Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:46, монография
Появление монографии вызвано стремлением системно и комплексно изложить результаты исследований авторов в области экономической безопасности предприятия. Основной целью подготовки и издания монографии является комплексная разработка теоретических, методических и прикладных вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий на основании теоретического обоснования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и рекомендаций по его реализации. Авторы монографии выражают надежду, что ее положения принесут пользу экономистам и менеджерам промышленных предприятий разной отраслевой принадлежности и разных форм собственности, а также будут полезны студентам и аспирантам экономических специальностей вузов.
Предисловие 5
Глава 1. Иерархическая декомпозиция экономической безопасности 7
Международная экономическая безопасность как следствие
глобализации 7
Особенности обеспечения национальной экономической
безопасности Украины 14
Продовольственная безопасность как основа обеспечения
национальной экономической безопасности Украины 31
Принципиальные основы концепции обеспечения социально-
экономической безопасности региона 43
Критерии оценки социально-экономической безопасности региона ... 56
Глава 2. Экономическая безопасность предприятия: сущность
и предпосылки формирования 62
Предпосылки возникновения понятия экономической
безопасности предприятия и его эволюция 62
Государственное регулирование деятельности предприятий
в обеспечении их экономической безопасности 74
2.3. Реализация интересов предприятия как основа обеспечения
его экономической безопасности 86
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия... 104
Система приоритетных интересов предприятия как основа
механизма обеспечения его экономической безопасности 104
Структура механизма обеспечения экономической безопасности
предприятия 118
Критерии экономической безопасности предприятия и ее уровня.... 133
Анализ прибыльности предприятий 149
Оценка уровня экономической безопасности предприятия 161
Глава 4. Адаптация предприятия как способ обеспечения
его экономической безопасности 179
Виды и процесс адаптации, адаптивная реакция предприятия 179
Затраты на адаптацию предприятия к изменениям
во внешней среде 203
Информационное обеспечение адаптации предприятия 205
Организация информационного обеспечения адаптации 218
Глава 5. Организация планирования процесса адаптации предприятия 227
Система планов процесса адаптации предприятия 227
Бюджетирование процесса адаптации предприятия 239
Календарное планирование процесса адаптации 257
Приложение А 265
Список литературы 268
Инерционный характер имеют те угрозы,
которые сложились исторически и воздействуют
на социально-экономическую безопасность
региона из года в
год с практически неизменной интенсивностью. Примером такой угрозы может быть состояние ресурсного потенциала региона. Уровень регулируемости угроз экономической безопасности инерционного характера практически равен нулю, в отличие от угроз антропогенного характера, регулируемость которых достаточно высока. Любые по природе угрозы социально-экономической безопасности региона могут иметь различную временную протяженность — от краткосрочного до долгосрочного и постоянного действия.
ПРИНЦИПЫ
обеспечения социально-экономической безопасности региона
Согласованности интересов
Комплексности
Природно-
хозяйственной
сбалансированости
и оптимальности
Вариантности
Приоритетности
Для того чтобы обеспечить социально-экономическую безопасность региона, необходимо придерживаться следующих принципов (рис. 1.10) [152].
Рис. 1.10. Принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона
Принцип историзма имеет универсальное методологическое значение, поскольку позволяет объективно оценить относительную целостность и
48
Экономическая
безопасность предприятия
Глава 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
49
завершенность того или иного этапа экономического и социального развития региона.
Принцип единства. Реализация этого принципа предполагает разработку такой региональной политики, в которой было бы учтено влияние всех особенностей природно-хозяйственного развития региона, а также совокупности экономических, социальных, экологических, организационных и технических факторов на социально-экономическую безопасность региона.
Принцип комплексности отражает объективные процессы разделения труда и региональной интеграции производства. Его реализация направлена на обеспечение полной сбалансированности производственных ресурсов с потребностями хозяйственного комплекса региона.
Принцип природно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности предполагает соблюдение обоснованного экономического соответствия между наращиванием производственного потенциала отраслей и реализацией природоохранных мероприятий, ориентирует на рационализацию регионального развития. Основным препятствием в реализации этого прин- 4 ципа является отсутствие школы моделирования макроэкономических показателей, в то время когда Россия, Польша, Чехия уже добились определенных успехов в этой области.
Принцип приоритетности способствует ранжированию целей и задач обеспечения социально-экономической безопасности региона в соответствии со стратегией его развития, ориентирует на соблюдение социальной направленности в использовании материальных, финансовых, рекреационных и других видов ресурсов.
Принцип вариантности предусматривает необходимость выбора путей достижения целей и решений задач, направленных на обеспечение социально-экономической безопасности региона. Варианты такого обеспечения формируются на основе проектирования темпов и пропорций развития отраслей, гипотез инвестиционной политики региона, технических и технологических решений в организации производственных процессов и т.д.
Принцип согласованности интересов местных органов управления и направлений обеспечения социально-экономической безопасности региона на основе единой системы стимулирования и ответственности. Реализация этого принципа предусматривает взаимную экономическую ответственность и выполнение взаимных обязательств в отношении обеспечения социально-экономической безопасности региона.
Принцип пропорциональности
обеспечения финансовыми ресурсами уровней
административно-
сово-экономической самостоятельности территориальных единиц нижнего уровня. Особо следует подчеркнуть значимость реализации этого принципа, который базируется на согласовании интересов государственного и регионального бюджетов. Сегодня в Украине насчитывается 11 949 местных бюджетов, которые сосредотачивают значительную часть бюджетных ресурсов государства. На долю местных бюджетов приходится около 26% доходов сводного бюджета Украины и около 47% расходов в сводном бюджете осуществляется за счет местных бюджетов. Однако в последнее время наметилась тенденция снижения удельного веса доходов местных бюджетов, которая противоречит не только их роли в экономическом и социальном развитии государства и не отвечает потребностям укрепления местного самоуправления, но и не способствует обеспечению социально-экономической безопасности региона.
Обеспечение социально-экономической безопасности региона во многом зависит от реальности прогнозирования доходных источников регионального бюджета, от соответствия показателей доходной части минимальной потребности региона, уровня зависимости бюджета от нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, которые устанавливаются Верховной Радой Украины при утверждении государственного бюджета на соответствующий год.
В целом роль региональных бюджетов в обеспечении социально-экономической безопасности региона может быть охарактеризована следующим образом.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах Украины позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Украины. Посредством бюджетов образуются денежные фонды, которые не только обеспечивают выполнение задач общего назначения и создают финансовую базу для осуществления функций региональных органов власти, но и создают базу для обеспечения социально-экономической безопасности региона. Исходя из этой посылки, можно сделать вывод, что в самом общем виде уровень социально-экономической безопасности региона может ассоциироваться с величиной финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и его развития, и в первую очередь социального развития региона.
Обоснованность такого вывода вытекает из того, что среди достаточно большой совокупности факторов, под влиянием которых формируется процесс регионального развития, приоритетное значение имеют:
4 — 3-1284
50
Экономическая
безопасность предприятия
Глаеа 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
51
Кроме того, в рамках теории управления региональным развитием основными среди источников регионального экономического роста прежде всего являются различные виды трудовой деятельности населения [152].
Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, а следовательно, и на обеспечение его социально-экономической безопасности.
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов. К примеру, в Луганской области такая программа принята на период до 2010 г.
Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не отметить, что кризисные явления в экономике Украины, инфляция и разлаженность финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение, что существенным образом сказывается и на процессе обеспечения социально-экономической безопасности региона. К особо негативным проявлениям можно отнести дефицит, субъективизм при распределении средств между бюджетами различных уровней, несвоевременность составления бюджетов.
Безусловно, роль региональных и местных бюджетов в процессе обеспечения социально-экономической безопасности региона будет возрастать наряду с предоставлением большего числа прав и свобод органам исполнительной власти на местах.
Исходя из перечисленных принципов, можно выделить основные направления обеспечения социально-экономической безопасности региона. В укрупненном виде такие направления представлены на рис. 1.11.
Характеризуя направления обеспечения
экономической безопасности региона,
необходимо подчеркнуть, что на фоне общей
значимости всех направлений особое место
занимает выработка социально-экономических
ориен-
тиров. Социально-экономические ориентиры следует рассматривать как систему, функционирование которой направлено на согласование интересов всех участников процесса регионального развития. Наиболее важные социально-экономические ориентиры развития региона представлены на рис. 1.12.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
1. Совершенствование правовой
базы. Регламентация прав, и обязанностей
территориальных субъектов хозяйствования
и руководителей регионов.
Обеспечение принятия однозначных решений
при возникновении конфликт
ных ситуаций между центром и регионами : ■".-......- ■..■.II
2. Разработка и реализация долгосрочных программ развития региональной
ЭКОНОМИКИ :; :;:: .■! ■■■■-.: ■ i.- - ■■■^'.',-"'
3. Сохранение ресурсного
потенциала, восстановление и развитие
производ
ственного потенциала региона. Выработка
социально-экономических ориен
тиров регионального развития
■■■:.: i
4. Развитие самостоятельной бюджетно-финансовой политики регионов
5. Подготовка квалифицированных кадров административного менеджмента
Рис. 1.11. Основные направления обеспечения социально-экономической безопасности региона
/ Соблюдение воспроизводственных, функциональных, социально-экономичес-;;■ ких и экономико-экологических пропорций
/ Разрешение региональных и межрегиональных проблем
/ Обеспечение социального развития, повышение уровня и качества жизни
/ Обеспечение оптимальной инфраструктуры развития региона по социальному, экономическому и инвестиционному параметрам ;:
/ Создание социально-экономической среды жизнедеятельности населения и функционирования производства региона
/ Использование экономических рычагов в управлении региональным :: развитием
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Рис. 1.12. Социально-экономические ориентиры сбалансированного развития региона
52
Экономическая
безопасность предприятия
Глава 1. Иерархическая
декомпозиция экономической безопасности
53
Основная цель социально-экономических ориентиров состоит в формировании обоснованных критериев выбора пути регионального развития с учетом гармонизации интересов всех участников этого процесса.
Созидательно-ориентирующие
иютнъИЯЯ
Научно-рекомендательные
ФУНКЦИИ
социально-экономических ориентиров
Регулирующие
Функции социально-экономических ориентиров сбалансированного развития региона представлены на рис. 1.13.
Рис. 1.13. Функции социально-экономических ориентиров сбалансированного развития региона
Социально-экономические ориентиры выполняют ряд функций, среди которых особо следует выделить следующие:
/ научно-рекомендательные — позволяют участникам процесса регионального развития принимать управленческие решения, избегая конфликтных ситуаций или минимизируя их число;
/ созидательно-ориентирующие — дают возможность ориентироваться во внешней среде и строить межрегиональные социально-экономические связи;
/ оценочные — позволяют оценивать принимаемые управленческие
решения и возможные последствия их принятия
с учетом соблюдения долгосрочных интересов
регионального развития;
/ стратегические — способствуют выработке стратегии регионального развития, которая была бы приемлемой для всех участников этого процесса;
/ ограничивающие — дают возможность при решении текущих и перспективных задач регионального развития учитывать ресурсные и производственные возможности всех участников процесса, определять предельные показатели социально-экономической и экологической нагрузки, а также соблюдать требования ресурсосберегающей и природоохранной политики развития региона;
/ регулирующие — позволяют регулировать взаимосвязи между производством, распределением, обменом и потреблением.
В целях обеспечения социально-экономической безопасности региона необходимо достичь превалирования интересов регионального развития над интересами отдельных предприятий и организаций, подкрепить социально-экономические ориентиры соответствующими экономическими рычагами управления — стимулирующими, организующими, запрещающими и предупреждающими. Обеспечение социально-экономической безопасности региона возможно только тогда, когда учитываются интересы всех участников процесса регионального развития — предприятий, отраслей, городов, районов и т.д. На различных уровнях регионального развития тесно переплетаются экономические, политические, экологические и другие интересы, причем, чем выше уровень регионального развития, тем больше участников вступает в процесс, тем шире круг интересов. Носителями территориальных интересов являются субъекты, которые условиями своей деятельности связаны с определенной территорией. Территориальные интересы — это отношения между индивидами и социальными группами по поводу обеспечения условий своего существования и развития на территориальной единице.
Информация о работе Иерархическая декомпозиция экономической безопасности