Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:46, монография
Появление монографии вызвано стремлением системно и комплексно изложить результаты исследований авторов в области экономической безопасности предприятия. Основной целью подготовки и издания монографии является комплексная разработка теоретических, методических и прикладных вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий на основании теоретического обоснования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и рекомендаций по его реализации. Авторы монографии выражают надежду, что ее положения принесут пользу экономистам и менеджерам промышленных предприятий разной отраслевой принадлежности и разных форм собственности, а также будут полезны студентам и аспирантам экономических специальностей вузов.
Предисловие 5
Глава 1. Иерархическая декомпозиция экономической безопасности 7
Международная экономическая безопасность как следствие
глобализации 7
Особенности обеспечения национальной экономической
безопасности Украины 14
Продовольственная безопасность как основа обеспечения
национальной экономической безопасности Украины 31
Принципиальные основы концепции обеспечения социально-
экономической безопасности региона 43
Критерии оценки социально-экономической безопасности региона ... 56
Глава 2. Экономическая безопасность предприятия: сущность
и предпосылки формирования 62
Предпосылки возникновения понятия экономической
безопасности предприятия и его эволюция 62
Государственное регулирование деятельности предприятий
в обеспечении их экономической безопасности 74
2.3. Реализация интересов предприятия как основа обеспечения
его экономической безопасности 86
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия... 104
Система приоритетных интересов предприятия как основа
механизма обеспечения его экономической безопасности 104
Структура механизма обеспечения экономической безопасности
предприятия 118
Критерии экономической безопасности предприятия и ее уровня.... 133
Анализ прибыльности предприятий 149
Оценка уровня экономической безопасности предприятия 161
Глава 4. Адаптация предприятия как способ обеспечения
его экономической безопасности 179
Виды и процесс адаптации, адаптивная реакция предприятия 179
Затраты на адаптацию предприятия к изменениям
во внешней среде 203
Информационное обеспечение адаптации предприятия 205
Организация информационного обеспечения адаптации 218
Глава 5. Организация планирования процесса адаптации предприятия 227
Система планов процесса адаптации предприятия 227
Бюджетирование процесса адаптации предприятия 239
Календарное планирование процесса адаптации 257
Приложение А 265
Список литературы 268
Понятие "экономическая безопасность" основывается на экономической независимости, стабильности национальной экономики, способности к экономическому саморазвитию, высоком уровне самодостаточности экономики и производной от задач экономического роста [57, с. 26].
На наш взгляд, концепция экономической
безопасности должна основываться на
учете всего многообразия факторов и представлять
совокупность внутренних и внешних условий,
благоприятствующих эффективному динамическому
росту национальной экономики, ее способности
удовлетворять потребности общества,
государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность
государства на внешних рынках, гарантирующую
от различного рода угроз и потерь. Отсюда
следует, что экономическая безопасность
страны должна обеспечиваться прежде
всего эффективностью самой экономики,
т.е. экономика должна защищать сама себя
на основе высокой производительности
труда, качества продукции, конкурентоспособности
и т. д. Она должна обеспечиваться всей
системой государственных органов, всеми
звеньями и структурами экономики.
Как нет единого мнения по поводу определения категории экономической безопасности, так нет его и в вопросе составных элементов данной категории. К числу таких элементов, к примеру, Г.Пастернак-Таранущенко относит демографическую, экологическую, пищевую, ресурсную, пресноводную, энергетическую, ценовую, финансово-денежную, политическую, социальную, криминальную, медицинскую составляющие [118]. Вряд ли наполнение понятия "экономическая безопасность" столь дробными элементами способствует более полному его раскрытию.
Не менее спорными могут быть признаны элементы экономической безопасности, которые приводит В.Мунтиян: ресурсно-сырьевая, энергетическая, финансовая, военно-экономическая, информационная, технологическая, продовольственная, социальная, демографическая, экологическая составляющие и теневая экономика (?!) [102]. Очевидно, что в данном случае происходит идентификация понятий национальной и экономической безопасности, что не совсем верно, поскольку понятие экономической безопасности значительно уже понятия национальной безопасности. В то же время нельзя не согласиться с мнением Н.Ермошенко, который к элементам экономической безопасности относит сугубо экономические составляющие — финансовую, внутриэкономическую и внешнеэкономическую [57, с. 30].
В результате обобщения накопленного опыта в сфере изучения проблем обеспечения экономической безопасности государства можно выделить достаточно большое число элементов, составляющих таковую. Наиболее важные элементы экономической безопасности государства представлены на рис. 1.5.
Мобилизационная подготовка экономики государства, его территории и коммуникаций предполагает, что первостепенное значение в развитии экономики должно уделяться стратегическим товарам и продукции, запасам сырья, обеспечивающим нужды национальной обороны, а также запасам продовольствия, горючего для транспортных средств и других нужд. Наличие государственных резервов и стратегических ресурсов является одним из важнейших элементов экономической безопасности любого государства, независимо от его экономического или политического уклада.
Следующим элементом национальной безопасности является наличие четкой системы стандартизации. В ведущих странах мира стандартизация вписывается в общий механизм хозяйствования, в общие процедуры регулирования. Без предварительной стандартизации отдельных компонентов любой системы невозможно ее общее создание. Как правило, международная стандартизация осуществляется на базе системы ISO-9000. К сожалению, несоответствие большинства национальных стандартов Украины международному уровню не только снижает ее интеграционные
2*
возможности во внешнеэкономической сфере, но и существенно подрывает экономическую безопасность.
Рис. 1.5. Элементы экономической безопасности государства
Наличием твердой национальной валюты Украина также пока похвалиться не может. Хотя в последнее время и наблюдается определенная стабилизация гривны, нужно подчеркнуть, что зачастую такая стабильность поддерживается искусственно.
Высокая импортная зависимость Украины рассматривается
как одна из основных угроз ее экономической
безопасности. Иллюстрируя высокую импортную
зависимость Украины, прежде всего следует
остановиться на энергозависимости. Общеизвестно,
что 60% собственных отечественных энергоресурсов
составляет каменный уголь [165], причем
более половины угледобычи приходится
на Донбасский регион [185]. В настоящее
время объемы добычи угля находятся на
уровне 40-х годов прошлого века. Запасов
нефти и газа на территории Украины крайне
мало, их добыча в последние годы сократилась
почти на треть, а закупка приводит к постоянному
увеличению внешнего долга. В 2001 г. в общем
объеме импорта более 40% стоимости приходилось
на минеральное топливо, нефть и продукты
ее переработки, в том числе доля природного
газа составила 21%. Еще 46% импорта составили
поставки машин, оборудования и механиз-
мов, продукции химической промышленности, неблагородных материалов, пластмасс и каучука, текстиля и текстильных изделий, средств наземного транспорта, продуктов питания, бумаги и картона [150].
Ярким примером высокой импортной зависимости Украины являются не только макропоказатели, но и показатели развития отдельных отраслей промышленности. Например, в 2000 г. предприятия кабельной промышленности сохранили объемы производимой ими продукции на уровне 1995 г., обусловив тем самым импортозависимость Украины по кабельно-проводниковой продукции [181].
Рассматривая высокую импортную зависимость как угрозу экономической безопасности Украины, нельзя не отметить, что способом нейтрализации такой угрозы должно стать экспортоориентирование отечественного производства. Пока же в Украине темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта.
Дефицит государственного бюджета оказывает прямое и непосредственное воздействие на экономическую безопасность государства. Принимая во внимание значимость бюджета для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого государства, с полной уверенностью можно утверждать, что составным элементом его экономической безопасности должна быть бюджетная безопасность. Под этим термином понимается обеспечение платежеспособности государства с учетом состояния как государственного, так и местных бюджетов. Большую угрозу экономической безопасности нашего государства представляет нецелевое расходование бюджетных средств, особенно региональных, неоднократно выявляемое в ходе специально организуемых проверок. Добавим, что профессор Н.Ермошенко считает бюджетную безопасность не прямым, а опосредованным элементом безопасности экономической. По его мнению, бюджетную безопасность необходимо рассматривать как элемент финансовой безопасности государства.
Невосполнимый ущерб экономической безопасности Украины наносит неудовлетворительный уровень государственного управления, что, в свою очередь, служит базой для развития кризиса в экономике государства. Именно поэтому наличие высококвалифицированных управленческих кадров на государственном уровне является элементом экономической безопасности государства.
Проблемы национальной безопасности Украины многоаспектны по своей природе. Они охватывают не только общие особенности, но и специфические черты, которые вытекают из трудностей становления отечественной государственности, а также из совокупности геополитических, экономических, экологических, социокультурных особенностей страны и ее
ближайшего окружения. Безопасность каждой страны имеет конкретно-исторический характер.
Первые шаги в области обеспечения экономической безопасности нашего государства сводятся к следующему. Концептуальная основа национальной стратегии в вопросах безопасности была заложена еще в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете Украины, отдельные разделы которой посвящены внешней и внутренней безопасности, а также международным отношениям. Разработана Концепция экономической безопасности Украины [80J, в Совете Национальной безопасности и обороны при Президенте Украины создано Управление экономической безопасности. Распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 г. (№ 345-р) было принято решение о разработке Национальной программы обеспечения экономической безопасности Украины до 2005 г. Специалистами Национального института стратегических исследований при Совете Национальной безопасности и обороны Украины издана монография [174], в Институте государственного управления и самоуправления при Кабинете Министров Украины для слушателей, обучающихся по специальности "Служащий государственного управления", введена дисциплина "Экономическая безопасность государства".
В октябре 2001 г. правительство приняло Концепцию государственной промышленной политики Украины, основная цель которой — вхождение Украины в число ведущих промышленно развитых стран мира уже к концу этого десятилетия. Свидетельством того, что наша страна стала на путь достижения этой цели, является увеличение темпов роста в таких отраслях, как автомобилестроение и производство холодильников. С января по сентябрь 2001 г. темпы роста производимой в этих отраслях продукции увеличились соответственно в 3,5 и 2,8 раза.1
В октябре того же 2001 г. Кабинет Министров утвердил Комплексную программу обеспечения реализации стратегии преодоления бедности, где подробно детализированы функции, которые должны выполняться государственными органами с целью реализации стратегии преодоления бедности в нашей державе; с достаточно большой точностью и на перспективу до 2009 г. определен масштаб бедности; выдвинуто предположение о возможности увеличения пенсий уже в ближайшее время на 12% и определен ряд других важных моментов. Однако в программе ничего не говорится о том, каким образом может быть снижена налоговая нагрузка на граждан, а ведь не секрет, что сегодня работающие граждане в Украине близки к
1 По данным Госкомстата
Украины // Украинская инвестиционная
газета. — 2001. — 16 октября. -№42 (314).
ситуации начала 90-х: работать на зарплату становится невыгодно по определению. К сожалению, большинство программ, к числу которых относится и Комплексная программа обеспечения реализации стратегии преодоления бедности, носят фиктивный характер. Государственная программа может чего-то стоить только тогда, если она имеет форму закона, т.е. документа, обязательного для исполнения.2 Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Украине действенные рычаги обеспечения экономической безопасности государства отсутствуют как де-факто, так и де-юре.
Особое внимание следует обратить на то, что для обеспечения экономической безопасности государства большое значение имеет формирование отношения населения страны к проводимым социально-экономическим преобразованиям. Ментальность любого общества имеет ряд своих особенностей. Есть таковые и у общества украинского. К их числу в первую очередь нельзя не отнести высокий уровень сопротивления переменам и появлению рыночных механизмов хозяйствования, тогда как консолидирующее начало обеспечения экономической безопасности государства базируется именно на социально-экономических позициях. Более того можно сказать, что обеспечение экономической безопасности государства невозможно без формирования социального фона. В этом контексте очень полезным может быть американский опыт. Вспомним послание к американскому народу, сделанное Президентом в 1933 г., когда рушилась банковская система Америки. Тогда в США одну треть населения составляли безработные, а экономика и общество в целом пребывали в состоянии хаоса. Именно тогда Ф. Рузвельт заявил, что причины бед американцев кроются в них самих. Благодаря продуманному курсу реформ, Ф. Рузвельту удалось сплотить народ в общем стремлении восстановить экономику и превратить США в одну из ведущих стран мира.
Для обеспечения экономической безопасности Украины нужен особый социальный фон. Следует учитывать, что экономические преобразования, направленные на обеспечение экономической безопасности, должны заключаться не только в ломке производственных отношений, в преобразовании сверхмилитаризованного механизма страны, но в первую очередь должны быть сфокусированы на обеспечение социальных потребностей. Безусловно, процесс формирования социального фона экономической безопасности государства — дело не одного дня. Это процесс длительный и достаточно дорогостоящий.
2Широко закрытыми глазами ... смотрит наше правительство на проблему бедности в Украине // Украинская инвестиционная газета. — 2001. — 16 октября. — №42 (314).
А что делают наши ближайшие соседи для обеспечения своей экономической безопасности? В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента от 29 апреля 1996 г. № 608 "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)". Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)".
В этих документах определены цель и объекты национальной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, "...в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением про-мышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах — участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах" [28, с. 56].
В Концепции национальной безопасности России анализируется сложившаяся ситуация в экономике. Проблемы носят комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением валового внутреннего продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, раз-балансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга. Сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире. Важнейшим фактором дестабилизации экономической и социальной жизни стали теневая экономика и криминальное предпринимательство. Экономическая преступность вышла на уровень, угрожающий национальной безопасности России [83, с. 42-43].
Информация о работе Иерархическая декомпозиция экономической безопасности