Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

 

 Основным правовым  актом, регулирующим отношения  в недропользовании, стал Закон  РФ от 21.02.92 N2395-1 «О недрах». Наиболее  важными положениями данного  закона явились разграничение  сфер компетенции Федерации и  ее субъектов в вопросах недропользования, введение лицензирования прав  на пользование недрами на  конкурсной или аукционной основе  и определение сроков пользовании  недрами (5 лет при проведении  геологоразведочных работ, 20 – при  разработке месторождений и 25 лет – при их совмещении), установление  системы платежей при пользовании  недрами, состоящей из акцизов  на отдельные виды минерального  сырья, платежей за пользование  недрами (роялти) и отчислений  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы.

 

 Таким образом, в  1992 г. было положено начало  формированию новой, отвечающей  условиям рыночной экономики,  системы налогообложения добычи  углеводородов. Данная система  включила в себя как налоги  общего применения, так и специальные  нефтяные налоги, ориентированные на изъятие ресурсной ренты: акциз, платежи за пользование недрами (роялти) и экспортную пошлину на нефть.

 

 Согласно Закону РФ  «О недрах» (ст. 46) акцизы на  отдельные виды минерального  сырья, добываемого из месторождений  с относительно лучшими горно-геологическими  и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством  РФ в соответствии с Законом  РФ «Об акцизах». Акциз на нефть  был введен в сентябре 1992 г.  Первоначально его средняя ставка  составляла 18% стоимости нефти (без  НДС) при колебаниях по отдельным  производителям от 0 до 30%. В июле 1993 г. средняя ставка акциза  была увеличена до 24%. Затем, в  мае 1994 г. акциз на нефть  был установлен в абсолютных  показателях. Его средняя ставка  составила 14 750 руб./т, по отдельным  производителям она колебалась  от 0 до 36 000 руб./т. При этом ставка  акциза подлежала ежемесячной  индексации в соответствии с  изменением обменного курса рубля  по отношению к доллару. С  1 апреля 1995 г. для компенсации  снижения экспортной пошлины  на нефть акциз был увеличен  до 39 200 руб./т. С 1 апреля 1996 г., одновременно  со снижением экспортной пошлины  с 20 до 10 экю/т, средняя ставка  акциза была увеличена до 55 000 руб./т, а с 1 июля, после отмены  экспортной пошлины, – до 70 000 руб./т.

 

 По постановлению Правительства  РФ от 08.04.97 N408 «О дифференцированных  ставках акциза на нефть, включая  газовый конденсат, добываемую  на территории Российской Федерации»  с 21 января 1997 г. средняя ставка  акциза была установлена на  уровне 55 000 руб./т. При этом ежемесячная  индексация ставок акциза была  отменена.

 

 Платежи за пользование  недрами (роялти) были введены  в середине 1992 г. Ставка роялти  варьирует от 6 до 16% в зависимости  от характеристик конкретных  месторождений и фиксируется  в лицензии. В среднем ставка  роялти составляет, по различным  оценкам, 8-10% стоимости добытой нефти.

 

 Ставка отчислений  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы, предназначенных для целевого  финансирования поисковых и геолого-разведочных  работ, была установлена на  уровне 10% цены нефти в пункте  добычи и на протяжении рассматриваемого  периода не менялась.

 

48. Различия налоговых систем в зависимости от степени жесткости институциональных условий в сфере недропользования.

Не нашёл

 

49.Время как  ресурс и трансакционные издержки.

 

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом[1] [1]. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

 

Коммонс различал три основных вида трансакций:

 

1) Трансакция сделки –  служит для осуществления фактического  отчуждения и присвоения прав  собственности и свобод и при  ее осуществлении необходимо  обоюдное согласие сторон, основанное  на экономическом интересе каждой  из них.

 

В трансакции сделки соблюдается  условие симметричности отношений  между контрагентами. Отличительным  признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а  передача товара из рук в руки.

 

2) Трансакция управления  – в ней ключевым является  отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие  между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне. В трансакции управления  поведение явно асимметрично, что  является следствием асимметричности  положения сторон и соответственно  асимметричности правовых отношений.

 

3) Трансакция рационирования  – при ней сохраняется асимметричность   правового положения сторон, но  место управляющей стороны занимает  коллективный орган, выполняющий  функцию спецификации прав. К  трансакциям рационирования можно  отнести: составление бюджета  компании советом директоров, федерального  бюджета правительством и утверждение  органом представительной власти, решение арбитражного суда по  поводу спора, возникающего между  действующими субъектами , посредством  которого распределяется богатство.  В трансакции рационирования  отсутствует управление. Через такую  трансакцию осуществляется наделение  богатством того или иного  экономического агента.

 

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств  времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости  от правил, которые они упорядочивают.

 

время — наиболее универсальный ресурс, без которого не протекает ни один экономический процесс. Можно вспомнить такие неслучайные выражения, как «ресурс времени» или «время — деньги».

 

 

 

 

50.Классификация теневой  (подпольной экономики) по Э.Файгу.

 

 

 

  • Нелегальная,
  • несообщенная,
  • незарегистрированная
  • неформальная экономическая деятельность.

 

51. Определение теневого сектора  в российской экономической науки.

 

Теневая экономика (скрытая  экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё  не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или  общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

 

Криминализация экономики  носит устойчивый характер и может  характеризоваться как саморазвивающийся  социальных процесс, устанавливающий  криминальные правила ведения бизнеса  и вовлекающий все большее  число законопослушных граждан. Об этом, в том числе свидетельствует  общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее  число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс. [Приложение 1]

 Наиболее ярко  криминальную ситуацию в сфере  экономики характеризует статистика  преступлений, выявленных правоохранительными  органами в сфере экономической  деятельности (гл. 22 УК РФ). Число  преступлений данной категории  за 1998 - 2003 гг. выросло почти в 2,5 раза и составило около 47 тыс. 

 Некоторое уменьшение  статистических показателей в  2003 г. обусловлено переносом акцента  в деятельности правоохранительных  органов на выявление более  сложных и тщательно подготовленных  экономических преступлений, совершенных  в крупном и особо крупном  размерах. [Приложение 2]

 Число наиболее  опасных преступлений данной  категории, а именно совершенных  в крупных и особо крупных  размерах и обязательных к  расследованию, увеличилось за  этот же период уже в 2,4 раза, или с 7,2 до 17,6 тыс. При этом  среди выявленных всеми правоохранительными  органами в сфере экономики  наиболее опасных преступлений, совершенных в крупных размерах  и обязательных к расследованию,  основную часть (от 45 до 75 % в 1999-2003 гг.) составляют преступления, связанные  с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов  и страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 198 и ст. 199 УК РФ). Число таких  преступлений возросло с 1997 г.  с 5,5 тыс. до 12,7 тыс., или в 2,4 раза %. [1]

 Особую озабоченность  вызывает высокий уровень криминализованности  отраслей, являющихся ключевыми  для отечественной экономики  и формирования доходной части  государственного бюджета. Так,  наибольшая доля предприятий  с выявленными нарушениями налогового  законодательства в крупном и  особо крупном размерах от  общего числа предприятий (далее  - уровень криминализации) в 1999 - 2003 гг. наблюдалась в таких отраслях, как ТЭК  (в 1999 г. - 20,8% общего  числа предприятий, в 2001 г. - 24,8%), лесопромышленный комплекс (8,6 и  16,1%), черная и цветная металлургия  (2,6 и 4,8%), пищевая промышленность (3,1 и 4,2%). [3]

 Темпы роста  криминализации отношений в налоговой  сфере могут характеризовать  следующие цифры. В период с  1999 по 2003 г. в промышленности уровень  криминализации  увеличился в  1,4 раза, в том числе в ТЭКе  – в 1,2 раза, в черной и цветной  металлургии - в 1,9 раза. [4]

 Преступность в  сфере экономической деятельности  тесно связана с так называемой  теневой экономикой, которая представляет  собой прежде всего совокупность  скрываемых от органов государственного  управления и контроля экономических  отношений между хозяйствующими  субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления  экономических благ и предпринимательских  способностей.

Вопрс№52.Теневая экономика и  ее масштабы в мире.

Теневая экономика включает в себя не только деятельность криминальных структур, но и любые формы укрывательства и занижения налогов.

Иными словами – это  все то, что должно было облагаться налогами, но успешно от них укрылось. Измерить точно объемы такой деятельности невозможно, их можно только оценить. Статистические комитеты всех стран  мира регулярно проводят оценку объемов  теневой экономики. Она необходима для того, чтобы реально оценить  внутренний валовой продукт, на основании  которого производится расчет многих показателей.  
Объемы теневой экономики выражаются в процентах к ВВП. Согласно данным Всемирного Банка в среднем по миру объемы теневой экономики составляют 35,2% ВВП. Самый большой объем теневой экономики в ВВП в Нигерии – 76% ВВП – цифра ошеломляющая. Самый низкий показатель в Швейцарии – всего 8%. В США – 8,9%. Однако с учетом, что в США самый высокий ВВП, то выходит, что в денежном измерении объем теневой экономики США самые большой в мире и составляет порядка 700 млрд $.  
В России по оценке Всемирного Банка объем теневой экономики составляет 48,7% ВВП. Это достаточно неплохой показатель в сравнении с другими странами бывшего СССР. Так, например, среди этих стран самый большой показатель у Грузии – 68% ВВП – не так уж далеко от Нигерии. Самый низкий показатель у Узбекистана – 37,2% ВВП. 
Еврокомиссия оценивает теневую экономику ЕС в солидную сумму 2 триллиона евро.

На малопочетных первых местах стояли новички Евросоюза с востока. При средней по ЕС доле теневой экономики в 19,2% от ВВП в Болгарии в тени находится третья часть всей экономики страны – 32,3%, у Румынии 29,8% и Литвы – 29,7%.

На противоположном полюсе, как  следует из исследования Еврокомиссии, Австрия, в которой теневая экономика  составляет 8% от ВВП, Люксембург с 8,2% и  Нидерланды с 9,8%.

В Германии теневая экономика составляет 13,7% от ВВП, во Франции - 11%, в Великобритании - 11%, в Италии – 26,5% и в Испании  – 19,2%

 

 

Вопрос№53.Теневая  экономика в России и ее связь  с коррупцией. 
Коррупция - это противозаконная деятельность должностного лица на своем посту, направленная на удовлетворение личных интересов, приносящая вред его работодателю (государству, фирме и другим организациям). К ней относят в основном взятки и прочие поборы чиновников.  
Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики.  Предпосылки такой тесной взаимосвязи состоят в следующем:                                                                                                                         во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления;                                                                                                                                               во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование;                                          в-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес;                                                                                                                                        в-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики;                                                                                                                                                    в-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики [4, c. 4].  
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Что касается масштабов, то по исследованиям в России в 2005 году совершено 39 млн. коррупционных сделок, в среднем 7% оборота компаний превращаются в коррупционный доход, а шансы взяточника подвергнуться уголовному наказанию составляют лишь 0,0013 % . Самыми серьезными административными барьерами, провоцирующими коррупцию, респонденты называют: сложную процедуру регистрации бизнеса, необходимость лицензирования, получения разрешений со стороны местных властей (даже при наличии лицензии), регулярные проверки, в ходе которых проверяющие заботятся не о ликвидации выявленных проверками недостатков, а о получении неформальных вознаграждений . 
Самый распространенный способ коррупции – это взяточничество. Как известно, оно значительно снижает уровень доверия к власти. Наиболее взяткоемкими, по мнению экспертов, являются отношения предпринимателей и чиновников при получении помещения в аренду или в собственность, в этой же сфере наиболее высоки административные издержки. По данным фонда «Индем», ежегодный объем российского рынка взяток чиновникам и должностным лицам всех рангов определяется в 316 млрд. долларов.                                                                                                                                                         Более того, в России коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения льгот, лицензирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами. 
Известно также, что коррупция тесно связана с организованной преступностью и целенаправленно стимулируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи «перекачивают» государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, так как только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. Итак, опасность коррупции очевидна: она способствует расширению теневой экономики, сокращению налоговых сборов, снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Нарушаются рыночные отношения. Преимущество получает не тот, кто способен выдержать конкуренцию, а тот, кто получает незаконные льготы.  

Информация о работе Институциональная экономика