увеличению числа инфекционных заболеваний.
К причинам кризисного состояния в регионах, которые из-за масштаба распространения и степени негативности социальных последствий угрожают национальной безопасности, также относятся:
Социальные угрозы, как правило, носят объективный характер, хотя определенные форс-мажорные ситуации в масштабе региона могут спровоцировать появление их субъективных характеристик. Отмечая значимость социальных угроз региональной экономической безопасности, необходимо обратиться к мнению известного отечественного экономиста В. Гейца, который отмечает, что после прошедших недавно выборов неуверенность социально активных слоев населения в целесообразности проводимых реформ возросла. Этот факт не может не рассматриваться как социальная угроза для экономической безопасности государства, а степень интенсивности проявления этого вида угрозы в различных регионах — как проявление субъективных ее черт, воздействующих на экономическую безопасность региона. Но, безусловно, делать какие-либо выводы о состоянии социальной составляющей экономической безопасности только на основании мнения одного ученого невозможно. Необходим специальный инструментарий, с помощью которого можно было бы с достаточно высокой степенью точности оценить социально-экономическую безопасность региона. При этом особо следует акцентировать внимание на том, что исследование проблем региональной безопасности, которые, кстати говоря, в отечественной науке до сих пор не имеют глубокой теоретической проработки, должно носить
46
Экономическая
безопасность предприятия
Глава 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
47
социально-ориентированный характер. Поэтому корректно говорить именно о социально-экономической безопасности региона.
Необходимость обеспечения социально-экономической безопасности на региональном уровне обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются региональные особенности характера и результатов труда, социально-демографические и другие условия. Важной особенностью обеспечения социально-экономической безопасности региона является сочетание развития социальной сферы за счет собственных региональных средств с государственным регулированием и субсидированием социального развития регионов. Источниками собственных региональных средств являются местные налоги и сборы, доходы от государственной региональной собственности, добровольные пожертвования и взносы юридических и физических лиц. Источниками централизованного экономического регулирования социального развития регионов выступают регулирующие налоги, финансовые ресурсы государственных программ, общие субсидии и целевые субвенции, средства фондов регионального развития.
Следует отметить, что хотя региональным органам и переданы полномочия по осуществлению социальной политики, экономические основы такой самостоятельности в регионах еще не сформированы [64], как не сформированы в Украине и основы эффективной бюджетной политики. Несмотря на то, что за первые три квартала 2001 г. в Украине сформировался профицит сводного бюджета в размере 1 млрд грн (0,5% к ВВП) [150, с. 73], профессор Н.Ермошенко утверждает, что пока не существует достаточных (экономических, правовых или административных) предпосылок для выполнения доходной части государственного бюджета [57]. Кроме того, формирование региональных бюджетов в Украине до сих пор осуществляется некачественно и неэффективно.
Наиболее значимые угрозы региональной социально-экономической безопасности носят финансовый, законодательно-правовой и социальный характер. Каждый вид угроз раскрывается в совокупности факторов, имеющих различную природу. Природа факторов может быть объективной и субъективной, инерционной и антропогенной, различной по временным параметрам. При этом каждый фактор может быть наделен различными природными чертами. К примеру, законодательно-правовое поле, имея ряд субъективных черт на государственном уровне, по отношению к региону обладает объективной природой. Финансовые угрозы, напротив, в зависимости от места их локализации могут быть иметь как объективную, так и субъективную природу.
Информация о работе Иерархическая декомпозиция экономической безопасности