Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

 

Основные результаты использованы в учебном процессе Новосибирского государственного технического университета в курсах «Экономика отраслевых рынков»  и «Стратегическое планирование», которые читаются для студентов  специальности 080103 - «Национальная  экономика», а также курса «Государственное регулирование и экономическая  политика», который читается для  магистрантов направления 521600 - «Экономика», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

 

Положения, выносимые на защиту.

 

1. Месторождения нефти  и газа значительно различаются  по своим горно-геологическим  характеристикам и размещению, что  вызывает дифференциацию экономических  показателей освоения. Применение  унифицированных специальных налогов,  взимаемых по единой ставке, создает  заведомо неравные условия для  недропользователей и препятствует  освоению сложных и высокозатратных  месторождений. Это обусловливает  необходимость реформирования системы  налогообложения НГС и проведение  гибкой, дифференцированной налоговой  политики, которая выполняет не  только фискальную, но и стимулирующую  функцию. 

 

2. В том или ином виде  гибкие налоговые системы применяются  в НГС всех без исключения  стран с рыночной экономикой (США,  Канады, Великобритании, Норвегии, Австралии  и др.). Существует два основных  подхода к построению такого  рода систем - производственный и  экономический, - каждый из которых  не имеет абсолютных преимуществ  по сравнению с другим. Выбор  подхода к дифференциации налогообложения  в НГС в каждом конкретном  случае определяется множеством  факторов, в том числе историческими,  а также подготовленностью институциональной  среды к применению того или  иного подхода. 

 

3. Построение гибкой налоговой  политики в НГС России нельзя  рассматривать как автономную  задачу - это требует существенной  перестройки всей институциональной  среды и, прежде всего в сфере  недропользования, которая наиболее  тесно связана с налогообложением. Реформирование институциональной  среды сопряжено с определенными  издержками для государства и  недропользователей, которые можно  охарактеризовать как трансакционные. Поэтому эффективность создания  и последующего применения гибкой  налоговой политики в НГС следует  оценивать с учетом потенциальных  выгод и названных издержек.

 

4. Оценка эффективности  гибкого налогообложения для  условий НГС России может быть  получена с использованием методического  подхода, разработанного автором.  В рамках данного подхода определены  издержки реализации гибкой налоговой  политики и построена экономико-математическая  модель, позволяющая оценить чистые  выгоды гибкого налогообложения  на примере нефтедобывающей отрасли. 

 

5. При реализации гибкой  налоговой политики существенно  возрастают издержки, связанные  со всесторонним мониторингом  показателей, лежащих в основе  дифференциации. При этом выгоды  от введения дифференцированных  подходов к налогообложению, превышают  издержки, связанные с реализацией  налоговой политики.

 

6. Учитывая соотношение  издержек и выгод, вытекающее  из современного состояния институциональной  среды в НГС России, в среднесрочном  аспекте более предпочтительным  является гибкое налогообложение,  которое основано преимущественно  на производственном подходе.  Если рассматривать институциональные  преобразования как длительный  многостадийный процесс, то в  долгосрочной перспективе, по  мере выстраивания необходимых  предпосылок, целесообразно усиление  элементов дифференциации налогообложения  в НГС в соответствии с экономическими  принципами.

 

 

45.Трансакция,как базовый  элемент институционального анализа

 

ТРАНСАКЦИЯ (от лат. transactio —  совершение, договор) — 1) банковская операция, состоящая в переводе денежных средств  с одного счета на другой; 2) сделка, соглашение, сопровождаемое обычно взаимными  уступками; 3) ведение дел, изменяющих финансовое состояние компании. Возможное  написание термина — транзакция.

 

рансакция - деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также  адаптации к непредвиденным обстоятельствам.

 

Права свободы рассматриваются  как отдельная категория. В этом случае используется правовая точка  зрения. Это связано с тем, что  права свободы не принадлежат  к категории прав собственности  в юридическом смысле, даже если не ограничиваться континентальной  правовой традицией и учесть особенности  обычного права. Вместе с тем в  рамках новой институциональной  экономической теории права свободы  вполне могут рассматриваться как  подвид прав собственности. Это обусловлено  акцентом на стимулы в определении  значения прав для объяснения действий экономических агентов и взаимодействии между ними по поводу ограниченный ресурсов.

 

Есть и другой аспект определения  трансакции. Институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой  он может влиять на окружающую среду  непосредственно своими действиями, то есть за рамки физического контроля. Такое распространение оказывается  трансакциями в отличие от индивидуального  действия как такового {акции) или  обмена товарами.

 

Когда рассматривается трансакция, то в явном виде должны быть определены ограничения, социальный фон, или контекст, в котором они (действия) рассматриваются. Таким образом, трансакция оказывается  действием, положенным взаимодействием  между людьми.

 

В экономической теории взаимодействие между людьми рассматривается на фоне таких ключевых допущений как  ограниченность ресурсов, следование собственным интересам. Вот почему трансакция содержит в неявной форме  три момента, одновременно являющихся отражением трех видов социальных отношений: конфликта, зависимости и порядка16. В первом приближение конфликт можно  определить как отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного  ресурса. Взаимозависимость - отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством  взаимодействия. Порядок - отношение, посредством  которого определяется не только суммарный  выигрыш, но и его распределение  между заинтересованными сторонами.

 

Предложенное определение  трансакции позволяет анализировать  различные формы хозяйственной  деятельности в рамках одной и  той же системы понятий. Тем самым  данное определение - элемент общей  экономической теории с точки  зрения возможностей анализа альтернативных и/или взаимодополняющих экономических  систем.

 

Определение трансакции и  комментарии к нему дают возможность  сформулировать последовательность дальнейшего  изложения. Во-первых, следует рассмотреть  виды трансакций. Во-вторых, выяснить, чем обусловлены сосуществование  различных видов трансакций и  процесс замещения одного их типа другим.

 

Виды трансакций. Значение классификации трансакций состоит  в том, что она показывает возможности  сравнительного анализа дискретных институциональных альтернатив, опосредующих обмены между экономическими агентами. Дискретные институциональные альтернативы - это совокупность системно замкнутых (неделимых, взаимодополняющих) наборов  правил, опосредующих взаимодействие между людьми по поводу ограниченных благ.

 

Один из вариантов классификации  трансакций был предложен Дж. Коммонсом. Он выделял три типа трансакций: торговые, рационирования и управления17. Как уже отмечалось выше, в данном разделе речь пойдет только о чистых типах трансакций.

 

В торговой трансакции для  осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности  и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом  интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом и т.п. Таким  образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контрагентом наличия  ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении.

 

Торговая трансакция —  единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.

 

Примерами трансакции сделки могут служить действия на рынке  труда наемного работника и работодателя (или их союзов), поведение законодателей  на политическом рынке, действия кредитора  и заемщика на рынке временно свободных  денежных средств. Каждая из сторон самостоятельно принимает окончательное решение  об участии в обмене, хотя последний  может быть и несимметричным, если, скажем, разрозненным предпринимателям противостоит сильный профсоюз, или  наоборот. С этой точки зрения трансакция сделки осуществляется между равными  в правовом отношении, но не обязательно  равными в переговорной силе, де-факто, сторонами.

 

Однако в любом случае суть торговой трансакции состоит в  обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между  обменивающимися сторонами, что  является следствием симметричности правовых отношений, в которых оказываются  данные экономические агенты. Законодатель может отдать свой голос в поддержку  того проекта, в котором его интересы выражены относительно слабо, в обмен  на аналогичную поддержку со стороны  другого законодателя проекта, в  котором заинтересован первый. Таким  образом, с точки зрения современной  экономической теории логроллинг, суть которого сводится к поддержке одного законопроекта в обмен на поддержку  другого, является одной из форм торговой трансакции на политическом рынке.

 

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане  — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в  силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует  рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение  в качестве особого права свободы.

 

46.Типы трансакций  по Джону Коммонсу.

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане  — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в  силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует  рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение  в качестве особого права свободы.

 

Типы трансакций (классификация  трансакций Коммонса основана на правовом соотношении сторон):

 

- сделка (равноправное положение  сторон),

 

- управление (иерархичное  положение сторон),

 

- рационирование (доминирующее  положение одной из сторон),

 

 

47. Плюсы и  минусы от возможного введения  налога на дополнительный доход  от добычи УВ.

При плановой системе хозяйствования механизмы изъятия рентных доходов  нефтегазового сектора были весьма специфичными и по большей части  завуалированными. Во внутриэкономическом  обороте изъятие ренты осуществлялось за счет значительной дифференциации цен на сырую нефть и продукты ее переработки. Так, в середине восьмидесятых годов соотношение средних оптовых цен на сырую нефть и розничных цен на высокооктановый бензин составляло примерно 1:17, а на обычный бензин – 1:13. Доля косвенных налогов (налога с оборота), с помощью которых изымалась нефтяная рента, в цене этих продуктов составляла около 80%. Во внешнеэкономическом обороте изъятие ренты происходило за счет присвоения государством разницы между экспортными и внутренними ценами на нефть. Издержки добычи нефти в СССР (с учетом транспортных затрат) не превышали 40 долл./т, и, таким образом, экспорт каждой тонны нефти в первой половине восьмидесятых годов приносил государству потенциальный чистый доход в размере 150-200 долл. Реальные доходы, однако, были существенно меньше, поскольку большая часть экспорта нефти и нефтепродуктов приходилась на страны СЭВ, поставки энергоресурсов в которые осуществлялись по ценам ниже мировых (таким образом СССР фактически делился частью рентных доходов с другими социалистическими странами).

 

 Часть ренты изымалась  в неявном (завуалированном) виде. За счет искусственно заниженных  цен на энергоресурсы государство  фактически дотировало многие  отрасли экономики, включая сельское  хозяйство, большую часть обрабатывающей  промышленности и ВПК. В этом  случае процесс изъятия ренты  по существу совпадал с процессом  ее использования. Часть ренты,  однако, возвращалась государству  в виде налогов от дотируемых  секторов экономики, а также  косвенных налогов на потребительские  товары.

 

 С началом рыночных  реформ в механизмах изъятия  ресурсной ренты произошли радикальные  изменения. Законом РФ от 27 декабря  1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»  были законодательно закреплены  основы новой налоговой системы  России, включая платежи за пользование  недрами (в тот момент еще  не определенные законодательно) и налоги на нефтепродукты  (акциз на бензин и налог  на реализацию горюче-смазочных  материалов).

Информация о работе Институциональная экономика